Налоговая политика в современной России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая политика в современной России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Финансовая политическая линия Российской Федерации есть совместность методик и событий страны, направленных на внедрение денежных средств для упрочнения собственного запаса резервов (экономического, политического, военного, экологического, социального).

Налоговая политика в 2021 – 2023 годах

Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.

Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.

Отметим, что данный базовый прогноз строится исходя из цены нефти Юралс 45 – 48 $/барр. и курса доллара США к рублю в диапазоне 72 – 74 руб. за доллар США.

1 Введут обязанность предоставления банковской гарантии в таможенный орган для организаций, которые ввозят в РФ алкогольную продукцию с территории ЕАЭС, подлежащую маркировке федеральными специальными марками. Такая банковская гарантия должна предусматривать обязанность банка выплатить суммы акциза, неуплаченные налогоплательщиком или уплаченные не в полном объеме.

Введение такого требования необходимо для исключения рисков неуплаты акциза, которые возникли после отмены требования представлять при приобретении федеральных специальных марок обязательство об их использовании исключительно по назначению и документ, подтверждающий его исполнение.

2 Предоставят возможность уплаты акциза по маркируемой алкогольной и табачной продукции, ввозимой в РФ с территории ЕАЭС, путем распоряжения авансовыми платежами, предусмотренными российским законодательством о таможенном регулировании.

Это упростит для бизнеса процедуру уплаты акциза.

Налоговая политика государства

Теория и функции налогов – основные критерии, которые определяют налоговую политику государства.

Определение 4

Налоговая политика – это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства, которые направлены на формирование налоговой системы страны, с целью обеспечить финансовую потребность государства, а также отдельных социальных групп общества и развитие экономики страны посредством перераспределения финансовых ресурсов.

Для налоговой политики характерны последовательные действия государства, которые сконцентрированы на выработке научно-обоснованной концепции развития налоговой системы по определению важнейших направлений применения налогового механизма, а также разработка мер по внедрению налоговой системы и контролю за её эффективностью.

От состояния экономики, от целей, которые видит государство приоритетными в данный момент, зависят те методы, которые будут использоваться для осуществления налоговой политики. Он проводится с помощью следующих методов:

  • Управления.
  • Информирования.
  • Воспитания.
  • Консультирования.
  • Льготирования.
  • Контроля.
  • Принуждения.

Согласно основам экономической теории, выделяют три основные формы налоговой политики, однако на практике в чистом виде они не встречаются.

Первая форма. Выраженная фискальная политика, или политика максимальных налогов. Это тот случай, когда государство всеми методами повысить налоги и наполнить казну, чтобы покрыть превышение доходов над расходами. Такая политика чаще всего не достигает своей конечной цели и имеет крайне негативные последствия.

Объектом управления являются большое количество денежных отношений.

Субъекты управления — организационные структуры, которые осуществляют функции управления.

Цель управления финансами заключается в обеспечении:

— относительного баланса экономических интересов государства юридических и физических лиц;

— бездефицитный бюджет;

— устойчивость национальной валюты как основополагающего элемента экономических взаимоотношений.

Методы государственного регулирования включают в себя:

1. Прямое административное воздействие, а именно:

— лицензирование предпринимательской деятельности;

— финансовое дотирование и авансирование;

— проведение системы мер социальных гарантий и финансовой охраны в отношении малообеспеченных слоев народонаселения;

— использование финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.

2. Косвенные методы, в состав которых входят:

— вырабатывание конкуренции;

— снабжение стабильного функционирования расчетно-платежных отношений;

— проведение результативной таможенной политики;

— содействие развитию рынка капитала.

Составляющие финансовой политики:

1. Денежная политика представляется совокупностью действий в области валютного обращения, обращенная на подавление инфляции и выравнивание платежного баланса страны.

2. Кредитная политика, представляет совокупностью экономических способов и юридических норм, обращенных на подчинение кредитным капиталом.

3. Бюджетная политика — это активность аппарата правления по составлению и выполнению бюджета страны и регионов. Главным соглашением экономной политики проявляется сбалансированность бюджетов различных уровней. Бюджетная политика тесновато объединена с налоговой политикой.

4. Валютная политика — активность аппарата правления по урегулированию денежными операциями и управлению денежными ресурсами. Ее кругом занятия является денежный рынок зарубежной валюты, а также драгоценные камни и металлы.

5. Налоговая политика — система мероприятий страны в сфере обложения налогом. Предоставленная политика проявляется в нахождении размеров налогового бремени на людей и субъекты, закрепленные в Налоговом кодексе РФ. [9]

Таким образом, налоговая политика выступает в роли системы мероприятий страны в сфере налогов. Финансовая дисциплина верно определила и выделила главные взгляды налогообложения, т.е. базисные идеи и расположения, используемые в налоговой области, а также применяемые при развитии налоговой политики. [13]

Впервые главные расположения в сфере обложения налогом были выражены Адамом Смитом (основной его труд — книга «О имуществе народов», 1776 года). Соответственно его понятию, есть три родника имущества: земля — труд — капитал. Отсюда и различные формы налогообложения. Также разрешено разглядывать налоги на отдельные источники заработка; налоги на всю совокупность заработков. Следует заметить, что Адам Смит установил именитые критерии (взгляды) налогообложения:

— налоги должны выплачивать всем в согласовании с заработком;

— налог следует определить заблаговременно;

— налог нужно взыскивать в комфортное для плательщика время;

— взимание налогов обязано быть дешевым.

В данной курсовой работе мы подробно рассмотрели налоговую политику в современной России и направления ее реформирования. Дали определение налоговому планированию и провели анализ.

Как сказала Пупкова Г.А: «Налоги выступают в роли основного фискального инструмента государственного регулирования и стимулирования экономических процессов, где меняется величина и направленность денежных потоков». Налоги и налоговый механизм — неотделимая часть налоговой политики государства, а также это оружие косвенного влияния на экономику. Основным недостатком функционирующей налоговой системы числится то, что финансово-правовое урегулирование и ее прогресс основывается на преобразовании налоговой системы в основном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на углубление налогового пресса во взаимоотношении физических лиц при всех изъянах системы подоходного обложения налогом. В этой круге была и есть подобный вопрос, что представительные органы РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований не принимают во внимание научные посылки ученых в области налогов и обложения налогом государства. Именно поэтому правовая налоговая концепция РФ сформировала только совместные принципы урегулирования налоговой системы для того, чтобы снабдить формирование конституционных норм РФ.

Если же говорить о вопросах нынешней налоговой концепции РФ, то вначале следует сказать о проблеме налогового администрирования, так как налоговая система РФ все так же остается слишком громоздкой, растратой и непродуктивной. Большое количество налогов, а также и присутствие огромного количества бюрократических операций повергают к существенному росту трудоемкости, как налогового учета, так и налоговой проверки. Проблему стимулирования воздействия системы обложения налогом на финансовую занятие предприятий, формирование производства и финансовое формирование государства в целом, служит в настоящее время одной из существенных задач страны. Налоги обязаны делиться в одинаковой степени между федеральным центром и регионами. Тем не менее, самые актуальные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Москву, а другие на месте надлежащим образом не собираются. Некоторые местные налоги в принципе никак не окупают расходы на их сбор (прим. налог на собак). Еще один вопрос состоит в том, что наравне с законами функционируют многочисленные подзаконные акты: указания, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, как никак, усложняет работу самих налоговых служб. Этого сложно избежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны. На данный момент очень большой и спорный вопрос — это тяжесть налогового бремени. Так же проблема состоит и в неравномерности распределения налогов меж категорий налогоплательщиков. Так же не предусмотрена последовательность и соответствие уровня налоговых отчислений плательщиков в зависимости от уровня доходов. А также можно сказать, что все внимание налоговой службы направлено на тех плательщиков налогов, которых легко проверить, так, например, мелкие и средние предприниматели, когда основная часть увиливает от оплаты налогов, как на законном, так и на незаконном основании. Помимо посильной помощи формирования плательщиков современная налоговая политика обращена на всякое препятствование такому развитию.

Отметим также следующие недостатки действующей системы налогов:

— НДФЛ совершенно не способствует смягчению неравенства в распределении доходов и практически обратился в косвенный налог на заработную плату;

— налог на прибыль и налог на имущество организаций нешуточно замедляют рост в реальном производственном секторе;

-ч НДС «штрафует» импорт новой техники и современных технологий, надобных для освежения производственного потенциала страны, а также время неоправданно поощряет экспортеров необработанного природного продукта.

Можно сказать, что отрицательный социально-экономический эффект (включая фискальный) от использования данных видов налогов в России связан не только с их природой, сколько с видоизменившимися в стране общественными условиями. Данные налоги становились и вводились в действие в соглашениях промышленного капитализма, когда ход денег уравновешивался ходом материальных ценностей. В нынешних условиях финансового капитализма, где объем финансовых оборотов в сотни, раз превосходит оборот реальных товаров, где основная масса доходов вырабатывает в сфере услуг, финансовых операций, в сфере оборота фиктивного капитала, традиционные виды налогов оказываются непригодными для улавливания значительной, а иногда даже и большей части доходов, реализуемых в обществе.

Вследствие, надо реформировать налоговую систему ее кардинальная перемена повергнет за собой только отрицательные последствия. Несомненно, налоговые реформы будут обходиться исходя из того, что имеющаяся система всех налогов, механизмов их исчисления и методов проверки не должна принципиально модифицироваться. Сейчас же наблюдается тенденция к уменьшению налоговых ставок и уменьшению налогового бремени.

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются.[[

Читайте также:  Что является уважительной причиной для пропуска срока обжалования?

Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Методы реализации налоговой политики

Для эффективного проведения налоговой политики на государственном уровне необходимо выполнение следующих условий:

  • Формулировка и постановка целей с указанием приоритетных задач на текущий календарный год и на будущее (от 2 до 5 лет);
  • Определение оптимальных направлений для достижения целей и задач, разработка форм и методов организации фискальных отношений.
  • Планирование бюджетных показателей по уровням, видам и группам налогов;
  • Подбор высококвалифицированного персонала;
  • Проведение налогового анализа и контроля по результатам бюджетных ассигнований для последующей корректировки форм и методов налоговой политики.

Параметры налоговой системы во многом зависят от проводимой государством налоговой политики, под которой понимается совокупность мероприятий, осуществляемых государством для обеспечения своевременной и полной уплаты налогов и сборов на уровне, позволяющем обеспечить его необходимыми финансовыми ресурсами.

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и роста общественного богатства. Отправной точкой в реализации налоговой политики является не только обеспечение законного порядка взимания налоговых платежей с налогоплательщиков, но и комплексная оценка экономических отношений, которые складываются под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение положений налогового законодательства, а его совершенствование.

Налоговая политика осуществляется Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями. Министерство финансов Российской Федерации несет прямую ответственность за проведение единой налоговой политики в Российской Федерации, а Министерство по налогам и сборам Российской Федерации отвечает за разработку и реализацию этой политики.

Налоговая политика осуществляется ими с помощью:

  • Менеджмент;
  • Информирование;
  • Обучение;
  • Консалтинг;
  • Преференциальный режим;
  • Контроль;
  • Принуждение.

Управление заключается в организации и распоряжении деятельностью и налоговых органов, направленной на создание совершенной системы налогообложения, основанной на знании и применении объективных законов ее развития.

Налоговое управление осуществляется государственными органами, которые несут прямую ответственность за реализацию налоговой политики. Например, Минфин России совместно с ФНС России и другими федеральными органами исполнительной власти разрабатывает предложения по налоговой политике развитию налогового законодательства и совершенствованию налоговой системы в Российской Федерации.

В настоящее время структура Федеральной налоговой службы России выглядит следующим образом:

  1. Центральный аппарат Федеральной налоговой службы (26 управлений).
  2. Управление Федеральной налоговой службы в субъектах Российской Федерации
  3. Межрайонные инспекции (МРИ) Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации;
  4. Территориальные инспекции;
  5. Межрегиональные инспекции (МИ) для крупных налогоплательщиков;
  6. Межрегиональные инспекции (МИ) для центральной обработки данных;
  7. Другие структуры:
  • Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы (ГНИВЦ);
  • Государственный научно-исследовательский институт развития налогов и сборов (ГНИИРС);
  • 5 учебно-методических центров;
  • Печатные издания: «Российский налоговый курьер», Налоговая практика.

В отличие от традиционных инспекций, которые осуществляют контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, МРИ и МИ строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Информирование (пропаганда) — это деятельность финансовых и налоговых органов по предоставлению налогоплательщикам информации, необходимой им для надлежащего выполнения своих налоговых обязательств.

Информирование направлено на осознание налогоплательщиками необходимости добросовестного исполнения своих налоговых обязательств и предполагает просветительскую работу по разъяснению государству и обществу необходимости налогообложения.

На современном этапе налоговая политика является одной из важнейших частей финансовой политики, регулирующей экономические процессы в обществе. Он представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задачей которого является определение оптимального уровня налоговой нагрузки в зависимости от характера экономических задач, поставленных в настоящее время.

В ходе исследования установлено, что налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, целью которых является определение оптимального уровня налоговой нагрузки в зависимости от характера текущих макроэкономических задач. Под налоговой политикой также понимается совокупность юридических действий органов власти и управления, определяющих направленное применение налогового законодательства.

Основные цели налоговой политики формулируются следующим образом:

  • Нахождение баланса в процессе одновременной реализации конкурирующих функций налогов;
  • Обеспечение такого уровня налоговых поступлений в бюджетную систему, который был бы достаточен для выполнения расходных обязательств государства.
  • Ограничение возникающих диспропорций в распределении доходов;
  • Стимулирование достижения общественно значимых целей, связанных с экономическим и социальным развитием
  • Нейтрализация рисков, негативно влияющих на экономическую безопасность государства.

Основным направлением фискальной политики страны остается обеспечение устойчивости бюджета и сбалансированности бюджетной системы. Также борьба с массовым оттоком капитала за рубеж и лишением налоговой базы в Российской Федерации является приоритетным и последовательно реализуемым направлением налоговой политики Российской Федерации.

Одной из новых мер по стимулированию предпринимательской активности и налоговой «формализации» отношений с государством со стороны малого бизнеса стало введение «налоговых каникул» для малого бизнеса в 2015-2018 годах.

Правильно выбранная и организованная налоговая политика позволяет достичь целей государства.

Налоговая политика и смежные с ней сферы

Прежде всего, это бюджетно-налоговая политика. Ее основной признак — деятельность государственных институтов, вовлеченных в соответствующие процессы. Она направлена, во-первых, на стимулирование роста бюджетных доходов, а во-вторых, на создание условий для эффективного их использования. В состав финансовой политики входит также таможенная сфера. Это обусловлено тем, что значительный объем финансовых потоков, контролируемых государством, формируется именно на государственной границе — как результат взимания различных сборов и пошлин. Государственная налоговая политика также соседствует с монетарным направлением деятельности политических институтов. Здесь речь идет об активностях, в рамках которых эмитируется национальная валюта, ведется управление банковской сферой, решаются вопросы кредитования, формирования резервов и т. д. Существует также налоговая учетная политика. Можно отметить, что соответствующие ей активности многие эксперты относят к тем, что свойственны как раз таки для субъектов правоотношений, не относящихя к политическим институтам. Данный вид деятельности — прерогатива бизнесов, перед которыми стоит задача корректного исчисления сборов и контроля над их своевременной уплатой в государственную казну.

Налоговая политика предприятия (если условиться, что данный термин в полной мере применим к деятельности субъектов вне государственной сферы) или политических институтов, так или иначе, базируется на совокупности неких принципов, которые, в свою очередь, становятся частью налогового механизма, в функционировании которого принимает участие непосредственный субъект финансовых отношений. Каковы его характеристики и особенности?

Налоговый механизм, реализуемый на уровне национальной экономики, хозяйственной системы региона, муниципалитета или отдельного предприятия — это совокупность методов, с помощью которых тот или иной субъект правоотношений в финансовой сфере достигает своих целей. Для государства это увеличение налогов (не в ущерб интересам бизнеса), для предприятий — уменьшение сборов (без негативного влияния на бюджет). Основные элементы механизма, о котором идет речь — это планирование, регулирование, а также контроль.

Налоговая политика государства: сущность, цели и формы

В течение XX в. наблюдалось усиление регулирующей роли государства в развитии экономики, сопровождающееся беспрецедентным увеличением государственных расходов и соответственно доли финансов, перераспределяемых посредством налогов. Вместе с тем эффективная реализация новой роли государства в экономике в настоящее время уже немыслима без научно обоснованной и понятной простым налогоплательщикам государственной налоговой политики.

Налоговая политика — это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.

При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как «субъекты налоговой политики», а также ее «цели», «методы» и «формы».

Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленным налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков. Состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства (унитарным, федеративным) и соответственно дифференциацией уровней правления. В РФ такими субъектами являются уровни правления: федеральный, региональный и местный.

Масштаб влияния их на государственную налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма. Как правило, субъекты налоговой политики имеют полномочия по установлению особенностей исчисления налоговой базы, налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней налогов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодательством.

Соотношение значимости налогов, входящих в перечни федеральных, региональных и местных налогов, в первую очередь фискальной значимости их налоговых баз, и определяет масштаб влияния каждого субъекта на государственную налоговую политику в целом. Доминирующее влияние оказывает Федерация, которая, кроме того, имеет полномочия и по установлению самих перечней налогов. Значительно меньшее воздействие оказывают законодательные органы субъектов РФ, еще меньшее — представительные органы местного самоуправления. На федеральном уровне активными субъектами налоговой политики являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Выбор конкретных форм и методов определяется теми целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Среди них выделяют цели, представленные на рисунке.

Налоговая система и её структура. Тенденции развития налоговой системы России.

Поделись с друзьями

Налоговая система включает в себя как сами налоги и сборы, так и весь спектр отношений, возникающих в связи с налогообложением. Налоговая система — это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов.

Налоговая система должна чутко реагировать на любые изменения в экономической, социальной и политической обстановке в стране.

Структура налоговой системы любого государства определяется следующими факторами: уровнем экономического развития, общественно-экономическим устройством общества, господствующей в обществе экономической доктриной, государственным устройством общества (унитарное или федеративное), историческим развитием налоговой системы.

В России на высшем уровне находится Министерство финансов РФ и часть этого министерства – налоговая служба. На региональном уровне работает федеральная служба РФ. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

Федеральные налоги и сборы: Налог на добавленную стоимость Акцизы Налог на доходы физических лиц Налог на прибыль организаций Налог на добычу полезных ископаемых Водный налог Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Государственная пошлина

Региональные налоги: Налог на имущество организаций Налог на игорный бизнес Транспортный налог

Местные налоги: Земельный налог Налог на имущество физических лиц

Специальные налоговые режимы: Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН) Упрощенная система налогообложения Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции Патентная система налогообложения

Читайте также:  Как провести по бухгалтерии благотворительную помощь

Уровень налогового бремени в России значительно выше, чем в экономически развитых странах, хотя даже там налоговая нагрузка считается высокой. Несмотря на то, что ставка налога на прибыль в целом ниже мирового уровня, уровень реального изъятия прибыли в РФ значительно выше. Это связано c более широкой налогооблагаемой базой, так как в нее включаются многие виды расходов, которые в международной практике принято исключать из налогооблагаемой базы, отечественной методикой определения налогооблагаемой прибыли не учитывается фактор инфляции, в результате чего налогооблагаемая прибыль неоправданно завышается, что влечет уклонение от налогообложения.

Нестабильность налогового законодательства, которая оказывает негативное воздействие на мотивацию деятельности потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Нестыковка налогового и других видов законодательства, в частности Гражданского права. Налоговая система страны характеризуется серьезной асимметричностью. Она не является нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков. Основную тяжесть налогового бремени несут юридические лица, в частности крупные предприятия, вследствие меньшей возможности уклонения от налогов, существующего порядка уплаты налогов, усиленного контроля налоговых органов. Наконец, налоговая система России является одной из самых громоздких в мире, что делает ее функционирование значительно дороже. Множественность взимаемых налогов, сложная методика определения налогооблагаемой базы, наличие многочисленных льгот не только удорожает стоимость бухгалтерского труда на предприятиях, но и требует все увеличивающегося числа работников налоговых органов, дополнительных расходов по компьютеризации их деятельности.

Основные тенденции развития налоговой системы:

направленность налогообложения на увеличение доходов государства и обеспечение сбалансированности бюджета;

устранение двойного обложения на разных стадиях продвижения товаров или разных уровнях административного управления;

ориентация налоговых льгот по отдельным налогам с учетом приоритетов экономической и фискальной политики.

общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;

устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;

поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;

повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;

развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;

совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;

повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;

гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;

усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков ;

выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;

совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Концепция налоговой политики

Налоговая политика – интересный вопрос, потому что, задействуя определенные рычаги, можно достигнуть определенных результатов. Вопрос о налоговой концепции в Латвии – это мой любимый вопрос. Я, конечно, не могу говорить от имени бюджетной комиссии, только от своего, поэтому излагаю свои мысли и свое видение. Если мы посмотрим на общую налоговую нагрузку, то на европейском фоне Латвия является зоной низких налогов. Высокие налоги в Нидерландах, Швеции, Бельгии, Дании, Франции, Великобритании, и это страны с высоким уровнем благосостояния. При высоких налогах много денег остается для распределения на социальные нужды, благосостояние. Вопрос в том, способен ли предпринимательский сектор, единственный “производитель” налогов в стране, это обеспечить? Латвия находится в зоне с низкими налогами. В Румынии, Болгарии уровень благосостояния низкий даже по сравнению с Латвией.

Самая большая проблема – это не налоговая нагрузка, а собираемость и сегмент теневой экономики, потому что, если налоги высоки, но платятся избирательно, то автоматически становятся неконкурентоспособными те, кто платит налоги. Если платят все, это не влияет на конкуренцию. Поэтому с точки зрения политики важно обеспечить равноправные условия конкуренции, то есть контролировать дисциплину уплаты налогов.

Это, конечно, влияет на конкуренцию между государствами, но локально, на внутреннем рынке – нет.

Высокие налоги, большие зарплаты, значительные налоговые отчисления с зарплат, активный оборот денег – экономика развивается быстро. Если говорить о Латвии, то мы с аналогичными другим странам номинальными налоговыми ставками собираем меньше налогов. Мы на 6 процентных пунктов отстаем от среднеевропейского показателя теневой экономики. Это много. Если 1% от ВВП составляет 250 миллионов, значит, мы не собираем около 1,5 млрд евро по сравнению со страной аналогичных номинальных налоговых ставок. Если бы мы могли все собирать, наш бюджет составлял бы не 7,5 млрд евро, а 9 млрд.

Это огромная разница. Если мы минимально на 1 процентный пункт в год могли бы улучшать собираемость, не поднимая ставок, и так понемногу продвигаться вверх, это имело бы колоссальное значение. Если наш бюджет ежегодно был бы на 200 -250 млн больше предыдущего, мы шли бы вперед с шагом не 250, а 500 млн в год! И платили бы медикам, педагогам, пенсионерам, мы платили бы налог на рабочую силу, социальные взносы. И в Латвии началось бы движение. Наша проблема – это теневая экономика.

Тогда нужно выделять дополнительные ресурсы на борьбу с теневой экономикой?

Без сомнения. Мы идем к некоторым очень важным вещам. Во-первых, есть реверсный порядок уплаты НДС в бизнесе компьютерной техники и мобильных устройств.

Какова здесь схема мошенничества?

В Латвии не производят мобильные телефоны. А мобильные телефоны, особенно новые модели, выходящие на рынок, — это модная вещь, их всем нужно, оборот быстрый. Здесь чрезвычайно важна цена, и, если она на 5 евро ниже, она уже очень привлекательна. Устройство поступает в Латвию с НДС 0 евро, затем появляется фиктивный посредник, который не платит никаких налогов, так что 21% — уже выгода; ½ забирает организатор схемы и на ½ снижает цену. В Латвии цены ниже, чем у официальных дилеров для зарегистрированных распространителей. Этот неуплаченный налог платим мы все. До лета прошлого года 2/3 мобильных телефонов, купленных в ЕС, шли через Польшу. Польша тоже не производит iPhone. С 1 июля 2014 года они приняли этот реверсный порядок уплаты НДС, и дилер Apple в Балтийском регионе увеличил оборот в четыре раза. Мы ясно видим, что польские схемы переносятся в Балтию. С 1 апреля следующего года у нас в Латвии тоже будет этот реверсный НДС, следовательно, одну схему мошенничества мы ликвидируем.

Вторая сфера, в которой много предложений, — это борьба с теневой экономикой в таксомоторных компаниях. Третье – это строительство, где тоже громадный теневой сектор. Значительная часть налогов не собирается из-за режима микроналога, который процветает в этой отрасли. Важно ввести четкие нормы, а это всегда вызывает протест. Например, строится объект, который зафиксирован в смете, и четко известно, сколько и каких материалов требуется, какой труд там нужно вложить и так далее. Должна быть адекватная уплата налогов, но, поскольку нормативы не имеют силы закона, их невозможно объединить в единую цепь, так как у СГД нет инструментов, как это сделать.

Следующее, что стоит на повестке дня Сейма – это поправки к уголовному закону, предусматривающие криминализацию зарплат “в конвертах”. Это преступление, за которое нужно сажать в тюрьму.

Пятое – это кассовые аппараты. Честным торговцам ничего не грозит. То, что вложит добросовестный торговец, если ему придется усовершенствовать кассовую систему согласно требованиям, — это меньший расход, чем то, что он теряет, если жулик за углом торгует без чеков и дешевле. Я хотел бы видеть стремление самой отрасли к самоочищению. Любое хорошее начинание всегда ▶ сталкивается с противодействием. Противодействия нет только в том случае, если мы ошибаемся. Отрасль не вкладывает много в кассовые аппараты. Следующий шаг – вмешательство в работу кассовых аппаратов. Без сомнения, такие действия должны быть криминализованы. Как мы помним по печально известному прецеденту с Gan Bei, в результате никто не был наказан. Они обещали… мошенничать меньше, и все идет своим чередом. То, что видим мы в телепередаче “Запрещенный прием” о возможности договориться о перепрограммировании кассового аппарата – все это уголовно наказуемые деяния. Конечно, есть еще возможность – продавец выбивает чек, клиент выходит за дверь, и продавец аннулирует чек. Продажи не было! Бывает, что не хозяин мошенничает, а продавец. Исторически кассовые аппараты были введены, чтобы контролировать, не обманывает ли продавец хозяина. Думаю, что СГД выдвигает довольно соразмерные предложения. Я вместе с Министерством финансов и СГД участвую в рабочей группе по борьбе с теневой экономикой, и там появляются очень хорошие идеи, которые нельзя ввести “завтра утром”. Норма, в любом случае, должна быть соразмерна и точно адресована. От нормы не должен пострадать невиновный, потому что некоторые могут и ошибаться. Норма должна быть ясно, точно нацелена. Наша цель – в течение шести лет достичь среднеевропейского показателя теневой экономики – 28 %, вместо наших нынешних 34%. В Скандинавии этот процент еще меньше. Здесь я и вижу ресурс – мы можем решить очень многие проблемы, не повышая налоги, и это существенно.

Если говорить о налогах на рабочую силу, то больше всего дискуссий вызвал налог солидарности, который устраняет регрессивность выплат с зарплаты. Я думаю, что мы постепенно придем к небольшой прогрессивности в налоге на зарплаты. Не нужны излишества, к которым призывают социал-демократы, потому что тогда мы действительно убьем бизнес. В мире действует принцип маятника – правые или центристские силы умеют зарабатывать деньги, но не могут их распределять, а социал-демократы умеют распределять, но не могут зарабатывать. Если публика недовольна распределением, к власти приходят социал-демократы, они красиво распределяют, и, когда публика недовольна тем, что распределять уже нечего, снова приходят правые… Небольшая прогрессивность нужна, но она связана с одной вещью – с всеобщим декларированием. Обо всем, что мы легально зарабатываем, знает СГД. А заполнение декларации – это, по существу, подтверждение информации из письма СГД – о том, что все зафиксировано правильно, или же, в противном случае, вносятся изменения и отправляются СГД. Налогом должны облагаться суммарные годовые доходы всех жителей, потому что, если посмотреть на зарплаты, это становится невозможной миссией – наша шкала зарплат так уплотнена! Например, налог солидарности касается только 4700 человек, у которых зарплаты больше 4000 евро в месяц. Нет смысла вводить шкалу прогрессивности, потому что нужно смотреть на все доходы, полученные в течение года. Этого без декларирования сделать нельзя.

Налоговая и таможенно-тарифная политика

Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Создания кодекса неналоговых платежей.
  3. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  4. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
Читайте также:  Как рассчитывается стоимость полиса ОСАГО в 2023 году

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Реферат: Налоговая система и налоговая политика Российской Федерации

Выше мы отметили, что понятие налоговой политики может быть связано не только с деятельностью государственных органов, но также и с активностями различных субъектов правоотношений, не относящихся к политическим институтам. Многие эксперты считают, что термин, о котором идет речь, допустимо трактовать в контексте деятельности любых субъектов, которые так или иначе связаны с налогами.

Однако предприятия в этом случае будут, вероятнее всего, объектами соответствующего административного воздействия со стороны власти, то есть налогоплательщиками, а государственные и муниципальные органы — субъектами, теми, кто взимает в законном порядке соответствующие сборы в казну. Термин «налоговая политика предприятий», по сути, корректен, однако оспаривается экспертами, приводящими вышеперечисленные аргументы. То есть политика как вид деятельности должна проводиться прежде всего институтом, претендующим на субъектность, считают аналитики.

Прежде всего, это бюджетно-налоговая политика. Ее основной признак — деятельность государственных институтов, вовлеченных в соответствующие процессы. Она направлена, во-первых, на стимулирование роста бюджетных доходов, а во-вторых, на создание условий для эффективного их использования. В состав финансовой политики входит также таможенная сфера. Это обусловлено тем, что значительный объем финансовых потоков, контролируемых государством, формируется именно на государственной границе — как результат взимания различных сборов и пошлин. Государственная налоговая политика также соседствует с монетарным направлением деятельности политических институтов. Здесь речь идет об активностях, в рамках которых эмитируется национальная валюта, ведется управление банковской сферой, решаются вопросы кредитования, формирования резервов и т. д. Существует также налоговая учетная политика. Можно отметить, что соответствующие ей активности многие эксперты относят к тем, что свойственны как раз таки для субъектов правоотношений, не относящихя к политическим институтам. Данный вид деятельности — прерогатива бизнесов, перед которыми стоит задача корректного исчисления сборов и контроля над их своевременной уплатой в государственную казну.

Налоговая политика государства может оказывать сильнейшее влияние на национальную модель развития экономики. Это прослеживается сразу в нескольких аспектах. Во-первых, от того, насколько эффективным будет сбор налогов, зависят бюджетные возможности государства, а значит, способность властей выполнять свои обязательства, прежде всего социального характера. Во-вторых, регулируя величину тех или иных налогов, вводя какие-либо из них или, наоборот, отменяя, государство в значительной степени определяет динамику развития национальной предпринимательской сферы, формирует условия для ее инвестиционной привлекательности. Некоторые эксперты считают, что налоговая политика государства — это, по сути, постоянный поиск компромисса между двумя отмеченными началами. То есть, с одной стороны, власть желает выполнять свои бюджетные обязательства, с другой — обеспечивать комфортные условия ведения деятельности для налогоплательщиков.

Выполнение социальных задач — не единственная цель, которую предопределяет бюджетно-налоговая политика, проводимая государством. Есть и другие. В числе важнейших с точки зрения поддержания суверенитета страны — это финансирование в достаточных объемах национальных вооруженных сил, правоохранительных органов и других институтов исполнительной власти, важных с точки зрения качества политического управления государством. Ресурсы для пополнения бюджета в требуемых объемах нужны государству с точки зрения решения приоритетных задач на международной арене. Если инструменты налоговой политики, используемые властями, в достаточно мере эффективны, то монетарные власти страны с минимальной вероятностью будут зависеть от иностранных кредиторов. Суверенный бюджет — одно из ключевых условий выстраивания успешного, независимого государства.

Каковы основные направления налоговой политики в современных государствах? Какова структура рассматриваемого направления деятельности институтов политического управления? Эксперты выделяют три основных компонента налоговой политики.

Во-первых, это концептуальная проработка ключевых элементов стратегии государства в области сбора платежей в казну. В рамках данного направления деятельности часто задействуется научный инструментарий, используются результаты исследования объективных законов развития экономики страны, особенностей выстраивания социальных коммуникаций.

Во-вторых, это определение оптимальных механизмов распределения доходов исходя из необходимых приоритетов в финансировании тех или иных отраслей экономики государства, а также специфики международной и внутренней политической обстановки.

В-третьих, это практическая законотворческая, исполнительная, а в ряде случаев также и судебная деятельность государственных органов власти, основанная на проведенной работе в рамках первых двух направлений активностей политических институтов.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.

В течение многих веков на развитие налогов не оказывали какое-либо существенное воздействие теоретические соображения. Налоги, как правило, формировались из чисто практических подходов, прежде всего из потребностей пополнения доходов казны. Однако в начале 19 века начинается формирование серьезных теоретических воззрений на природу и сущность налогов, их место в жизни общества. По мере становления налогов менялось представление об их месте и роли в обществе, углублялось и конкретизировалось и определение налогов.

Сущность налогов проявляется в их функциях. При обосновании функций налогов отчетливо проявляются две тенденции – зауженная трактовая функций и расширительная. Согласно первой считается, что единственной функцией налогов является фискальная. Действительно, само появление налогов прежде всего было обусловлено необходимостью обеспечения доходами бюджета государства.

Вместе с тем было бы ошибочно сводить все функции налогов к одной, хотя и весьма важной. Очевидно, что установленный налог, его ставки, выбор налогоплательщиков, льготы, механизм изъятия оказывают серьезное влияние на экономические интересы распределение и перераспределение финансовых потоков. Следовательно, наряду с фискальной необходимо выделить как минимум еще одну функцию – распределительную. В экономической литературе имеются попытки выделить и другие функции – стимулирующую, контрольную, экономическую и др.

Базовая структура налоговой политики

Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.

В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:

  1. Общий блок.
  2. Правила формирования и оптимизации налоговой базы.

В общей части указываются сведения о:

  • лицах, ответственных за ведение учета;
  • принципах учета в сфере налогов;
  • установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).

Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:

  • правила расчета налоговой базы в разрезе по видам налогов;
  • прогнозный налоговый бюджет;
  • составленный с учетом индивидуальных особенностей деятельности компании налоговый календарь;
  • принципы и цели отслеживания дебиторской задолженности, выделение долгов с истекшим сроком давности;
  • анализ целесообразности создания резерва по сомнительным долгам, возможности уменьшения с его помощью платежей по налогу на прибыль;
  • пути обеспечения оперативности бухгалтерского учета и систематизации данных;
  • описание текущей и перспективной налоговой оптимизации, реализуемых при помощи льгот;
  • анализ продолжительности производственного цикла с целью его дальнейшей оптимизации для уменьшения облагаемой базы при исчислении налога на имущество;
  • перечень применяемых налоговых регистров с их кратким описанием.

Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей. При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения. Это актуально для организаций, совмещающих ЕНВД и УСН.

Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации. Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *