Пошаговая инструкция импорта: как начать импортировать товары?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пошаговая инструкция импорта: как начать импортировать товары?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Данная инструкция актуальна как для предпринимателей, планирующих импорт товаров из Китая в Россию, так и для бизнесменов, работающих с поставки внутри ЕАЭС, то есть при импорте товаров из Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии.

Пошаговая инструкция по импорту

Пошаговая инструкция по импорту товаров, подготовленная нашими юристами, касается исключительно конкретных шагов по началу внешнеэкономической деятельности.

Общие вопросы, связанные с выбором товара, поиском поставщиков, согласования условий поставок, ведения переговоров и бизнес-планирования в данной инструкции рассмотрены не будут.

Рекомендуем ознакомиться: «Как стать участником ВЭД?»

Итак, как начать импортировать товары в Россию?

Цена растаможки авто из Казахстана для физических лиц

Цена растаможки авто из Казахстана в Россию состоит: из оплаты утильсбора, и в некоторых случаях расходов связанных с оформлением свидетельства безопасности конструкции ТС (СБКТС), подключением к “ГЛОНАСС” (если авто не подключен).

Утильсбор

Утильсбор на авто для физлиц зависит от возраста автомобиля и указан в Таблице 1.

Таблица 1. Утилизационный сбор на авто из Казахстана для физических лиц

Утилизационный сбор

автомобиль возрастом не более 3 лет:

3400 рублей

автомобиль возрастом старше 3 лет:

5200 рублей

Почему импорт из Казахстана — это удобно и выгодно

Меньше головной боли на таможне. Импортировать из Казахстана просто, потому что вместе с Россией он состоит в ЕАЭС. Это значит, что у стран единая таможенная территория и при ввозе товаров не нужно платить таможенную пошлину. Документы можно оформить по упрощённой системе: вместо таможенной декларации, подать статистическую форму учёта перемещения товаров.

Вычет НДС. При импорте из Казахстана в Россию покупатель должен уплатить ввозной НДС в размере от 10 до 20% в зависимости от категории продукции. Но после реализации товаров на основе документов об уплате НДС налог можно принять к вычету и уменьшить. Работает так же, как и в случае с импортом из Белоруссии.

Широкий ассортимент продукции. В Казахстане не так много заводов и фабрик, как в Китае, но здесь большое внимание уделяется качеству, созданию продукции из местного сырья. На государственном уровне существуют программы поддержки несырьевого экспорта, а фабрики из Казахстана становятся партнёрами и подрядчиками брендов мирового уровня. В республике можно закупить одежду и обувь, бытовую химию, пищевую продукцию, товары для дома и ремонта.

Простая система оплаты и общения. Вести коммуникацию с Казахстаном можно на русском языке, а также обсудить возможность оплаты сделок в рублях.

Особенности экспорта товаров двойного назначения

Осуществить экспорт товаров в Казахстан затруднительно, если эти товары могут использовать в военных целях. Но даже если такого намерения нет, следует учитывать, что некоторые экспортеры даже не подозревают, что их товары могут попасть в данную категорию. К примеру, кто бы мог подумать, что оптические линзы или липкая лента зеленого цвета могут быть товарами двойного назначения. В данном разделе подробно разберем, существует ли перечень таких товаров и что делать, чтобы все-таки получить разрешение на экспорт товаров в Казахстан.

Что такое товары двойного назначения? Так называют продукцию, которая применяется в гражданских целях, но может быть использована для создания самых разных видов вооружения. Это может быть оборудование, различные материалы, сырье. Кроме того, в данный список входит и некоторая информация научно-технического характера, которая может быть применима при создании:

  • различной военной техники и вооружения;

  • ядерного и ракетного оружия;

  • химического и бактериологического оружия.

Все товары двойного назначения в обязательном порядке проходят экспортный контроль, который представляет собой систему защиты интересов страны при конверсии оборонной промышленности, при расширении ВЭД и следовании международным обязательствам по нераспространению оружия массового поражения. Система экспортного контроля реализуется Комиссией по экспортному контролю при российском правительстве.

В 2010 году Таможенный союз между бывшими странами СССР, Казахстаном, Белоруссией и Россией не только начал функционировать, но и установил Единый перечень товаров, которые подлежат лицензированию при экспорте в Казахстан и другие страны союза. В каждой стране имеются свои инстанции, которые выдают лицензии товарам. Например, на территории России такую деятельность осуществляет Минпромторг.

Применение данного договора на практике показало, что чаще всего в Минпромторг обращаются за лицензиями на высокочастнотное и радиоэлектронное оборудование и прекурсоры.

На таможне каждому товару присваиваются определенные коды ТН ВЭД, которые совпадают с подобным кодом товара, являющегося объектом экспортного контроля. Лицо, осуществляющее грузоперевозку, должно предъявить документацию, которая бы свидетельствовала о том, что лицензия в отношении этих товаров не нужна, или, наоборот, необходима. Существуют общие и частные признаки товаров двойного и военного назначения, по которым определяется необходимость оформления на них лицензии: код ТН ВЭД СНГ и некоторые значения характеристики товара. При совпадении только общих признаков лицензия не нужна.

Например, товар может быть классифицирован как продукция двойного назначения согласно коду, но при этом обладать характеристиками, не соответствующими реальному уровню угрозы. Например, бинокли могут быть расценены как товар двойного назначения, потому что их можно использовать в военных целях. Но если в реальности такой бинокль приближает достаточно слабо, то и лицензия на этот товар не нужна.

Читайте также:  Признание брака недействительным в суде

Следует отметить, что определенные организации, в соответствии с постановлением № 477 от 21.06.2011 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля», имеют разрешение на осуществление экспертизы контролируемых товаров и технологий.

Что же касается товаров, которые могут стать проблемными при их экспорте в Казахстан, то, к сожалению, такого полного перечня не существует. Есть различные постановления и приказы, но никто не проводил работу по сведению их в единый реестр. Таким образом, имеется лишь код ТН ВЭД, по которому решение принимается таможенными органами на месте, исходя из характеристик товаров.

Товары двойного назначения перечислены в указе Президента № 1661 от 17.12.11 г. Список этот довольно объемный: пять разделов включает девять категорий товаров.

К примеру, если вы экспортируете в Казахстан токарный станок с числовым программным управлением, то он попадает в список продукции двойного назначения. Если при сравнении его технического описания с характеристиками, данными в указе, выявлены совпадения, то надо будет получить лицензию на его вывоз или предписание о том, чтобы не относить данный станок к объектам экспортного контроля. Обычно такие предписания оформляются в течение двух-четырех недель.

Нельзя сбрасывать со счетов и личный фактор, ведь за выпуск товаров на экспорт отвечает таможенный инспектор. Например, он может настоять на проведении экспортного контроля технически сложного товара, поскольку сам недостаточно компетентен в технических вопросах. Но экспорт сложной техники в Казахстан из России – явление относительно редкое, т. к. импортных поставок намного больше, чем экспортных.

На таможне могут запретить экспорт какого-либо товара в Казахстан в случае, если имеются сомнения на счет возможностей его применения. Кроме того, отсутствие какой-либо документации также станет весомым основанием для отказа. Поэтому так важно иметь на руках лицензию или какие-то иные документы (техдокументация, заключение ФСТЭК), которые способны подтвердить, что данный товар после экспорта в Казахстан не будет применен для военных целей.

Как уже говорилось, частым предметом споров при экспорте товаров в Казахстан становятся бинокли. Конечно, имеются четко прописанные критерии оптических приборов, которые нельзя провозить через границу, но следует понимать, что таможенные служащие – такие же люди, и они могут ошибиться либо просто в силу каких-то подозрений запретить экспорт определенного товара в Казахстан.

При экспорте в Казахстан как товары двойного назначения могут быть классифицированы электронно-оптические преобразователи, обладающие приведенными ниже признаками:

1. В волновом диапазоне 400–1050 нм имеют максимальную спектральную чувствительность.

2. Использование в электронном усилении изображения:

  • микроканальной пластины, имеющей межцентровое расстояние до 12 мкм, не более;

  • электронного чувствительного элемента с шагом небинированных пикселей до 500 мкм, не более. При этом он должен быть разработан или модифицирован таким образом, чтобы зарядовое умножение достигалось не так, как в микроканальной пластине.

3. Фотокатоды таких видов:

  • многощелочные (к примеру, S-20 или S-25), имеющие интегральную чувствительность свыше 700 мкА/лм;

  • GaAs либо GalnAs фотокатоды;

  • прочие полупроводниковые, выполненные на основе соединений III – V;

Готовьте результаты ПЦР и справки о вакцинации

Также не забывайте, что на границе с вас могут потребовать отрицательный ПЦР-тест на коронавирус. Прибывающие в Казахстан должны предоставить справку о результате анализа, сданного не раньше чем за 72 часа. Справка не нужна:

  • детям до 5 лет;
  • тем, кто ревакцинировался или прошел полный курс вакцинации в Казахстане не больше полугода назад (при этом требуется справка, подтверждающая это);
  • при предъявлении паспорта/сертификата/справки о вакцинации от COVID-19, признанных действительными на территории республики. Речь идет о прививках, поставленных в следующих странах: Аргентине, Армении, Белоруссии, Белизе, Боливии, Великобритании, Венгрии, Грузии, Индии, Индонезии, Иордании, Иране, Канаде, Киргизии, на Мальдивах, Молдове, Монголии, Перу, Сан-Марино, Сербии, Таиланде, Тунисе, Турции, на Филиппинах, Черногории, Чехии, Шри-Ланке, Эквадоре, Эстонии, Японии.

Для въезда в Россию отрицательный ПЦР-тест не просят только у тех, кто вакцинировался на территории РФ, причем с момента последней прививки должно пройти максимум 6 месяцев. Кстати, срок действия справки об отсутствии ковида в этом случае меньше, чем при въезде в Казахстан: 48 часов с момента готовности результата до пересечения границы.

Что такое импорт и какими налогами он облагается?

Импорт (в разрезе рассматриваемого вопроса) –это ввоз товаров на территорию стран, входящих в ЕАЭС. Если ввозимые товары подлежат таможенному декларированию в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС, то к ним применяется понятие «облагаемый импорт».

В соответствии со ст.422 НК РК, если импорт на территорию Казахстана производится с территории стран ЕАЭС, он подлежит обложению НДС по стандартной ставке 12%. При этом неважно, стоит ли импортер на учете в качестве плательщика НДС, или нет –обязанность по уплате налога в этом случае у него возникает по умолчанию. Исключение –товары, освобожденные от НДС. Их перечень указан в ст.451 НК РК.

Оплата НДС на импорт производится до 20 числа последующего месяца, в УГД МФ РК по месту регистрации импортера. Но сделать это необходимо до того, как сдана налоговая отчетность по импорту.

Необходимо обратить внимание, что если купля/продажа товара проводится за пределами РК, то такие операции не признаются импортом, а следовательно, не возникает обязанности по уплате НДС на импорт и сдаче отчетности.

Если импортируется не товар, а услуги, то НДС платят только налогоплательщики, состоящие на учете по НДС и только в том случае, если метом реализации этих услуг будет территория РК.

Как ввезти машину из Армении?

С автомобилями из Армении несколько сложнее. Транспортные средства, которые были «растаможены» в Армении до 10 октября 2014 года, имеют статус товара ЕАЭС.

Те же машины, что «растаможены» после этой даты по «пониженным» ставкам (действовали в Армении до 1 января 2020 года), имеют статус иностранных товаров. Однако с 1 января 2023 года, а в отдельных случаях со 2 мая 2025 года, они приобретут статус товаров ЕАЭС.

Пользоваться автомобилями в статусе иностранных товаров на территории РФ могут лишь лица, постоянно проживающие в Армении. Физлица, которые постоянно проживают в России, использовать такие машины на территории нашей страны не могут. Но если они задекларируют такой автомобиль и оплатят таможенные платежи в размере разницы сумм таможенных платежей (между ставками ЕАЭС и «пониженными» ставками, которые действовали в Армении), то транспортное средство приобретет статус товара ЕАЭС. Это означает, что граждане России смогут свободно пользоваться и распоряжаться такими автомобилями, в том числе на территории РФ.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры-2023: кому и как его платить в следующем году?

Уплатить таможенные платежи в размере разницы можно в Армении до фактического ввоза автомобиля в Россию. Также при ввозе автомобиля из Армении для постановки его на регистрационный учет в нашу страну необходимо оплатить утилизационный сбор.

Как ввезти в Россию автомобиль из стран ЕАЭС, если его выпустили в оборот с полной уплатой таможенных платежей?

Такие машины ввозятся в Россию без уплаты таможенных платежей. При постановке таких автомобилей на регистрационный учет в РФ необходимо оплатить утилизационный сбор таможне.

Перед покупкой автомобиля из стран ЕАЭС лучше получить у продавца документы, которые подтверждают факт его выпуска в оборот с полной уплатой таможенных платежей. При этом документы должны быть заверены таможенным органом страны ЕАЭС, из которой автомобиль ввозится на территорию РФ. Покупатель машины также может сам запросить такие документы, направив официальный запрос в таможенный орган страны ЕАЭС, из которой хочет ввезти автомобиль.

Если же документы, которые подтверждают факт выпуска автомобиля с полной уплатой таможенных платежей, отсутствуют, то срок проверки документов таможней при уплате утильсбора может увеличиться. Это связано с необходимостью направления запроса коллегам из таможенных органов стран ЕАЭС.

Нужно ли выписывать ЭСФ?

При реализации импортированного товара продавец обязан выписывать ЭСФ. Такая обязанность возникла у продавцов с 01.01.2019 г. Срок выписки ЭСФ для импортеров- до 20 числа последующего месяца.

При этом, продавать товар можно еще до того, как предоставлена налоговая отчетность и уплачен НДС на импорт.

И здесь необходимо учесть следующий нюанс: срок выписки ЭСФ для импортеров –до 20 числа, но для всех остальных продавцов из цепочки (купивших товар у импортера) -15 календарных дней. При этом, если импортер затянет срок сдачи отчетности и уплату НДС на импорт, покупатель при дальнейшей реализации товара столкнется с трудностями при выписке собственной ЭСФ –у него не будет в наличии корректных данных:

  • номера строки;
  • кода ТН ВЭД;
  • регистрационного номера заявления.

Поэтому импортеру желательно либо оперативно предоставить отчетность после продажи товара, или воздержаться от продажи до сдачи отчетности.

Какие товары запрещено вывозить из Казахстана?

Утвержден перечень товаров, ограниченных вывозу из РК

Наименование товара*

код ТН ВЭД ЕАЭС

Лук репчатый, лук шалот, чеснок, лук-порей и прочие луковичные овощи, свежие или охлажденные

0703

Семена подсолнечника, дробленые или недробленые

1206

Масло подсолнечное

1512 11 910

Крупа гречневая

1103 1990 09

Как платить за автомобиль?

Выгода от покупки автомобиля в странах Таможенного союза может быть получена за счет разницы курсов валют — доллара и рубля, но только если считать по официальным котировкам ЦБ. По такому курсу в России трудно купить необходимое количество наличных долларов. Не купите вы и местные валюты по официальному курсу. Ни в одной из стран Таможенного союза ЕАЭС. А если считать по актуальному курсу, выгоды при покупке автомобиля вы не получите.

Владимир Желобов, директор департамента автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр», считает, что некоторые модели в странах ЕАЭС действительно продаются дешевле, чем в России. Например, востребованную на вторичном рынке Toyota Camry 2020 года с пробегом 21 500 километров в Гомеле можно приобрести за 2 млн российских рублей, в РФ аналогичная модель будет стоить 3–4 млн рублей.

При этом покупка автомобиля с пробегом в Белоруссии чревата рядом проблем. К ним относятся отсутствие возможности обмена валюты по официальному курсу, а также дополнительные траты на дорогу. Перелет в Минск из российских городов обойдется примерно в 5–10 тысяч рублей, обратная дорога на купленном авто — около 20 тысяч рублей с учетом топлива, отдыха, использования платных дорог. При этом владельцу авто придется оплатить утилизационной сбор, займет время процесс оформления и получения сертификата безопасности конструкции ввезенного автомобиля. Это добавит к стоимости купленного авто еще примерно 100 тысяч рублей. Также нужно помнить о том, что вблизи погранпостов проявляют активность мошенники, угонщики и иной криминальный элемент.

Коллегу поддерживает Владислав Хайновский, заместитель генерального директора по продажам автомобилей с пробегом ГК «Автодом».

Возросший спрос на ввоз автомобилей с пробегом из Белоруссии объясняется укрепившимся курсом российского рубля по отношению к белорусскому, относительно доступной логистикой, единым таможенным пространством с отсутствием пошлин. Но стоит учитывать, что общая финансовая выгода по итогам такого приобретения после постановки на учет в России может быть нивелирована. Это связано с дополнительным утилизационным сбором, затратами на перегон автомобиля, услугами подборщиков. Кроме этого, купить белорусскую валюту по официальному курсу затруднительно. Помимо обмена валюты нужно учитывать транспортные расходы. И это еще не все. Предстоят регистрационные действия в обеих странах, оплата сертификата безопасности конструкции автомобиля. В итоге получается ощутимая сумма.

Похожая картина и с большинством подержанных автомобилей на рынках всех стран Таможенного союза. Исключения, вполне возможно, есть, но их надо выискивать и как следует проверять и перепроверять, чтобы не нарваться на мошенничество. То есть оплата покупки наличными долларами — фактически единственная возможность купить автомобиль в странах ТС более-менее выгодно.

Однако следует помнить, что с 2 марта 2022 года указом президента России временно запрещено вывозить из РФ больше $10 тыс. наличными (или эквивалент в любой другой иностранной валюте) на одного человека. Так что за тем же Kia Sportage 2018 года придется отправляться минимум вдвоем. А это значит, расходы на поездку увеличатся вдвое.

Памятка для экспортёра

  • Запрет на вывоз товаров из России. Постановлением № 311 Правительство РФ запретило отправлять на экспорт продукцию, представляющую ценность для экономики. Всем участникам ВЭД следует внимательно изучить нормативный акт и приложения к нему.
  • Вывоз в разрешительном порядке. Постановление № 312 определяет отдельные категории товаров, которые в порядке исключения можно вывозить за рубеж, при наличии веских оснований: например, для ремонта или модернизации. Для получения разрешения необходимо обращаться в контролирующее ведомство — Минсельхоз, Минпромторг, Минцифры, Минздрав, Минтранс, Минприроды.
  • Постановление № 313 определяет список недружественных стран, в которые запрещён экспорт отдельных видов сырья и материалов. В частности, под полный запрет попала продукция деревообрабатывающей отрасли.
  • Оформление сертификата СТ-1 — обязательная процедура для участников ВЭД, которые занимаются производством и реализацией продукции российского происхождения. Документ не только позволяет торговать со странами ЕАЭС в полном объёме, но и освобождает от таможенных пошлин.
  • Таможенное законодательство находится в стадии обновления. Прежде чем принимать решения об экспорте продукции, необходимо внимательно изучать нормативные акты и поправки к ним.
Читайте также:  Как получить путевку в санаторий: где оформить и какие документы необходимы

Импорт продовольствия

В списке лидирующих позиций приобретаемых за пределами государства продуктов питания оказались:

  • напитки – 141 млн долларов;
  • мучные кондитерские изделия – 143 млн долларов;
  • сахар – 119 млн долларов;
  • шоколад – 109 млн долларов;
  • мясо птицы – 104 млн долларов.

Общее количество поставленного в страну с января по сентябрь продовольствия оценивается в 2,4 млрд долларов (↑11%). Наибольшее увеличение импорта продемонстрировали:

  • напитки (↑60 млн $), преимущественно из России;
  • орехи из Ирана и Китая (↑28 млн $);
  • колбасные изделия производства Беларуси и России (↑21 млн $);
  • замороженная рыба из Норвегии (↑18 млн $);
  • бананы из Эквадора (↑14 млн $);
  • мучные кондитерские изделия из России (↑13 млн $).

Первую строчку в списке торговых партнёров Казахстана – поставщиков продовольственных товаров – занимает РФ, вторую – Узбекистан с долей в 7,4%, третью – Беларусь (5%), четвёртую – Китай (4,9%).

Сколько стоит растаможка в Казахстане

Тарифы на таможенные услуги в РК установлены единой ставкой таможенной пошлины и зависят от года выпуска авто, типа двигателя, его рабочего объема, и кода товарной субпозиции.

Например, ТС с возрастом один год:

  • с бензиновым двигателем до трех тысяч и дизельным до двух с половиной тыс. кубов – 1,4 долларов США за кубический сантиметр.
  • свыше 3 000 бензин и более 2 500 куб. см. – 2.1 в американской валюте,
  • с гибридным двигателем – 0,5 доллара за кубический сантиметр, не зависимо от возраста транспортного средства.
  • электромобили – восемьдесят долларов США за один киловатт в час.

Калькулятор таможенных ставок можно открыть на одном из многочисленных сайтов в сети Интернет. Затем достаточно произвести с ним нехитрые манипуляции – ввести данные о дате выпуска и ввоза авто в Казахстан, объем и тип двигателя, а также количество мест. Далее, нужно нажать кнопку «посчитать», результат расчета не заставит себя ждать.

Узаконить в Казахстане: какие пошлины надо уплатить владельцам авто с иностранными номерами

Против чего митингуют казахстанские владельцы авто с иностранными номерами и какие пошлины и сборы они должны уплатить, чтобы легализовать свой транспорт в Казахстане? На эти актуальные вопросы отвечает .

Митинги в Актобе, Актау и Жанаозене вспыхнули, потому что владельцев иностранных машин, которые приобрели авто в государствах ЕАЭС в собственность и не поставили их на учёт в РК, привлекут к административной ответственности.

Напомним, что автомобили, находящиеся в собственности, подлежат регистрации в РК в обязательном порядке.

Нарушителям грозит штраф 10 МРП (26 510 тенге), отправка машины на спецстоянку, после чего — депортация авто по решению суда. Под такой запрет подпадают практически все машины из Армении, так как именно их казахстанцы приобретали за границей в собственность.

А вот на автомобили с иностранными номерами, которыми казахстанцы владеют по доверенности (это подавляющая часть авто завезенных из России и Кыргызстана), распространяются иные нормы закона. Подобные авто считаются участвующими в международном движении, но только если их собственники (доверители, те, кто выписал доверенность) являются гражданами стран ЕАЭС или имеют там постоянное место жительства. Вариант — собственник иностранное юрлицо, а казахстанцы управляют этим транспортом на основании трудового соглашения. Такие авто могут въезжать в Казахстан на срок не более года, с перерывами до 30 суток, согласно статьям 63 и 65 закона «О дорожном движении». Добавим также, что сроки въезда в Казахстан полицейские проверяют, как известно, по базам данных пограничников.

Все такие нелегализованные в Казахстане авто по истечении установленного срока нужно будет вывезти за границу РК, либо же оформить в Казахстане с уплатой всех необходимых по закону сборов и платежей. При этом, в случае постановки на учёт в РК транспортных средств из Армении или Кыргызстана, ввезённых в эти государства после 1 января 2014 года (в переходный период), нужно будет уплатить в том числе разницу в таможенных платежах. А за российские или белорусские автомобили — только утильсбор и сбор за первичную регистрацию.

Теперь перейдем к размерам необходимых платежей: сколько и за что нужно будет платить за легализацию в Казахстане автомобилей с иностранными номерами?

Напомним, что с 1 января 2020 года минимальный расчетный показатель (МРП) равен 2 651 тенге.

Растаможка авто из казахстана

Вместо этого они платят единый налог для физических лиц.

  • Единый налог для физических лиц при ввозе новых электромобилей (возрастом менее 3-х лет). Электромобили возрастом до 3-х лет, ввозимые физическими лицами, стоимостью менее 8 500 евро. Единая ставка 54 % Электромобили возрастом до 3-х лет, ввозимые физическими лицами, стоимостью более 8 500 евро. Единая ставка 48 % Юридические лица, а также физические лица (при ввозе электромобилей возрастом старше 3 лет) не платят этот налог, а вместо него платят НДС и акциз.
  • Утилизационный сбор. Для всех автомобилей, в том числе автомобилей с электрическими двигателями, рассчитывается по единым ставкам. Расчет утилизационного сбора описан ниже.
  • НДС. Платят юридические лица (всегда), а также физические лица (только при ввозе электромобилей старше 3-х лет).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *