Путевые листы в 1С 8.3 — пошаговая инструкция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путевые листы в 1С 8.3 — пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Поясним на условном примере порядок списания топлива по путевым листам. У ООО «Алмаз» числится на остатке бензин определенной марки 70 л по цене 42 руб. В текущем месяце было закуплено 100 л топлива той же марки по цене 40 руб., выдано в расход — 40 л. ГСМ списывается по средней стоимости.

Путевые листы 2022: изменения

Новые правила оформления путевых листов в 2021 году утвердил Минтранс. Им обязаны следовать юрлица и ИП, которые используют легковые машины, грузовики, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Что изменилось?

  1. Сведения о перевозке. В путевом листе появился новый обязательный реквизит — в этой графе надо отметить вид сообщения и перевозки. Это указано в письме Минтранса от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ. Виды перевозок в путевом листе 2022 года:

    • регулярная перевозка пассажиров и багажа,
    • перевозка пассажиров и багажа по заказу,
    • организованная перевозка группы детей,
    • перевозка пассажиров и багажа легковым такси,
    • перевозка грузов,
    • перевозка для собственных нужд.

    Журнал учета путевых листов в 2022 году

    ИП и компании могут в 2022 году сами разработать форму журнала учета путевых листов. Ее надо закрепить в учетной политике. Оформляют документ на срок не более года, но при необходимости его можно сократить до 1 месяца.

    Журнал регистрации путевых листов состоит из двух частей:

    1. Лист, на котором указывают название организации, код по ОКПО и период, в течение которого будет вестись журнал.

    2. Таблица, в которой указывают:

      • номер путевого листа и дату его выдачи,
      • данные водителя и его табельный номер,
      • гаражный номер автомобиля;
      • подписи лиц, ответственных за ведение журнала: водителя, диспетчера и бухгалтера.

    Как составить путевой лист на месяц

    В соответствии с п. 10 приказа Минтранса № 152 российские фирмы могут составлять путевые листы на срок от 1 дня до 1 месяца.

    Однако бланки, утвержденные постановлением № 78, изначально рассчитаны на однократное использование в течение 1 рабочей смены. Исключением можно назвать формы № 3 и № 6 — их Госкомстат допускает оформлять и на более длительный срок. Но их структура также не оптимальна для указания месячного срока действия соответствующего листа.

    Госкомстат России утвердил перечень из 7 бланков путевых листов, адаптированных для легковых, грузовых машин, автобусов и т.д. Эти документы значительно различаются по способам компоновки данных, но всех их объединяет:

    • обязательное указание даты рабочей смены водителя — в верхней части формы;
    • обязательное указание времени выезда водителя на задание и возврата в гараж — в часах и минутах.

    Для заполнения месячного листа, таким образом, можно:

    • указывать в бланке только месяц и год, не фиксируя дату;
    • отредактировать бланк Госкомстата, сделав новые ячейки — в них будут указываться конкретные дни, в которые водитель выходит на работу.

    Еще раз обращаем ваше внимание: очень важно, чтобы в бланке обязательно фиксировались минуты выезда водителя из гаража и возврата в него: данное требование содержится в подп. 4 п. 5 приказа Минтранса РФ № 152.

    Срок действия путевого листа.

    В предыдущих разделах мы не раз отмечали, что путевой лист действителен только на один день или смену. И лишь в том случае, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены), путевой лист выдается на более длительный срок.

    Многие организации выдают путевые листы на неделю, десять дней или месяц. Налоговые органы, устанавливая при проверке такие факты, считают, что данные организации относят суммы ГСМ на расходы неправомерно, поскольку путевые листы должны выписываться ежедневно. Если в вашей организации возникнет такая ситуация, для аргументации споров с налоговыми органами приведем пример из судебной практики.

    ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 5 апреля 2004 года по делу №А56-22408/03 рассмотрел ситуацию типичную для многих фирм, использующих автомобили исключительно для нужд организации: для перевозки руководства, доставки документов и так далее. Налоговая инспекция обратилось с жалобой на то, что Общество неправомерно отнесло на себестоимость продукции затраты по приобретению бензина, ссылаясь на то, что путевые листы легковых автомобилей, представленные Обществом, оформлены не на каждый день, а по итогам месяца и не содержат всех необходимых реквизитов.

    Суд признал нерациональным ежедневную выписку путевых листов на такие поездки. Свое решение суд обосновал тем, что путевые листы оформлены в соответствии с законодательством, их форма предназначена в первую очередь для учета операций по перевозке грузов автотранспортными предприятиями и оформления хозяйственных операций с третьими лицами. Основанием для списания бензина, как правило, являются путевые листы, а также кассовые чеки АЗС, другие документы, позволяющие установить стоимость приобретенных ГСМ.

    В Письме Минфина Российской Федерации от 16 марта 2006 года №03-03-04/2/77 сказано, что первичные учетные документы, подтверждающие расход ГСМ, должны составляться таким образом и с такой периодичностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода. Далее в письме сказано следующее:

    «В том случае, если еженедельное (ежемесячное, ежеквартальное) составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода горюче-смазочных материалов, считаем, что путевой лист, составленный с такой периодичностью с приложением к нему кассовых чеков, отражающих приобретение указанных материалов, может подтверждать вышеназванные расходы налогоплательщика».

    Аналогичное мнение содержится и в Письме Минфина Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №03-03-04/1/129. Специалисты Минфина считают, что если ежемесячное составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода ГСМ, то путевой лист, составленный с такой периодичностью, может подтверждать вышеназванные расходы налогоплательщика.

    Определение расхода ГСМ по данным путевых листов

    Во всех путевых листах, перечисленных нами в двух предыдущих разделах, помимо реквизитов, предусмотренных для каждой формы, указываются следующие данные, общие для всех форм:

    • показания спидометра;
    • пробег автотранспортного средства;
    • марка и количество выданного топлива;
    • остаток топлива при выезде;
    • остаток топлива по возвращении;
    • расход топлива по норме;
    • расход топлива фактический;
    • экономия топлива;
    • перерасход топлива.

    Рассмотрим заполнение путевого листа на примере формы №3 «Путевой лист для легкового автомобиля». Но перед этим обратим внимание читателей на Письмо Росстата от 3 февраля 2005 года №ИУ-09-22/257 «О путевых листах», касающееся порядка применения путевых листов легкового автомобиля. В письме, в частности, сказано следующее:

    «Что касается описания маршрута следования в путевом листе, связанного с выполнением перевозок или служебного задания, то он записывается по всем пунктам следования автомобиля.

    Заполнение раздела «Движение горючего» производится в полном объеме по всем реквизитам, исходя из фактических затрат и показателей приборов. Соответственно и расходы на бензин списываются по кассовым чекам, талонам или другим документам на основании путевых листов, подтверждающих обоснованность пробега.

    Обращаем внимание, что не допускается наличие в унифицированных формах незаполненных реквизитов».

    Также хотелось бы обратить внимание на Письмо УФНС по городу Москве от 25 июля 2005 года №20-12/53147, в котором сказано следующее:

    «Неправильное или неполное заполнение всех реквизитов (расход горючего исходя из марки горючего, нормы расходования и фактический расход) утвержденной в установленном порядке формы первичной учетной документации (в данном случае — путевого листа легкового автомобиля) может привести к искажению необходимой для бухгалтерского и налогового учета информации об основных показателях работы автомобильного транспорта, который используется организацией при осуществлении деятельности, в том числе о расходовании топлива и ГСМ в производственных целях.

    Основными показателями для определения количества израсходованного топлива (ГСМ), затраты на приобретение которого подлежат учету в целях налогообложения прибыли, являются:

    • — реальная протяженность маршрута за рабочий день или смену водителя;
    • — фактический пробег автомобиля согласно данным спидометра за рабочий день или смену;
    • — фактический расход топлива (бензина) на 100 км за рабочий день или смену;
    • — нормы потребления топлива (бензина) на 100 км исходя из утвержденных норм Минтранса или технических характеристик конкретного автомобиля (в соответствии с технической документацией автомобиля).

    В каких целях необходим учет путевок

    Если в деятельности экономического субъекта используется легковой автомобиль, автобус или другой автотранспорт, то водители обязаны регулярно выписывать путевые листы. Периодичность обычно фиксируется во внутренних нормативных актах.
    Путевой лист — значимый документ в учетной работе. В нем отражают данные о маршруте, проделанном за день, расходе бензина. Именно на его основании учитывают в расходах затраты на использованное топливо.

    При этом понадобится специальный журнал для учета движения путевых листов. С его помощью контролируется порядок выписки путевок. Обязанность по ведению такого журнала закреплена в п. 17 раздела III приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов…». Так журнал подтверждает работу транспорта и обоснованность расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

    Порядок заполнения журнала учета движения, регистрации и выдачи путевых листов

    Форму путевого листка, как и ЖУ, можно разработать и утвердить самостоятельно либо применять утвержденную постановлением № 78. Документ будет недействительным, если отсутствует хоть один из обязательных реквизитов. Они определены 402-ФЗ и приказом № 152:

    1. Название документа.
    2. Номер документа в хронологическом порядке.
    3. Срок действия.
    4. Сведения об организации — собственнике транспортного средства, в том числе ОГРН.
    5. Тип и модель автомобиля.
    6. Государственный регистрационный знак авто.
    7. Показания одометра перед выездом и по возвращению в гараж (стоянку).
    8. Дата и время выезда и возвращения в гараж (стоянку).
    9. Подпись и Ф.И.О. ответственного работника, который указал показания одометра, дату и время.
    10. Ф.И.О. водителя.
    11. Дата и время предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (освидетельствований) водителя.
    12. Штамп, подпись и Ф.И.О. медработника, который провел медицинский осмотр.
    13. Отметка об осмотре технического состояния автомобиля перед выездом с указанием даты и времени (минуты и часы).
    14. Подпись и Ф.И.О. ответственного за проверку технического состояния транспортного средства (механик, контролер, мастер).

    Ведется он по простому алгоритму: в журнале указывают все выписанные путевки, без исключения. Для учета используют сквозную нумерацию с соблюдением хронологического порядка.

    ЖУ составляется на месяц, и каждый раз на новой странице, если в учетной политике организации не установлены другие периоды.

    Общие сведения о путевых листах

    Путевой лист — это первичный документ, который содержит информацию о работе водителя, технических характеристиках и пробеге транспортного средства, а также маршруте его следования. Помимо этого, путевой лист является основным документом для списания ГСМ и используется для обоснования признания расходов по ним в уменьшение налоговой базы организаций и ИП, работающих на ОСНО и УСН «доходы минус расходы».

    Вот почему выбор правильной формы путевого листа и ее дальнейшее корректное заполнение — важнейшая задача для любой организации и ИП, использующих в своей работе транспортные средства.

    Организации и ИП, для которых автотранспортные перевозки не являются основным видом деятельности, могут выписывать путевые листы с произвольной периодичностью: на день, неделю, но не более чем на месяц. Для лиц, занимающихся регулярными автотранспортными перевозками, установлена обязанность выписывать путевые листы ежедневно, за исключением случаев, когда сотрудник направляется в командировку. Использовать транспортное средство без путевого листа категорически запрещается (п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ).

    О том, какой срок хранения действует для путевого листа, читайте в статье «Какой срок хранения у путевых листов (нюансы)?».

    Заполнение путевого листа

    Так как путевой лист относится к первичным документам, обосновывающим затраты организаций и ИП, то они должны быть заполнены правильно. Приказом Минтранса России №152 определен правила заполнения этого документа:

    1. Оформление на каждое ТС, используемое в перевозках
    2. Оформление минимум на 1 день, но не более 1 месяца, причем, если за 1 день ТС используется несколькими водителями, то допускается предоставление каждому водителю отдельного путевого листа
    3. В наименовании обязательно указывает тип ТС (легковой, грузовой автомобиль, троллейбус и т.д.), номера – в хронологическом порядке, принятом в организации
    4. Дата, время и показания пробега ТС (и при выезде, и при въезде) осуществляется лицами, уполномоченными на это, указываются подпись и расшифровкой
    5. Дата и время медосмотров водителя осуществляется медработником, заверяются его личной печатью и подписью с расшифровкой
    6. Дата и время технического контроля ТС осуществляется назначенным контролером, заверяются фразой: «прошел предрейсовый контроль технического состояния», подписью с расшифровкой
    7. Путевые листы на ТС должны быть зарегистрированы в специально отведенном журнале регистрации
    8. Путевые листы обязаны хранить не менее 5 лет (75 лет для опасных производств)

    Для машин автотранспортного предприятия путевые листы оформляйте ежедневно, ведь такие документы действительны в течение одного дня или смены.

    Пример подтверждения ознакомления с приказом

    Оформив приказ об утверждении путевого листа, где должны быть указаны ответственные лица, необходимо их ознакомить с приказом.

    Ознакомление можно оформить на оборотной стороне приказа или отдельным листом ознакомления:

    ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

    ФИО (полностью) Подпись Дата

    Важно в бухгалтерском деле правильно отражать и вести учет израсходованного топлива. Так, использованные ГСМ записываются в дебет «Расходы на продажу» и кредит «Топливо». Если было использовано больше бензина, чем планировалось и выдавалось, то в таком случае излишки отражаются в дебете счета «Прочие расходы». Налоговой базой всегда служит общее количество израсходованного горючего.

    На вопрос о том, нужно ли вообще вести путевые листы, может быть дан только положительный ответ. Без них просто невозможно контролировать расход топлива и пробег, а значит, рабочие смогут хитрить и забирать часть ГСМ себе, тем самым нанося финансовый ущерб организации. Чтобы этого не допустить и иметь возможность отчитаться перед налоговыми органами, надо организовать бухучет в этом направлении правильно. Документация эта относится к первичному типу, поэтому ее оформление должно быть юридически точным.

    Правила оформления и ведения путевых листов. Срок хранения путевых листов — Юрист и Закон

    Путевые листы относятся к документам строгой отчетности, главная функция которых состоит в учете и контроле расходования топлива автомобилями, которые числятся у предприятия.

    Они применяются как в специализированных автотранспортных компаниях, так и во всех остальных, где есть служебные машины.

    Только в первом случае положено использовать унифицированную форму этого документа, а во втором – компания вправе сама ее разрабатывать и закреплять внутренними приказами.

    В теме о путевых листах есть много нюансов, но сегодня мы сосредоточим свое внимание на таком вопросе, как хранение путевых листов на предприятии. Ведь это очень важный момент, потому что если такие документы списать раньше времени, то контролирующие органы могут признать такие действия нарушением закона и наложить штрафы.

    Ответственный за выдачу путевых листов приказ

    Образец бланка 4-п содержит строки, куда вписываются номера данных накладных. Все действия, связанные с заполнением товарно-транспортных накладных, могут повлечь ответственность как административную, так и уголовную. Документ выдается на один рейс в единственном экземпляре сроком на рабочую смену шофера.

    Выдаваемые листы регистрируются, для чего нужен Журнал учета. Дата занесения бланка в журнал и дата на самом бланке должны совпадать. За журналом закрепляется ответственное лицо, им является диспетчер.

    Таким образом, если организация применяет в своей деятельности унифицированные формы этих документов, то ей нужно будет внести соответствующие корректировки в бланк путевого листа 2020 года.

    При использовании онлайн-кассы КМ-6, равно как и КМ-4, вести не обязательно. Об этом указано в Письме Минфина РФ…

    По какой форме издавать в 2020 году приказ об утверждении путевых листов? Что писать в нём? Приводим образец приказа об утверждении формы путевого листа в 2020 году с пояснениями о его заполнении для организаций и ИП.

    Приказ о путевых листах — образец этого документа будет полезен бухгалтеру компании, имеющей в пользовании автомобиль. Приказ должен утверждать внутренний корпоративный формат маршрутного документа, который выдается работникам, использующим служебный автотранспорт. В нашей статье мы расскажем, как составить такой приказ и каким требованиям должен соответствовать путевой лист.

    Товарно-транспортные накладные (по форме Т-1, которая утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 №78).

    Зачем утверждать свою форму типового листа

    • унифицированные формы путевых листов;
    • самостоятельно разработанные путевые листы.

    Подробнее об этом см. «Путевые листы с 15 декабря 2017 года: новые бланки и образцы заполнения».

    По общему правилу формы первичных документов определяет руководитель организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть руководитель должен утвердить одно из двух:

    • либо самостоятельно разработанную организацией форму путевого листа;
    • либо факт использования организацией унифицированных форм.

    Формы первичных документов утверждайте в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008). Образцы самостоятельно разработанных форм путевых листов, утвержденные руководителем, включите в приложение к приказу об утверждении формы путевых листов.

    Правила оформления путевого листа для бухгалтерии в 2019-2020 годах

    На практике может использоваться довольно широкий спектр путевых листов — все зависит от типа транспортного средства, способа его задействования, а также специфики деятельности организации. Основной источник права, в котором утверждены бланки путевых листов для различных видов автомобильной техники, а также типов предприятий — постановление Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Однако применение этого документа не является обязательным, и владелец транспорта вправе сам разработать свой бланк путевого листа или, взяв за основу подходящую унифицированную форму, дополнить ее нужными реквизитами.

    Но каким бы ни был применяемый владельцем транспорта бланк, он должен содержать обязательные для него реквизиты, его нужно утвердить в качестве используемого и заполнять, следуя рекомендациям приказа Минтранса № 152.

    О том, каковы последние изменения, внесенные в этот приказ, читайте в материале «Расширен перечень обязательных реквизитов путевого листа».

    Наши специалисты на основе унифицированных бланков подготовили для вас образцы заполнения путевых листов в формате Word.

    Наиболее часто используемые бланки путевых листов и образцы их заполнения вы можете найти в таких статьях, как:

    • «Путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя»;
    • «Путевой лист грузового автомобиля в бухучете (бланк)»;
    • «Путевой лист грузового автомобиля для ООО»;
    • «Путевой лист легкового автомобиля по форме 3 в бухучете»;
    • «Особенности путевого листа на месяц — образец 2019-2020».

    Путевой лист — документ, который может иметь самостоятельно разработанную форму, но должен содержать ряд обязательных реквизитов и заполняться в соответствии с законодательно установленными требованиями. Нарушение порядка заполнения может привести к налоговым потерям для владельца транспорта.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Новые правила оформления путевого листа

    Начиная с указанной даты, учреждения, использующие для собственных нужд автобусы и грузовики, обязаны проводить предрейсовый и предсменный контроль состояния данных транспортных средств, порядок проведения которых регламентируется Приказом Минтранса РФ от 08.08.2018 № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств».Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала рейса, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс или длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства.Предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала смены, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает более одного рейса. Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств должен проводиться до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.Дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов (пункт 16.1 Приказа № 152). Указанные данные о прохождении предрейсового осмотра заверяются подписью лица, проводившего соответствующий осмотр.

    В предыдущей редакции правил оформления путевых листов отметка о проведении медосмотра заверялась еще и штампом.

    Однако, в отсутствие такого указания имеются определенные противоречия в нормативных актах, так как пунктами 16 и 17 Приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н

    «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

    до сих предусмотрено, что по результатам предрейсового, послерейсового медосмотра на путевых листах ставится штамп, например: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Поэтому, до внесения соответствующих изменений в приведенный нормативный акт для предотвращения спорных ситуация советуем проставлять такой штамп. Таким образом, заполнение путевых листов с учетом внесенных изменений не является затруднительным, однако, необходимо учитывать обязательные реквизиты и периодичность оформления путевых листов.

    Защитите себя от налоговых проверок. от бывшего сотрудника ОБЭП, а ныне известного налогового консультанта .

    Сейчас всего за 2750 руб. Вы научитесь противостоять давлению налоговиков, грамотно вести себя на допросах и выемке, защищать себя от уголовки и субсидиарки.

    Куча практических советов и минимум теории. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат. Успейте купить ().


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *