Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Родители полностью несут материальную ответственность за вред, причинённый их детьми в возрасте до 15 лет. Освободиться от неё они могут лишь доказав, что вред возник не по их вине. Вина родителей выражается в ненадлежащем воспитании детей, неосуществлении за ними должного надзора. Согласно ст. 448 Гражданского кодекса БССР, несовершеннолетние лица в возрасте от 15 до 18 лет сами отвечают за причинённый ими вред, но если у такого лицо нет имущества или заработка, достаточного для возмещения причинённого вреда, вред в соответствующей части должен быть возмещён его родителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Если причинитель вреда достиг совершеннолетия, с родителей снимается обязанность возместить ущерб, причинённый их детьми. Если у причинителя вреда до совершеннолетия появилось имущество (или заработок), достаточное для возмещения вреда, родители также не обязаны возмещать ущерб.

Комментарии к ст. 63 СК РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка, родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка; наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. Данное положение нашло свое дальнейшее развитие в нормах комментируемой статьи.

Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что родители имеют право воспитывать своих детей. Предоставленное право есть личное, неотъемлемое право каждого родителя. Оно заключается в том, что родителю дано право лично воспитывать своих детей. При этом они свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся «с развивающимися способностями ребенка» (п. 2 ст. 14 Конвенции о правах ребенка).

Однако, согласно п. 2 ст. 54 СК РФ, правом на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие обладает и сам ребенок. В силу этого родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своих детей. Это означает, что они обязаны дать детям достойное воспитание, заботиться об их духовном, нравственном, психическом и физическом здоровье. Причем осуществление родительского права и исполнения обязанности по воспитанию своего ребенка не зависит от того, проживает родитель совместно с ребенком или отдельно от ребенка, от его временной нетрудоспособности и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что осуществление правомочия родителем на воспитание своего ребенка невозможно без личного общения с ним. Поэтому, как справедливо отмечается в юридической литературе, отказ родителя от личного контакта с ребенком является нарушением обязанности по воспитанию .

———————————

См.: Антокольская М.В. Семейное право. М., 2004. С. 223.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, не определяя вид такой ответственности. Однако исходя из анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод о том, что родители за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей могут быть привлечены к таким видам юридической ответственности, как административная, предусматривающая ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 5.35 КоАП РФ); гражданско-правовая — в виде возмещения имущественного вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. ст. 1073 — 1075 ГК РФ); семейно-правовая — в виде лишения или ограничения родительских прав, а также отобрания ребенка (ст. ст. 69, 73, 77 СК РФ); уголовная, предусматривающая в зависимости от степени вины и тяжести деяния штраф в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет (ст. 156 УК РФ).

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (см. комментарий к ст. ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Преимущественное право родителей означает, что в случае разрешения судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства. Исходя из этого родители могут требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего ребенка у себя не на основании закона или решения суда (см. комментарий к ст. 68 СК РФ).

2. Согласно ч. 1 ст. 28 Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают право ребенка на образование и, с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей, они, в частности: a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией (ч. 2 ст. 28 Конвенции о правах ребенка).

Воплощая принципиальные положения Конвенции, ч. 2 ст. 43 Конституции РФ провозглашает, что родители обеспечивают детям возможность получить основное общее образование. В этой связи п. 1 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» устанавливает, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Пункт 2 комментируемой статьи, развивая данные положения, определяет, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. При этом следует обратить внимание, что, в отличие от права на воспитание, обеспечение получения ребенком основного общего образования является непосредственной обязанностью родителей.

Согласно п. п. 2 и 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании», основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного образования; б) начального общего образования; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего образования. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся (п. 4 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с п. 2 комментируемой статьи родители обязаны обеспечить получение ребенком основного общего образования и создать условия для получения им среднего (полного) общего образования.

Читайте также:  ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

Родителям с учетом мнения детей предоставлен выбор образовательного учреждения, а также формы обучения для получения ребенком основного общего образования. Это означает, что только родители имеют право решать, где получать образование ребенку (в государственном или частном образовательном учреждении, т.е. в школе, лицее, гимназии, колледже и т.п.). Необходимо только, чтобы избранная ими форма образования соответствовала единому государственному образовательному стандарту. Учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения ребенка, если она противоречит его же интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Комментарии к ст. 63 СК РФ


1. Согласно ч. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка, родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка; наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. Данное положение нашло свое дальнейшее развитие в нормах комментируемой статьи.

Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что родители имеют право воспитывать своих детей. Предоставленное право есть личное, неотъемлемое право каждого родителя. Оно заключается в том, что родителю дано право лично воспитывать своих детей. При этом они свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся «с развивающимися способностями ребенка» (п. 2 ст. 14 Конвенции о правах ребенка).

Однако, согласно п. 2 ст. 54 СК РФ, правом на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие обладает и сам ребенок. В силу этого родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своих детей. Это означает, что они обязаны дать детям достойное воспитание, заботиться об их духовном, нравственном, психическом и физическом здоровье. Причем осуществление родительского права и исполнения обязанности по воспитанию своего ребенка не зависит от того, проживает родитель совместно с ребенком или отдельно от ребенка, от его временной нетрудоспособности и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что осуществление правомочия родителем на воспитание своего ребенка невозможно без личного общения с ним. Поэтому, как справедливо отмечается в юридической литературе, отказ родителя от личного контакта с ребенком является нарушением обязанности по воспитанию.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, не определяя вид такой ответственности. Однако исходя из анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод о том, что родители за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей могут быть привлечены к таким видам юридической ответственности, как административная, предусматривающая ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 5.35 КоАП РФ); гражданско-правовая — в виде возмещения имущественного вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. ст. 1073 — 1075 ГК РФ); семейно-правовая — в виде лишения или ограничения родительских прав, а также отобрания ребенка (ст. ст. 69, 73, 77 СК РФ); уголовная, предусматривающая в зависимости от степени вины и тяжести деяния штраф в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет (ст. 156 УК РФ).

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (см. комментарий к ст. ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Преимущественное право родителей означает, что в случае разрешения судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства. Исходя из этого родители могут требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего ребенка у себя не на основании закона или решения суда (см. комментарий к ст. 68 СК РФ).

2. Согласно ч. 1 ст. 28 Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают право ребенка на образование и, с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей, они, в частности: a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией (ч. 2 ст. 28 Конвенции о правах ребенка).

Воплощая принципиальные положения Конвенции, ч. 2 ст. 43 Конституции РФ провозглашает, что родители обеспечивают детям возможность получить основное общее образование. В этой связи п. 1 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» устанавливает, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Пункт 2 комментируемой статьи, развивая данные положения, определяет, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. При этом следует обратить внимание, что, в отличие от права на воспитание, обеспечение получения ребенком основного общего образования является непосредственной обязанностью родителей.

Согласно п. п. 2 и 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании», основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного образования; б) начального общего образования; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего образования. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся (п. 4 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с п. 2 комментируемой статьи родители обязаны обеспечить получение ребенком основного общего образования и создать условия для получения им среднего (полного) общего образования.

Родителям с учетом мнения детей предоставлен выбор образовательного учреждения, а также формы обучения для получения ребенком основного общего образования. Это означает, что только родители имеют право решать, где получать образование ребенку (в государственном или частном образовательном учреждении, т.е. в школе, лицее, гимназии, колледже и т.п.). Необходимо только, чтобы избранная ими форма образования соответствовала единому государственному образовательному стандарту. Учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения ребенка, если она противоречит его же интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Читайте также:  Договорная подсудность: в гражданском, арбитражном судопроизводстве

До скольки лет родители должны следить за детьми

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2021 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

1. Должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Уголовная ответственность родителей за несовершеннолетних детей

По ст. 20 УК РФ уголовная ответственность подростков наступает по общему правилу с 16 лет. Однако, если ребенком совершается особо тяжкое преступление, то он может стать правомерным субъектом содеянного уже с 14 лет.

К таким особо тяжким преступлениям могут быть отнесены:

  • Умышленное убийство;
  • Террористическая деятельность;
  • Насильственные действия сексуального характера;
  • Умышленное причинение вреда здоровью тяжкой степени;
  • Вымогательство;
  • Хищение чужого имущества и др.

Как правило, к подсудимым в возрасте от 14 до 16 лет применяются в качестве наказания меры медицинского характера или иные принудительные воздействия. Детей могут отправить под надзор родителей или поместить в медицинское учреждение.

Именно поэтому при вынесении приговора в суде учитываются следующие особенности несовершеннолетнего подсудимого:

  • Условия его жизни;
  • Воспитание;
  • Вменяемость и способность отдавать себе отчет в своих действиях;
  • Умственное развитие;
  • Наличие образования;
  • Образ жизни;
  • Психологическое состояние;
  • Наличие или отсутствие заболеваний.

Обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза, которая устанавливает вменяемость ребенка, оценивает его здоровье и опасность для общества.
И допрос на следственных действиях, и участие ребенка в судебных заседаниях осуществляется только в присутствие его законных представителей. Это, как правило, родители или органы опеки, если родители выступают потерпевшей стороной в деле.

Чаще всего, фигурантами уголовных дел являются подростки из неблагополучных семей. Они растут и воспитываются в условиях, где родители заняты своими делами и не контролируют жизнь своих детей.

За неисполнение родительских обязанностей предусмотрена уголовная ответственность по ст. 156 УК РФ.

По ст. 156 УК РФ родителям, которые халатно относятся к воспитанию своих детей, грозят следующие варианты ответственности:

  • Штраф до 100 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до года;
  • Обязательные работы до 440 часов;
  • Исправительные работы до 2 лет;
  • Принудительные работы до 3 лет;
  • Лишение свободы до 3 лет.

До какого возраста дети малолетние по закону

В разных мировых сообществах понимание того, до какого возраста дети малолетние, может существенно отличаться. Так, совершеннолетие происходит в различных государствах по-разному: где-то в 19 лет, а где-то в 21. В Российской Федерации ребенок становится совершеннолетним в 18 лет. Он признается полностью дееспособным и самостоятельно отвечает за свои поступки перед законом. Может пользоваться всеми правами и обязанностями взрослого человека: покупать алкогольно-табачную продукцию и голосовать на выборах, появляться в ночное время суток на улице без сопровождающих его взрослых людей и нести административную или уголовную ответственность за проступки, трудиться полный рабочий день и вступать в права наследования. Очень важно владеть исчерпывающей информацией о своих правах и обязанностях, быть грамотным и ответственным гражданином.

Органы по защите прав ребенка: куда обращаться при нарушении

Какими правами и обязанностями наделены несовершеннолетние дети в рф По достижении 14 лет применение административной и дисциплинарной ответственности, для ребенка наступает материальная ответственность за возмещение вреда, по заключенным сделкам, гражданско-правовая ответственность, имущественная, за регулярное нарушение трудовой дисциплины.

  • уважать старших, здороваться при встрече;
  • ходить на все уроки, не прогуливать;
  • выполнять все положенные задания;
  • на уроке соблюдать тишину, не заниматься посторонними делами;
  • отвечать на вопрос по требованию учителя;
  • приходить в школу в надлежащем виде, ухоженным и аккуратным;
  • не употреблять алкогольные и наркотические вещества, не курить;
  • беречь школьное имущество;
  • не причинять вред своему или чужому здоровью.

Во сколько лет ребенок должен покинуть родительскую семью

Далее, в норме связь между ребенком и родителями (особенно мамой) вначале отношений должна быть как можно более тесной. И постепенно она должна становиться все свободнее и свободнее. Как это реализуется на практике, постепенно с взрослением ребенка родители все больше и больше отдают своему ребенку ответственность за его жизнь. Ребенок все больше и больше делает сам, пока не почувствует что крепко самостоятельно стоит на своих ногах. И по закону нашей страны молодые люди, достигшие 18 лет, считаются совершеннолетними и начинают самостоятельно полностью отвечать за свою жизнь, за свои поступки. Можно ли считать этот возраст оптимальным для самостоятельного движения ребенка по жизни? Не простой вопрос, однако на что-то точно нужно опираться. В 18 многие парни и девушки уже вполне себе самостоятельные и могут строить свою собственную жизнь. Как правило, у них в этот момент сформированы свои, не всегда адекватные представления о жизни, но в большинстве своем с этими представлениями вполне можно жить. И вот тут хотелось бы изложить свое мнение. Священный долг родителей дать ребенку жизнь и поделиться всем лучшим, что у них есть, научить его жить в этом мире, а затем уж опять вплотную заняться собой. То есть я вижу это так – выросший ребенок по достижению 18 лет уходит из семьи в свободное плавание, а родители начинают жить своей собственной жизнью, и начинают в полной мере реализовывать свои желания. Это не значит, что пока ребенок не повзрослеет, они о себе не думают и ничего не делают. Делают, но после совершеннолетия детей у них еще больше появляется свободного времени и возможностей для этого. Причем не обязательно в этот миг забывать о детях, помнить можно. Но приоритетным становится их собственная жизнь. Поскольку все, что они могли они дали своему ребенку. Теперь есть возможность оценить, что и как научили они свое чадо, наблюдая за его самостоятельной жизнью.

А дети начинают жить отдельно, реализуют свои желания и строят свою собственную жизнь. Конечно, они могут приезжать к родителям, просить у них денег и чего-нибудь еще, однако родители могут им в этом отказать (или помочь), поскольку заняты теперь своим делом. Так сказать, свой долг перед обществом и детьми выполнен, можно теперь и свободно пожить. Это конечно в идеале. В реальности может быть по-разному.

Читайте также:  ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ВЫПЛАТ

Со скольки лет можно снимать квартиру россиянам и на каких основаниях

Если абстрагироваться от закона и рассматривать вопрос отдельного существования детей от родителей, возникает вполне резонный вопрос – «Когда же отпускать ребенка на самостоятельное проживание?». Однозначно ответить на него нельзя, так как норма в этом аспекте жизни у каждого своя. Кто-то считает, что дети должны съезжать от родителей или опекунов после наступления совершеннолетия и жить самостоятельно, другие, которых большинство, не видят ничего плохого в совместном проживании всех поколений семьи неограниченное количество времени.

Если сделка по аренде реализована на иных основаниях и нанимателем в арендном соглашении отмечен подросток, то для владельца квартиры это относительно не страшно. Максимум, что может случиться – это признание сделки недействительной и обнуление всех имеющихся правоотношений.

До какого возраста дети считаются детьми? Этим вопросом задаются многие родители, чей отпрыск желает поскорее стать взрослым и жить самостоятельной жизнью. Ответ здесь очень прост – с момента достижения гражданином совершеннолетия. Хотя для родителей дети всегда остаются детьми.

В России возраст совершеннолетия – это 18 лет. С этого момента гражданин может трудоустроиться по своему желанию, сдать экзамен и получить водительские права, приобрести транспорт, заключить брак.

До достижения данного возраста, человек ограничен в совершении некоторых сделок. За него почти все решения принимают его законные представители. Исключение здесь составляет эмансипация – объявление несовершеннолетнего взрослым. Это возможно в случаях, когда подросток работает в организации или занимается предпринимательством с разрешения родителей.

И все-таки, до какого возраста считается ребенком по закону человек, который осуществляет трудовую деятельность и получает стипендию? До восемнадцати лет, если он не был эмансипирован судом или органами опеки по заявлению законных представителей.

Законы о правах ребенка

Права ребенка определены не только законами определенной страны, но и прописаны международными нормативными документами. Об основных понятиях по правам ребенка в РФ говорится в следующих законах:

  • Конституция РФ. Она обеспечивает детству, материнству и семье в целом обеспечение государственной защиты и поддержки.
  • Семейный кодекс РФ. Прописывает, до какого возраста ребенок является малолетним, предусматривает соблюдение его прав на жизнь, имя, семью, выражение собственного мнения и много другое.
  • Закон № 124-ФЗ. В нем говорится о гарантированном урегулировании основных прав ребенка.
  • Конвенция «О правах ребенка». Действует с момента принятия 20 ноября 1989 г.
  • Декларация «По правам ребенка». Была провозглашена 20 ноября 1959 г Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В ней установлены 10 принципов, которым необходимо следовать для того, чтобы детям было обеспечено счастливое детство.

В разных мировых сообществах понимание того, до какого возраста дети малолетние, может существенно отличаться. Так, совершеннолетие происходит в различных государствах по-разному: где-то в 19 лет, а где-то в 21. В Российской Федерации ребенок становится совершеннолетним в 18 лет. Он признается полностью дееспособным и самостоятельно отвечает за свои поступки перед законом. Может пользоваться всеми правами и обязанностями взрослого человека: покупать алкогольно-табачную продукцию и голосовать на выборах, появляться в ночное время суток на улице без сопровождающих его взрослых людей и нести административную или уголовную ответственность за проступки, трудиться полный рабочий день и вступать в права наследования. Очень важно владеть исчерпывающей информацией о своих правах и обязанностях, быть грамотным и ответственным гражданином.

Законы о правах ребенка

Права ребенка определены не только законами определенной страны, но и прописаны международными нормативными документами. Об основных понятиях по правам ребенка в РФ говорится в следующих законах:

  • Конституция РФ. Она обеспечивает детству, материнству и семье в целом обеспечение государственной защиты и поддержки.
  • Семейный кодекс РФ. Прописывает, до какого возраста ребенок является малолетним, предусматривает соблюдение его прав на жизнь, имя, семью, выражение собственного мнения и много другое.
  • Закон № 124-ФЗ. В нем говорится о гарантированном урегулировании основных прав ребенка.
  • Конвенция «О правах ребенка». Действует с момента принятия 20 ноября 1989 г.
  • Декларация «По правам ребенка». Была провозглашена 20 ноября 1959 г Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В ней установлены 10 принципов, которым необходимо следовать для того, чтобы детям было обеспечено счастливое детство.

Обязанности родителей перед несовершеннолетними детьми, и до скольки лет они обязаны содержать их по закону

Конституционная обязанность отца и матери – заботиться о детях (ч.2 ст.38). В главе 12 Семейного Кодекса определены родительские обязанности в период, когда ребенок нуждается в особой заботе (до совершеннолетия ребенка). Статьи СК РФ разъясняют обязанности разных категорий родителей – семей, усыновителей, родителей-одиночек, несовершеннолетних.

Период материального обеспечения ребенка родителями может продлеваться после наступления возраста 18 лет — в случае нетрудоспособности ребенка (ст.85 СК). Инвалидность 1,2 групп обозначает неспособность работать. Добровольно или в судебном порядке родитель обязан обеспечивать ребенка пожизненно или до снятия этого статуса. Кроме этого, родитель обязан обеспечивать ребенка необходимыми лекарствами и оплачивать сложное лечение.

Ответственность родителей за несовершеннолетних детей

Также Уголовным кодексом предусмотрена мера наказания за ненадлежащее воспитание, которое сопряжено с жестоким обращением (ст. 156 УК РФ). Понятие жестокого обращения в контексте рассматриваемого вопроса довольно обширное – это и избиение ребенка, и игнорирование требований лечащего врача опекунами, и отсутствие в доме необходимых продуктов для поддержания организма ребенка в нормальном состоянии и т.д. Таким образом, жестокое обращение с детьми является квалифицирующим признаком, позволяющим применить к родителям меры именно уголовного, а не административного воздействия. Уголовная мера воздействия может быть применена не только в отношении опекунов, но и в отношении педагогов, врачей или других лиц, под присмотром которых находится ребенок.

Так же Уголовным кодексом предусмотрены санкции за склонение ребенка к совершению преступления (ст. 150 КУ РФ) или вовлечение в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ). Санкции статей 150 и 151 УК РФ могут быть применены не только к опекунам несовершеннолетнего ребенка, но и к иным лицам.

В 14 лет дети получают первый паспорт, а вместе с ним и некоторую дозу прав и ответственности – до этого момента за любые действия малолетних отвечают их родители.

Кража, хулиганство, нанесение увечий, насилие, даже терроризм или убийство – все это ложится на плечи взрослых, которые чаще всего отвечают материально.

Малыш обычно ограничивается серьезным внушением и некоторыми другими мерами влияния. Стоит отметить, что при совершении серьезного преступления (например, за убийство или нанесение увечий) ребенка, начиная с 11 лет, могут отправить в специальное лечебно-воспитательное учреждение на срок до 2 лет.

Важно знать: если в момент совершения преступления подросток находился не под ответственностью родителей (например, был в школе или лагере), то и отвечать за его проступок будут учителя или воспитатели.

Чаще всего малолетние дети не совершают серьезных правонарушений. К числу наиболее часто встречающихся нарушений относятся:

  • мелкие кражи и грабежи;
  • порча имущества;
  • хулиганство и драки;
  • нарушение ПДД.

За все эти преступления ответственность целиком и полностью лежит на родителях. Впрочем, если несовершеннолетний совершил более тяжелое преступление, суд может привлечь к наказанию взрослого, который подтолкнул ребенка к этому.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *