Особенности формирования учетной политики организации в целях налогообложения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности формирования учетной политики организации в целях налогообложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Учетная политика – это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

Комментарий к ст. 313 НК РФ

Главная задача налогового учета — сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция. Из данных налогового учета должно быть ясно:

— как определяются доходы и расходы предприятия;

— как определяется доля расходов, учитываемых для целей налогообложения в от четном периоде;

— какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных периодах;

— как формируется сумма резервов;

— каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль. Все эти данные должны быть отражены в регистрах налогового учета. Обратите внимание, что вести самостоятельные регистры налогового учета — это право бухгалтера, а не обязанность.

Насколько объемной должна быть описательная часть учетной политики?

На мой взгляд, не следует подходить к составлению учетной политики как сборнику цитат из Налогового кодекса, комментариев и судебной практики по вопросам налогообложения. Учетная политика не является методичкой о порядке исчисления и уплаты налогов.

В учетной политике излишне воспроизводить, дублировать положения Налогового кодекса, которые не предусматривают для налогоплательщика выбора варианта поведения или не нужны для описания выбранного организацией способа (метода) учета показателей.

Хотя на практике встречаются учетные политики, текст которых составляет более 100 страниц без учета приложений. При этом в учетную политику помимо налогов включают положения о страховых взносах во внебюджетные фонды, иных платежах, не являющихся налогами, что не относится к предмету учетной политики.

Положения об общем порядке ведения учета и НДС могут быть небольшими, тем самым учетная политика разместится на 2-3 листах?

Значительное место в учетной политике должен занять налог на прибыль. По сравнению с другими главами глава 25 НК РФ содержит наибольшее количество вариантов выбора показателей налогообложения.

Начать соответствующий раздел можно с определения даты получения дохода (осуществления расхода). При соблюдении установленных Налоговым кодексом условий общество может определять даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу. Но наиболее распространенным является закрепление метода начисления: доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Комментарий к Статье 313 НК РФ

Главная задача налогового учета — сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция.

Из данных налогового учета должно быть ясно:

— как определяются доходы и расходы предприятия;

— как определяется доля расходов, учитываемых для целей налогообложения в отчетном периоде;

— какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных периодах;

— как формируется сумма резервов;

— каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль. Все эти данные должны быть отражены в регистрах налогового учета.

Обратите внимание, что вести самостоятельные регистры налогового учета — это право бухгалтера, а не обязанность.

Дата признания расходов по оказываемым услугам (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ)

По общему правилу расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки. Но определить период, к которому относятся отдельные виды расходов, достаточно сложно. Даты признания расходов для целей определения налоговой базы указаны в ст. 272 НК РФ дифференцированно по группам расходов. В частности, в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ указаны три возможные даты признания расходов по оказываемым услугам.

Пункт 7 ст. 272 НК РФ:

«Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается… дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода…»

Так как приведены три даты, выбор одной из них должен быть закреплен в учетной политике. Такая позиция изложена в Письме Минфина России от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183. В нем, в частности, говорится, что один из трех способов признания расходов в виде оплаты сторонним организациям за предоставленные ими услуги, относимые к внереализационным и прочим расходам, налогоплательщик должен закрепить в учетной политике. Подчеркиваем, что это касается услуг, которые относятся к внереализационным и прочим расходам, то есть поименованным в ст. ст. 264, 265 НК РФ. Например, не относятся к таким услугам коммунальные услуги, так как они поименованы в ст. 254 НК РФ.

Большинство организаций в учетной политике прописывают дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов.

Но здесь возникает вопрос. Что такое дата предъявления документов?

Часто организации считают, что дата предъявления документа — это дата его получения. Это неправильно. Под датой предъявления документа следует считать дату его составления. Такая позиция изложена в Письме ФНС России от 13.07.2005 N 02-3-08/530.

Кроме того, уже в Письме Минфина России от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183 указывалось, что если согласно учетной политике налогоплательщиком датой возникновения расходов по оплате услуг, оказанных сторонней организацией, признается дата подписания акта приемки-передачи услуг, то такие расходы в целях налогообложения прибыли признаются на дату подписания акта вне зависимости от того, когда данный акт фактически представлен налогоплательщику.

Элементом учетной политики являются даты признания расходов в виде услуг:

  • дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
  • дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
  • последний день отчетного (налогового) периода.

Учетная политика в целях налогообложения: итоги

В заключение необходимо отметить, что «стандартного набора вариантов» элементов учетной политики, оптимального для каждого налогоплательщика, не существует. Во многих случаях выбор метода, позволяющего сэкономить на налогах, влечет за собой усложнение ведения учета — необходимости ведения раздельного бухгалтерского и налогового учетов. Например, такая ситуация будет иметь место в случае применения амортизационной премии в налоговом учете. Следует учитывать, что на формирование учетной политики в целях налогообложения может оказывать влияние целый ряд факторов, к которым могут быть отнесены:

  • размеры ставок налогов, установленных субъектами РФ;
  • вид и/или виды деятельности организации;
  • договорная политика организации;
  • объем производства и реализации;
  • наличие технических возможностей и квалификации бухгалтера, связанных с необходимостью ведения раздельных бухгалтерского и налогового учетов;
  • наличие обособленных подразделений.

В целях совершенствования налогового учета финансовых вложений ООО «Вселенная» следует:

  • внести изменения в учетную политику для целей налогового учета;
  • инспектирование инвестиционных договоров передать квалифицированному юристу;
  • проводить регулярное повышение квалификации сотрудников бухгалтерии.

В учетной политике ООО «Вселенная» не определен:

  • порядок отнесения объектов к финансовым вложениям,
  • поряд0к отнесения ценных бумаг к обращаемым или не обращаемым на рынке.

Ценная бумага считается обращающейся на организованном рынке

только при одновременном выполнении трех условий, изложенных в п.3 ст.280 НК РФ. То есть она должна быть допущена к торгам хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством. Кроме того, по этой ценной бумаге должна регулярно рассчитываться рыночная котировка в соответствии с законодательством РФ или иной страны. Под рыночной котировкой для целей налогообложения понимается средневзвешенная цена торгового дня, а если таковая не рассчитывается, то среднее арифметическое между минимальной и максимальной ценами текущего дня.

Читайте также:  Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?

Информация о рыночной котировке ценной бумаги должна быть общедоступна (через СМИ или непосредственно у организатора торговли).

Вопросы допуска ценных бумаг к обращению на организованных рынках регулируются Положением о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг ( Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации от 26/12/2003u/ № 03-54/пс ) [5].

Согласно п.5.2 названного Положения, ценные бумаги, которые служат предметом сделок на организованном рынке, делятся на два вида: те, которые включены в котировальные листы «А» или «Б» (для чего они должны пройти специальную процедуру отбора — листинг) и прочие ценные бумаги. При этом в отношении прочих ценных бумаг в п.5.2 Положения указано, что они не считаются допущенным к обращению, но «могут быть объектом совершаемых через организатора торговли сделок».

В соответствии со ст.11 НК РФ термины, употребленные в налоговом законодательстве, которым не дано определение, должны пониматься так, как это принято в той отрасли права, откуда этот термин заимствован. В ст.280 НК РФ нет определения понятия ценных бумаг, допущенных к обращению на организованном рынке. Поэтому необходимо использовать то, которое дается в Постановлении ФКЦБ России от 4 января 2002 г. №1-пс.

«Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам

торговли на рынке ценных бумаг»[7].

Таким образом, в учетной политике ООО «Вселенная» следует отметить, что допущенными к обращению на организованном рынке следует считать только те ценные бумаги, которые прошли листинг и включены в котировальные листы организаторов торговли.

Серьезной ошибкой в учете ценных бумаг является полное отнесение убытков по операциям с ценными бумагами в том периоде, в котором они были получены. Следует отметить, что статья 280 НК РФ ограничивает возможность принятия для целей налогообложения убытков от операций с ценными бумагами. В течение налогового периода убытки от таких операций принимаются только в пределах доходов от ценных бумаг этой же категории. В связи с этим налогоплательщик обязан вести налоговый учет доходов и прямых расходов по операциям с ценными бумагами каждой категории [13].

Данные ошибки обусловлены отсутствием соответствующей квалификации сотрудников бухгалтерской службы.

Следовательно, главному бухгалтеру ООО «Вселенная» следует:

  • периодически проводить повышение квалификации своей и своих сотрудников, путем посещения тренингов вебинаров, консультаций;
  • усилить контроль налогового учета инвестиционных вложений, путем проведения периодических проверок отражения в учете операций с ценными бумагами;
  • составить регламенты по организации налогового учета ценных бумаг, с приложением форм документов, которыми оформляются данные операции;
  • привлекать независимую аудиторскую фирму для проверки правильности и полноты отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций с ценными бумагами.

Таким образом, указанные меры позволят усилить контроль за правильностью отражения в налоговом учета операций с ценными бумагами на предприятии ООО «Вселенная».

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (абз. 5 ст. 313 НК РФ).

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения (ст. 314 НК РФ).

Изменения учетной политики по налогу на прибыль:

Изменение учетной политики осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства (ст. 313 НК РФ).

Таким образом, изменения учетной политики по налогу на прибыль в общем случае применяются с начала календарного года (налогового периода). В налоговом учете не устанавливается правила о ретроспективном отражении изменений в учетную политику (ретроспективный порядок применяется для изменений учетной политике по бухгалтерскому учету).

В то же время, неопределенности в случае изменения учетной политики могут быть. Так, если, к примеру, налогоплательщик сократил перечень прямых расходов в налоговом учете, то возникает вопрос, — сумму тех расходов на начало года, которая ранее считалась прямыми, а по новой учетной политике косвенными, можно списать на расходы единовременно на начало года или же их нужно списывать в ином порядке?

НК РФ не дает ответа на этот вопрос. К сожалению, НК РФ не регулирует такие «переходные» вопросы учетной политики.

Что такое учетная политика предприятия

Учетная политика организации – это документ для внутреннего пользования в компании или на индивидуальном предприятии, который устанавливает определенный порядок организации и ведения бухгалтерского и налогового учета.

Требования к бухгалтерской учетной политике установлены в статье 8 закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 и в Правилах бухгалтерского учета. Особых требований к разработке учетной политики для налогового учета не существует. Есть некоторые разрозненные указания, содержащиеся в Налоговом кодексе Российской Федерации. В статье 167 НК РФ есть ряд указаний по ведению учетной политики по налогу на добавленную стоимость, в статьях 313 и 314 содержатся указания по налогу на прибыль.

Учетная политика формируется ежегодно. Если этого не происходит, на новый год документ не утвердили, то продолжает действовать прошлогодняя политика. В течение года документ допускается дополнять. Например, если налогоплательщик решил заняться новым видом деятельности. Также дополнения в политику вносятся в случае, если изменилось законодательство, касающееся бухгалтерского учета и налогов.

Форма учетной политики

Существует три формы ведения учетной политики:

  • Журнально-ордерная
  • Мемориально-ордерная
  • Автоматизированная

Для того чтобы учетная политика велась грамотно, необходимо использовать проверенную основу, для классификации и хранения данных. Существуют определенные формы и шаблоны для заполнения документации. Часть из этих документов созданы и утверждены на законодательном уровне, часть определена внутренней политикой компании.

Перед тем как решить, в какой форме будет вестись учет, нужно четко квалифицировать документы:

  • Часть документов должна храниться в печатном виде
  • Часть документов должна храниться в электронном виде
  • Некоторая документация существует только для внутренней отчетности и создается в произвольной форме

Комментарий к статье 313 НК РФ

Главная задача налогового учета — сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция. Из данных налогового учета должно быть ясно:
— как определяются доходы и расходы предприятия;
— как определяется доля расходов, учитываемых для целей налогообложения в от четном периоде;
— какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных периодах;
— как формируется сумма резервов;
— каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль. Все эти данные должны быть отражены в регистрах налогового учета. Обратите внимание, что вести самостоятельные регистры налогового учета — это право бухгалтера, а не обязанность.

Что должно быть в учетной политике для целей налогообложения

  1. Порядок формирования сведений по каждому налогу, который организация должна платить.
  2. Сведения о том, является ли компания вновь созданной или нет. Они нужны для того, чтобы выявить является ли учетная политика новой или просто измененной прежней. Формирование учетной политики происходит в срок до 90 дней с момента создания компании, после чего компания использует ее год за годом.
  3. Указываются виды хозяйственной деятельности, которые осуществляет организация. Это необходимо, так как в зависимости от вида деятельности будут отличаться особенности учетной политики.
  4. Отметить, осуществляет ли организация операции с ценными бумагами, а также есть ли в ее деятельности расходы на НИОКР.
  5. Указывается наличие имущества компании, которое подлежит налогообложению.
  6. Наличие или отсутствие обособленных подразделений. Это необходимо для формирования в будущем информации о распределении налоговых платежей.
  7. Порядок организации налогового учета. Компания вправе вести учет как собственными силами, так и с привлечением сторонних организаций или специальных лиц. В случае ведения учета своими силами должно быть указано кем именно, например, отдельной службой или работником. Указывается должность конкретного работника, либо подразделение компании.
  8. Способ ведения налогового учета. Компания может вести автоматизированный и неавтоматизированный учет. В первом случае дополнительно указывается программа, в которой осуществляется учет.

Учетная Политика Производство (Налоговый Учёт) Скачать

При этом резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.

8) Главой 25 НК РФ «Налог на прибыль» установлены вопросы, требующие обязательного отражения в учетной политике иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. Если у иностранной организации есть несколько отделений на территории РФ, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, то согласно п. 4 ст. 307 НК РФ налоговая база и сумма налога на прибыль рассчитываются отдельно по каждому отделению. Если деятельность через отделения осуществляется в рамках единого технологического процесса или в других аналогичных случаях по согласованию с МНС России, прибыль, относящуюся к деятельности через отделения на территории РФ, можно рассчитывать в целом по группе отделений, если все включенные в группу отделения применяют единую учетную политику в целях налогообложения. При этом иностранная организация определяет в учетной политике для целей налогообложения, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения.

Кроме вышеперечисленных элементов учетной политики, которые являются обязательными для отражения, можно выделить ряд вопросов которые рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.

1) В учетной политике рекомендуется отразить, какой метод учета доходов и расходов будет применять организация — метод начисления или кассовый метод. Согласно п. 1 ст. 273 НК РФ организации имеют право (но не обязаны) применять кассовый метод учета доходов и расходов, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации без учета НДС и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Этот элемент учетной политики для целей налогообложения важен для организаций, имеющих право и желающих перейти на кассовый метод, так как если в учетной политике не будет указан применяемый метод учета доходов и расходов, то по умолчанию будет принят метод начисления.

2) Если организация какие-либо затраты с равными основаниями может отнести к нескольким группам расходов (расходам, связанным с производством и реализацией и внереализационным расходам), то в соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ организация может самостоятельно определить, к какой именно группе будут отнесены эти расходы. Этот рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.

3) В соответствии с порядком, изложенном в п. 2 ст. 286 НК РФ организации имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала года до окончания соответствующего месяца. Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Организация вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря предыдущего года. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться в течение всего года. Если организация будет переходить на такой порядок исчисления и уплаты налога, то это рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.

3.3Рекомендации по совершенствованию учетной политики на ООО «1000 мелочей-2»

В современных рыночных условиях непрерывный поиск и реализация мер, направленных на улучшение тех или иных сторон деятельности, — единственная возможность для любой организации выжить и успешно функционировать в среднесрочном, а тем более в долгосрочном плане. Существуют способы заметно повысить эффективность предприятия. Основой такого улучшения может стать рационализация учетной политики.

Разграничение правил формирования информации в бухгалтерском учёте и налоговых правил, получающее широкое распространение на практике, очень часто приводит к чрезмерному «утяжелению» учета, повышению его трудоемкости.

Однако законодатель требует от составителей бухгалтерской отчётности объяснять все свои методологические приёмы, что и указанно в учётной политике ООО «1000 мелочей-2».

Учётная политика для финансового учёта сформирована в соответствии с методологическими указаниями и требованиями. В связи с изменением видов выпускаемой продукции, вида деятельности на ООО «1000 мелочей-2» вносились изменения в учётную политику.

Предлагаю в учетной политике определить и отметить меру ответственности конкретного исполнителя за правильностью приемки, хранения и отпуска материальных ценностей, материалов, электроэнергии, за правильное оформление и составление первичных учетных документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете. Четкое распределение ответственности не только даст психологический эффект, но и позволит определять результативность работы каждого сотрудника и контролировать выполнение возложенных на него обязанностей.

Наряду с преимуществами учетная политика имеет ряд проблем. В первую очередь, это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету. Во-первых, ныне существующие законодательные документы не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий. В связи с этим предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать. Во-вторых, в нормативных актах, где говорится о способах бухгалтерского учета, в первую очередь, принимаемых ПБУ, очень часто встречаются слова и словосочетания “может использовать”, “могут быть”, “разрешается” и т.д. Таким образом, не ясно: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету, является элементом учетной политики. В-третьих, обсуждения требует вопрос о сроках внесения изменений в учетную политику организаций.

Единственный, очевидный вывод из всего выше сказанного состоит в том, что законодателям все же необходимо обеспечить такую технологию создания нормативных и законодательных актов, которые бы не толкали предприятия на поиски ответов на вопросы.

Во вторую очередь, взаимосвязь между бухгалтерским учетом и налоговым правом влечет за собой ряд проблем, связанных с налоговым законодательством.

Со вступлением в силу главы 25 Налогового кодекса РФ в отношении налога на прибыль получит нормативное закрепление понятия налогового учёта как системы обобщения информации для определения базы по налогу на прибыль.

Налоговые органы, как представитель государства, выступили, по сути дела, за создание собственной информационной системы- налогового учёта прибыли, неявно, таким образом, признав, что иная система информации, в частности система бухгалтерского учета не удовлетворяет в полной мере их фискальным целям.

Порядок оформления и применения учётной политики для целей налогообложения указывается в ст. 167 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ.

Систему налогового учёта ООО «1000 мелочей-2» осуществляет самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учёта, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Изменения в учетной политике для целей налогообложения могут возникать в связи с изменением законодательства или изменениями применяемых методов учёта. При этом изменение учётной политики для целей бухгалтерского учёта должно быть обоснованным. Налоговое же законодательство не требует обоснования изменения учётной политики для целей налогообложения. Кроме того, вносить изменения в последнюю можно только раз в год.

Относительно ООО «1000 мелочей-2» можно сказать, что налоговый учёт осуществляется бухгалтерской службой, применяются для подтверждения данных налогового учета первичные учётные документы, оформленные в соответствии с Законодательством РФ и аналитические регистры налогового учёта. В целях начисления налога на прибыль в соответствии со ст. 271 и 272 НК РФ применяется метод начисления доходов и расходов. Начисление амортизации производится линейным методом в порядке, установленным ст. 259 НК РФ.

Актуальность проделанного анализа заключается в том, что на цифровых значениях соответствующих экономических коэффициентом можно судить о правильности выбора методов и способов ведения бухгалтерского учёта, указанных в учётной политики.

Читайте также:  Перспективы развития процесса согласования маршрута

В данной дипломной работе показана сущность, понятие и подходы к формированию учётной политики на примере ООО «1000 мелочей-2» Проанализировав экономические показатели и просчитанные коэффициенты можно охарактеризовать ООО «1000 мелочей-2» как финансово-устойчивое предприятие.

Date: 2015-10-18; view: 183; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Учетная политика для целей налогообложения

12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ). Унифицированной, «жесткой» формы приказа об учетной политике нет.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

1) если организация решила изменить применяемые методы учета;

2) если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае — не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Эти положения применяются к налогу на прибыль, так как они предусмотрены ст. 313 НК РФ.

Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов гл. 21 НК РФ не предусмотрено.

В случае появления новых видов деятельности вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года. При этом нужно определить и отразить в учетной политике принципы и порядок учета этих видов деятельности для целей налогообложения.

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

— общие и организационно-технические вопросы;

— методологические аспекты.

К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

— распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;

— применение аналитических регистров налогового учета;

— технология обработки учетной информации.

В этот раздел включаются также основные правила ведения налогового учета.

Если организация имеет обособленные подразделения, важно определить:

— срок представления сведений в головное отделение организации для сводного налогового учета;

— перечень налогов, перечисляемых по месту нахождения филиалов;

— порядок уплаты налогов организацией и обособленными подразделениями.

Во втором разделе отражаются методы ведения налогового учета, которые организация выбирает самостоятельно, методы оценки активов и обязательств, порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения и другие методологические аспекты. Этот раздел удобнее составить по видам налогов.

Вопросы, которые предполагают однозначную трактовку, в учетной политике не отражаются. Отражаются только те вопросы, для которых законодательство о налогах и сборах предусматривает разную вариантность. Элементы учетной политики для целей налогообложения представлены в табл. на с. 396 — 399.

Таблица

Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 1511 / Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Ледяева А.А.

В современных условиях ведения бизнеса для субъекта-предпринимателя открыто множество возможностей. Каждый хозяйствующий субъект выбирает удобные для себя способы ведения бизнеса, методы ведения бухгалтерского учёта, методы ведения налогового учёта. В связи с этим возникает необходимость закрепления выбранного порядка в документации предприятия. Так появляется необходимость в утверждении учётных политик, которые создаются в целях управленческого учёта, бухгалтерского учёта, налогового учёта. Необходимость создания различных учётных политик и невозможность создания одной объясняется тем, что принципы и правила ведения различных учётов существенно отличаются друг от друга.

Рассматриваемая в статье учётная политика непосредственно является важным инструментом налогового учёта, который представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом (ст. 313 НК РФ ). Исходя из цели данного вида учёта, а именно формирование и систематизация информации необходимой для правильности исчисления налогов, строится и соответствующая учётная политика для целей налогообложения.

Определение понятия «учётная политика для целей налогообложения» дано в ст.11 НК РФ : учётная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а так же учёта иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Необходимо отметить, что первоначально, а именно в 90-е годы 20 века, основные положения, касающиеся налогообложения предприятия, закреплялись в бухгалтерской учётной политике.

В ч. 2 НК РФ впервые в 2001 г. этот термин вводится ст.167 НК РФ , которая определяет дату реализации товаров (работ, услуг) при исчислении НДС. Лишь потом гл. 25 НК РФ закрепляются основные принципы и методы её формирования. В ст. 11 НК РФ это понятие даётся только в 2006 г.

На данный момент времени обязанность ведения учётной политики для целей налогообложения закреплена в следующих главах НК РФ: гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции». Нужно отметить, что, не смотря на то, что в других главах не говорится об обязанности применения учётной политики, это не означает, что в ней не могут быть закреплены положения, касающиеся других налогов. Так формируются основная (обязательная) и дополнительная (необязательная) части учётной политики в целях налогообложения .

Законодателем закреплён порядок применения учётной политики для целей налогообложения, а именно налогоплательщик должен применять её с момента создания организации и до момента ее ликвидации.

Для изменения однажды принятой политики необходимо появление одного из следующих обстоятельств: изменение применяемых методов учета; существенное изменение условий деятельности организации; изменение законодательства о налогах и сборах. В первом и втором случаях изменения в налоговую учетную политику принимаются с начала нового налогового периода. В третьем случае — не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства. В этом выражается принцип постоянства учётной политики для целей налогообложения.

Вновь созданные организации обязаны применять налоговую учётную политику с момента своего создания.

Составлять новую налоговую учётную политику каждый год не нужно, так как в налоговом учёте применяется принцип последовательности учётной политики. Однажды принятая, она применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения.

В данном контексте необходимо обратить внимание на соотношение порядка формирования учётной политики для бухгалтерского учёта и учётной политики для налогового учёта (см. таблица 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика порядка формирования учётной политики для целей налогообложения и учётной политики для целей бухгалтерского учёта*

Характеристика

Учётная политика для целей налогообложения

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта

Порядок принятия

применяется с первого января года, следующего за годом утверждения;

для вновь созданной организации считается применяемой со дня их создания.

применяется с первого января года, следующего за годом утверждения;

для вновь созданной организации считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)

Порядок утверждения

утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений

утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений

Сроки утверждения

вновь созданные организации утверждают учетную политику для целей налогообложения не позднее окончания первого налогового периода

вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *