Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все о проведении и прохождении предрейсового технического осмотра ТС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде чем выпустить ТС на линию, которые задействованы для перемещения грузов, доставки пассажиров должны пройти предрейсовый технический осмотр. Проводится лицом, соответствующей квалификации. В случае обнаружения перечисленных поломок выпускать в рейс автомобиль нельзя.
Штраф за отсутствие отметки о предрейсовом контроле
Штраф за нарушение правил прохождения предрейсового технического осмотра предусмотрен статьей 12.311 КоАП:
3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
Обратите внимание, наказание накладывается:
- на водителя — 3 000 рублей,
- на контролера — 5 000 рублей,
- на юридическое лицо или ИП — 30 000 рублей.
При каких неисправностях запрещена эксплуатация транспортных средств
Примечание: Предрейсовый техконтроль проводится в соответствии с нормами ГОСТа Р51709-2001 для автотранспорта. Включая Правила техбезопасности (метод и условия проверки).
Некоторые неработающие узлы и системы водитель легко устранит сам до проведения осмотра. Список проверяемых при предрейсовом осмотре элементов конструкции присутствует в ряде правовых документов. Например, в Постановлении Правительства №1090 отредактированного в марте 2020 г. приводится перечень основных неисправностей:
Ежедневный технический осмотр автомобиля представляет собой внутреннее мероприятие по обеспечению БДД. Во время проверки контролер производит диагностику всех систем, узлов, комплектующих транспортного средства. Это позволяет снизить количество дорожно-транспортных происшествий, их тяжесть и последствия. Контролирующие органы внимательно следят за соблюдением установленных требований, поэтому регулярно проверяют юридические лица и ИП.
Выполняется техосмотр непосредственно до начала рейса или выезда автомобиля со служебной парковки. Данное требование регламентировано Приказом Минтранса РФ № 296 (ОТ 8/08-18 Г.).
На заметку! Сферу безопасного дорожного движения находится под юрисдикцией нескольких подразделений: ГУОБДД МВД, Росавтотранс, Минтранс, Росстандарт, Минздрав и Минобрнауки.
Главная задача ежедневного технического обслуживания транспортных средств – не допустить возникновения каких-либо поломок или неисправностей, которые могут спровоцировать возникновение ДТП. Данное мероприятие включает как обязательные процедуры (замена масла), так операции, выявленные в ходе диагностики. По результатам проверки выносится решение о допуске автомобиля на линию или проведении дополнительных ремонтных работ. Обязанность по организации техосмотра распространяется на все категории ТС. Например, легковые машины, грузовые, такси, др.
Ответственный автомеханик с учетом своих обязанностей осуществляет контроль технического состояния наземного автотранспортного средства до выезда в рейс, в этот момент тестируются:
- способность к работе системы торможения;
- надежность взаимодействия руля с поворотными кулаками;
- стеклоомыватели;
- невредимость колес и шин (у всех авто, кроме трамвая);
- работоспособность клаксона;
- тахограф;
- безотказность спутниковой навигации (работают ли нужные для передвижения онлайн-карты);
- функционирование системы связи с экстренными службами;
- исправность дверных замков, затворов крышек бензобаков;
- надежность фиксации сиденья шофера;
- приспособления, отвечающие за обогрев и обдув стекол;
- целостность частей, предназначенных для буксировки (фаркоп, цепи и тросы);
- держатели, на которых зафиксировано запасное колесо (у всего транспорта, кроме трамвая);
- работоспособность фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов (если присутствуют в комплектации).
Также контролер проверяет:
- не показывает ли щиток приборов наличие неисправностей, которые могут препятствовать безопасному движению по дороге (для этого транспорт заводят);
- качество обзора с водительского места;
- надежность фиксации зеркал заднего вида;
- исправность подвески, фартуков для защиты от грязи и брызговиков;
- работоспособность страховочных ремней и подголовников на креслах.
Предрейсовый технический осмотр транспортных средств имеет ряд особенностей:
- компании, занимающиеся перевозками, могут не нанимать собственного механика, так как допустимо пользоваться услугами сторонних организаций;
- если нанимается в штат специалист, то у него должно иметься нужное образование и навыки;
- если выявляется наличие каких-либо неисправностей в машине, которые не были обнаружены проверяющим механиком, то именно он несет ответственность за последствия эксплуатации такого автомобиля;
- механик после проверки должен поставить нужный штамп в путевом листе водителя, использующего данный автомобиль;
- если одной машиной в течение смены пользуется несколько водителей, то у каждого должен иметься свой путевой лист.
Все сведения из путевых листов должны переноситься в журнал осмотров. В этом документе указывается дата проведения осмотра, время осуществления процедуры, а также сведения о механике, занимающемся изучением состояния машины.
Выпуск ТС на линию производится после оценки состояния отдельных систем, агрегатов, узлов самого автомобиля и прицепного состава. Показатели должны соответствовать требованиям нормативных актов. Для проверки рабочей тормозной системы на въезде в пункт осмотра водитель резко останавливает ТС. Состояние стояночного узла оценивается на выезде. В смотровой яме выполняется осмотр и проверка герметичности гидравлического тормоза и прослушивание пневматической системы (при нажатой педали). Суммарный люфт рулевого управления замеряют на неподвижном ТС специальным устройством, фиксирующем угол и начало поворота. Выпуск автомобиля допускается, если он признан исправным. Допуск необходимо подтвердить подписью сотрудника, выполнявшего проверку. Автограф проставляется в путевом листе. Исправное ТС принимается водителем, подтверждающим надлежащее состояние машины подписью.
Особенности профессии
Контролер работает в транспортных компаниях, на балансе у которых более 100 единиц коммерческого транспорта. Этот специалист должен иметь хорошую квалификацию, опыт работы и безупречные профессиональные знания, ведь несвоевременно выявленная поломка может привести как к аварийной ситуации на дороге, так и к материальным убыткам компании.
Специалист ежедневно должен выполнять следующий перечень работ:
- проверка тех. состояния автотранспорта перед каждым выездом на работу и после возвращения в гараж;
- заполнение путевых/ремонтных листов;
- при необходимости проверка тех. состояния во время эксплуатации автотранспорта;
- проверка документов водителя (страховка, права и другие);
- ведение документации (оформление заявок на ремонт и т. д.);
- проверка состояния автомобиля до и после ремонтных работ;
- контроль расхода тех. жидкостей, горючего;
- контроль соблюдение БДД;
- инструктаж для водителей;
- проверка показаний спидометра и замеры топлива, занесение данных в специальный журнал;
- специалист обязан доставить машину на базу в случае ДТП или поломки ТС.
Обязанностей много, работа сложная и нервная, а вот заработная плата этого специалиста невысокая!
Кто проводит проверку автотранспорта
Руководитель предприятия своим распоряжением назначает на должность контролёра технического состояния автомобилей сотрудника имеющего достаточное образование и навыки этой работы. В соответствии с пунктами 14 и 15 транспортного Приказа Минтранса о проведении проверки автомобилей № 287 от 28.09.2015 года, определившими основные требования к квалификации граждан выполняющих обязанности связанные с перевозкой граждан, независимости от форм собственности владельца предприятия, к контролёрам состояния автотранспорта предъявляются следующие требования:
- Уровень ранее полученной специальной подготовки не ниже средне – технического образования по одному из следующих профилей:
- обслуживание и ремонт автомобильной техники, а для проверки наземного электротранспорта – эксплуатация электрооборудования и автоматических систем наземного электрического транспорта;
- техника и технологии автотранспорта;
- специальные курсы по переподготовке специалистов с получением квалификации контролёра техсостояния автотранспорта.
- Должен знать и руководствоваться нормативными документами:
- по порядку осуществления технического обслуживания автомобилей и проведению ремонта;
- организации безопасного движения;
- по основам трудового законодательства, охране трудовой деятельности и эксплуатации транспорта;
- по пожарной безопасности.
- Владеть знаниями характеристик поверяемой техники, её устройство, правилами и техническими нормами эксплуатации.
Штамп технический предрейсовый осмотр пройден
Проведение ТО, ТС. Перед началом движения (выездом с места парковки) подтверждает подпись механика с указанием даты и времени в путевом листе. Если обратиться к Приказу №296 п. 12 (см. таблицу), там говорится про отметку. Это маленький штамп со словом «Пройден», как показано на образце. Фраза: «Отметка о предрейсовом техническом состоянии ТС» в специальном поле — это элемент бланка путевого листа.
Согласно Приказу №152 (18/09-08 г.), п. 16, О порядке заполнения п/л слово «Штамп» заменено на «Подпись». Поэтому для подтверждения прохождения техконтроля ТС штамп не требуется вовсе, но и не запрещен. Главное, чтобы стояла подпись контролера, фамилия с инициалами, дата и время, подтверждающие осмотр. О чем производится запись в журнале регистрации тех состояния автотранспорта.
Будет правильным, если контролер вместо большого штампа, включающего длинный текст о проведенном ПТО, поставит о, заверит сведения подписью в путевом листе и внесет такие же данные в журнал.
Особенности оформления бланка
Что касается оформления журнала, то здесь также нет никаких особенностей, то есть, если журнал формируется самостоятельно, то его можно сделать в электронном виде или же, что называется, «нарисовать» вручную. В первом случае подготовленный бланк следует распечатать, чтобы ответственные лица могли оставить в нем свои автографы.
Обычно журнал содержит в себе не один десяток страниц. Все они должны быть по порядку пронумерованы и прошиты специальной толстой нитью.
На последнем листе ставится печать организации и пометка о количестве страниц в документе, а также дата и подпись ответственного работника.
Журнал делается в одном оригинальном экземпляре, дополнительных его копий не формируется. Заполненный журнал подлежит хранению на протяжении периода, установленного в законодательстве или же указанного в нормативно-правовой документации транспортной фирмы. Только после истечения этого срока документ можно уничтожить.
Порядок предрейсового осмотра
Процедура ПТОТС предусматривает комплекс мероприятий по оценке состояния техники. Проводится регулярно перед очередным выездом в рейс. Осмотр проводит лицо, ответственное за состояние техники. Контроль проходит в оборудованных помещениях, со смотровой ямой или подъемником. Здание должно быть проветриваемое и отапливаемое. ТО осуществляется с использованием специальных приборов и инструментов. Итак, предрейсовый технический осмотр включает следующий комплекс операций:
- Проверка наличия водительского удостоверения, свидетельства регистрации, страхового полиса, путевого листа, медицинского допуска.
- Осмотр аптечки, аварийного знака, огнетушителя, противооткатов.
- Визуальное обследование внешнего вида ТС на отсутствие протечек жидкостей, вмятин кузова.
- Контроль безотказности рабочих механизмов, в том числе систем двигателя, рулевого и тормозного управления, световых приборов, шин и прочих элементов.
Результат осмотра должен соответствовать положениям регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и Постановления Правительства РФ от 23.10.93 № 1090 «О правилах дорожного движения». По результатам проведенного осмотра, механик заполняет журнал регистрации, проставляет в путевом листе штамп об исправности техники, дату и подпись. После этого водитель выезжает на рейс. В противном случае, автомобиль отправляется в ремонтный бокс.
Вот перечень, установленный в соответствии с приказом Минтранса РФ № 141, что должно быть проверено в автомобиле, в автобусе и в других подобных транспортных средствах перед выпуском на линию:
— исправность тормозной системы:
— исправность рулевого управления;
— работоспособность стеклоочистителей;
— состояние колес и шин;
— исправность клаксона (сигнала);
— работоспособность тахографа (при наличии);
— исправность оборудования спутниковой навигации и работоспособность устройства для вызова экстренных и оперативных служб (если это оборудование обязательное);
— исправность замков дверей и кабины, бортов, пробок топливных баков и горловин цистерн;
— проверка исправности фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
— проверка работоспособности устройств обдува и обогрева стекол;
— проверка состояния тягово-сцепного устройства и страховочных тросов;
— проверка состояния держателя запасного колеса;
— проверка положения опор полуприцепов.
Автомеханик-контролер осуществляющий предрейсовый осмотр также обязан, перед выпуском на линию транспортного средства проверить следующее:
— приборную панель на наличие предупреждающих значков, говорящих о неисправностях, которые могут влиять на безопасность дорожного движения;
— обзорность с места водителя;
— видимость обзора в зеркалах заднего вида;
— заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики;
— ремни безопасности и подголовники;
— работоспособность световых приборов;
— герметичность узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе систему выпуска отработанных газов. Также проверяется герметичность дополнительно установленной гидравлики;
— укомплектованность транспортного средства аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами;
— отсутствие внесения в транспортное средство конструктивных изменений в нарушение законодательства. Например, проверить на установку незаконного газового оборудования.
Порядок проведения предрейсового технического осмотра
Процедура будет считаться выполненной и действительно обеспечивающей контроль исправности ТС, если ее провести по установленному плану. В соответствии с Приказом Минтранса предрейсовый технический осмотр транспортных средств порядок имеет следующий:
- в первую очередь проверяют исправность тормозов, рулевого управления, колес и шин, стеклоомывателей, а также наличие и работоспособность тахографа, устройства спутниковой навигации, звукового сигнала;
- дальше контролируют состояние замков, дверей авто, запоров цистерн, крышки топливной емкости, водительского кресла, стекол и их обогрева (обдува), зеркал, ремней безопасности;
- следом проверяют работу стеклоочистителей, наружных световых приспособлений машины;
- затем контролируют герметичность составляющих ТС;
- ответственное лицо должно убедиться в наличии и правильности наполнения аптечки, огнетушителя, противооткатных приспособлений, если речь об автобусе или грузовике;
- у трамваев и троллейбусов проверяют состояние токоприемников, силу тока, контролирующих приборов, двигателей;
Кто может проводить предрейсовый технический осмотр?
Организация, осуществляющая перевозки, имеет право взять контролера технического осмотра в свой собственный штат, либо обратиться в сервисный центр, предоставляющий подобные услуги. Какой бы из вариантов ни был выбран, осмотр автомобиля должен проводить только профессиональный сотрудник, имеющий соответствующее образование, должность и полномочия (контролер должен соответствовать Профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 287). К контролеру, проводящему технический осмотр, предъявляются следующие требования:
- наличие профильного образования не ниже среднего по определенной специальности;
- знание нормативных актов, связанных с дорожным движением и эксплуатацией транспортного средства;
- знание технических особенностей и устройства каждого автомобиля, проходящего техосмотр;
- умение правильно оформлять необходимую документацию;
- знание правил противопожарной безопасности.
Важно!
Еще совсем недавно технический контроль исправности автомобиля после выполнения рейса был не обязательным. Теперь осмотр ТС должен проводиться дважды – перед выездом на смену или в рейс и после возвращения на базу. Таким образом, в путевке ставятся два штампа.
В том случае, если разные люди работают на одном автомобиле или автобусе по сменам, то технический осмотр производится в начале и окончании каждой смены. При этом каждому из водителей путевой лист оформляется индивидуально.
Если автомобиль, принадлежащий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, не будет иметь отметки о предрейсовом контроле, то ответственность за данный факт будут нести как владелец автомобиля, так и его водитель, а также контролер транспортного средства. Согласно части 3 статьи 12.31.1 КОАП РФ, на каждого из них будет наложен штраф:
- водителю – 3 000 рублей;
- контролеру – 5 000 рублей;
- организации, которой принадлежит автомобиль, — 30 000 рублей.
Журнал прохождения предрейсового осмотра и послерейсового осмотра
Обязанность контролера, выпускающего автомобили и автобусы на рейсы, также заключается в ведении журнала прохождения предрейсового и послерейсового ТО. Данный документ является обязательным для любой организации.
Журнал оформляется в виде таблицы, в которой обязательно должны присутствовать следующие графы:
- наименование марки, модели транспортного средства;
- государственный регистрационный знак транспортного средства;
- фамилию, имя, отчество (при наличии) водителя транспортного средства;
- фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера, проводившего контроль;
- дату, время проведения контроля;
- показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;
- отметку о прохождении контроля;
- подпись контролера, проводившего контроль.
Журнал предрейсового и послерейсового контроля может вестись как в бумажном, так и в электронном виде.