Ответственность за непроведение спецоценки условий труда в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за непроведение спецоценки условий труда в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатель НЕ ПОДАЛ декларацию в Государственную инспекцию труда УР. Прошло 6 месяцев либо год, как это выяснилось.

Причем первыми под раздачу попали те, кто СОУТ провел. Дело в том, что 31.12.2018 для всех заканчивался срок действия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест.

Между тем многие работодатели аттестацию рабочих мест не проводили, и проведением СОУТ озаботились только тогда, когда началась массовая кампания, связанная с окончанием действия аттестации.

Компании, которые провели СОУТ в последние дни прошедшего года, успокоились, считая, что успели запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Но не тут-то было.

При сдаче декларации в ГИТ их поджидал неприятный сюрприз. В некоторой степени декларация сыграла роль явки с повинной. При приеме декларации трудиснпекторы вручили им повестки о необходимости дать пояснения в связи с нарушением сроков проведения спецоценки.

Например, одна из участниц группы «Красный уголок бухгалтера» рассказала о подобной проблеме. Компания была создана в сентябре 2017, в декабре 2018 провели СОУТ, но ГИТ утверждает, что имеет место просрочка, так как отсчитывает 12 месяцев с даты регистрации компании, не вдаваясь в подробности фактического создания рабочих мест.

Как избежать наказания, если СОУТ не провели вовремя

По официальным данным, СОУТ завершилась в установленный срок в отношении порядка 72% всех рабочих мест. Собственникам оставшихся 28%, очевидно, грозит штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест в 2020 г., внеплановые проверки ГИТ и иные «прелести».

Но Минтруд пообещал, что сразу наказывать не будут. В разъяснениях ведомства от 16.01.2019 сказано, что задача чиновников — узнать реальное состояние рабочих мест, а не просто наказать непослушных предпринимателей. И до того, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ, компаниям разошлют официальные предостережения о недопустимости нарушения требований охраны труда. В этих предостережениях инспекторы ГИТ пропишут сроки устранения нарушений. Если на такое предупреждение работодатель не отреагирует, его накажут. Если в компании пока не успели, но уже начали проверку и анализ производственных факторов, ГИТ не станет наказывать ни должностных лиц, ни саму организацию за нарушение сроков.

СОУТ (специальная оценка условий труда)

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  • Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

№ пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена
1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»)
2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д.
3 СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ
4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)
5 Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н
6 Некорректное применение результатов спецоценки При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1)
7 Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ)
8 Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
9 Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
10 Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ)
Читайте также:  Повышение пенсии инвалидам 1, 2, 3 группы и единовременной выплаты в 2023 году

Для работодателя проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.

Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).

Спецоценка 2020: новые правила

  1. Непроведение специальной оценки условий труда плановой или внеплановой

  2. Нарушение сроков проведения плановой или внеплановой спецоценки (для внеплановой СОУТ сроки определены 17 статьей 426-ФЗ)

  3. Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)

  4. Некорректное создание комиссии по СОУТ (части 1−4 статьи 9 426-ФЗ)

  5. Отсутствие утвержденного графика проведения СОУТ (часть 1 статьи 9 426-ФЗ)

  6. Отсутствие или некорректное составление утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)

  7. Намеренное необеспечение штатных режимов функционирования предприятия при проведении экспертной организацией исследований (испытаний) и измерений (п. 15 Методики)

  8. Нарушение сроков ознакомления работников с результатами проведенной на их рабочих местах спецоценки (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)

  9. Нарушение сроков уведомления экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 51 статьи 15 426-ФЗ)

  10. Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)

  11. Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГНТОТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)

  12. Невыполнение мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, по результатам проведенной спецоценки

  13. И т.д.

Для минимизации рисков привлечения к административной ответственности работодатель должен ответственно подойти к выбору экспертной организации.

За неисполнение Обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда штрафы установлены в статье 5.27.1 КоАП РФ.

Нарушение КоАП РФ Наказание
Нарушение требований охраны труда Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ Предупреждение или штраф для руководителя и ИП — от 2 000 до 5 000 рублей; для организации — от 50 000 до 80 000 рублей
Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ Предупреждение или штраф для руководителя и ИП — от 5 000 до 10 000 рублей; для организации — от 60 000 до 80 000 рублей
Допуск к работе без обучения и проверки знаний по охране труда, а также обязательных медосмотров Часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ Штраф для руководителя и ИП — от 15 000 до 25 000 рублей; для организации — от 110 000 до 130 000 рублей
Необеспечение работников СИЗ Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ Штраф для руководителя и ИП — от 20 000 до 30 000 рублей; для организации — от 130 000 до 150 000 рублей
Повторное нарушение Часть 5 статьи 5.27.1 КоАП РФ Штраф для руководителя — от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация от года до трех лет.
Штраф для ИП от 30 000 до 40 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток.
Штраф для компании — от 100 000 до 200 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток.

Также в рекомендациях Минтруда указано, что в целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона о СОУТ Минтрудом России совместно с Рострудом в 2020 году планируется реализовать механизм предупреждения нарушений обязательных требований российского законодательства о специальной оценке условий труда. Этот механизм контроля за СОУТ заключается в направлении работодателям письменных предупреждений о недопустимости нарушения требований охраны труда и закона о СОУТ. Таким образом, надзорные органы не сразу прибегают к такой форме наказания, как штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест, обычно сначала работодатель получает уведомление. В таком предостережении специалисты Роструда должны установить срок устранения возможного нарушения.

РАЗБОР ПРОЕКТОВ НПА, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ СОУТ

Она предусмотрена специальной статьей КоАП РФ — 4.54. За нарушение порядка спецоценки юрлицам выпишут штраф в размере от 70 000 до 100 000 рублей, должностным лицам — в размере от 20 000 до 30 000 рублей. За повторное правонарушение санкции предусмотрены более серьезные, причем юрлицу грозит административное приостановление деятельности. Эксперт по данной статье несет ответственность как должностное лицо.

Не обязательна спецоценка только для предприятий — ИП, без работников и с работниками, нанятыми по аутсорсингу, и для новых рабочих мест (напомним, что на их оценку дается 12 месяцев). Кроме того, в отношении рабочих мест, где не выявлены вредные или опасные условия, подается только декларация в трудинспекцию. Соблюдая эти условия, можно наказаний избежать. Кроме того, не рекомендуется игнорировать предупреждения контролирующих органов, направленные в превентивном порядке.

Иных специальных положений для различных групп предприятий не предусмотрено. Так, отпадает вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ: да, будут, так как никаких льгот для этой категории работодателей не установлено.


Закон о спецоценке заработал в 2014 году, и у работодателей было время на ее проведение вплоть до 31.12.2018. Компании, которые открылись за несколько месяцев до истечения этого срока, успеть ее провести не могли. Поэтому штрафы за отсутствие спецоценки в 2020 году не предусмотрены для работодателей, которые работают менее 1 года.

Но вновь созданным организациям на СОУТ дается 12 месяцев со дня введения в эксплуатацию рабочих мест. И не важно, относится производство к микробизнесу или среднему предпринимательству. Поскольку вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ, на уровне правительства решен давно: наказывать надо всех, кто нарушит требования закона.

Читайте также:  Распоряжение о добыче пушного зверя 2022г

Провести СОУТ при образовании новой организации нужно в течение года с момента ее регистрации. Например, если компания зарегистрирована в январе, к следующему январю спецоценка уже должна быть проведена. После этого выполнять такую операцию нужно каждые пять лет. Впрочем, работодатели, у которых на предприятии есть только рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда, могут оформить особую декларацию о соответствии и подать ее в Государственную инспекцию труда: в этом случае действие декларации будет продлеваться автоматически каждые пять лет. Однако если в компании произойдет несчастный случай, будет выявлено профессиональное заболевание либо нарушение трудового законодательства, декларация перестанет действовать, и руководству придется организовывать спецоценку во внеочередном порядке. Компаниям, имеющим рабочие места с вредными или опасными условиями проводить СОУТ нужно каждые пять лет.

Невыполнение правила о своевременном выполнении оценки повлечет за собой применение санкций, предусмотренных статьей 5.27.1 действующего КоАП РФ. Она предусматривает несколько видов наказаний, которые зависят от статуса виновника, а также от того, было ли такое нарушение допущено впервые или повторно. Итак, штраф за отсутствие специальной оценки условий труда составит:

    • для должностного лица, в обязанности которого входит организация спецоценки при первичном нарушении – штраф от 5 до 10 тысяч рублей, при повторном – от 30 до 40 тысяч рублей. В последнем случае штраф за отсутствие специальной оценки условий труда может быть заменен дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет;
    • для индивидуального предпринимателя при первичном нарушении – штраф от 5 до 10 тысяч рублей, при повторном – от 30 до 40 тысяч рублей. Штраф за непроведение СОУТ в случае повторения такого проступка может быть заменен остановкой работы предпринимателя на срок до 90 суток;
    • для компаний любых форм собственности при первичном нарушении – штраф от 60 до 80 тысяч рублей, при повторном – от 100 до 200 тысяч рублей. Вместо денежного взыскания при повторном выявлении проблемы наказание может иметь форму остановки работы на срок до 90 суток.

.

В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ нарушение будет считаться повторным, если оно было совершено в течение двенадцати месяцев с момента вступления в силу постановления о первом административном правонарушении.

Штраф за отсутствие СОУТ в 2020 году – не единственное наказание в этой сфере, которому может подвергнуться должностное лицо, предприниматель или организация. Статья 5.27.1 предусматривает полностью аналогичное наказание не только за непроведение СОУТ, но и за несоблюдение правил ее выполнения. При этом нужно учитывать, что в соответствии с действующим законодательством к виновникам применяются штрафы за СОУТ за каждое рабочее место: соответственно, крупные организации, где имеется много должностных позиций, могут штрафовать на суммы весьма серьезных размеров.

Нарушением порядка проведения спецоценки будет считаться любое несоблюдение правил, определенных положениями федерального закона № 426-ФЗ, включая:

  • невыполнение требования об обязательном информировании работников об условиях их труда;
  • отсутствие публикации сведений о результатах СОУТ на сайте организации;
  • непредоставление данных об итогах спецоценки в уполномоченные государственные органы;
  • другие проступки.

Таким образом, штраф за неразмещение СОУТ на сайте, которое многие работодатели считают незначительным нарушением, может достигнуть 200 тысяч рублей, если такой проступок был совершен повторно.

Ответственность на любой вкус!

В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

Если положением о кадровом подразделении или должностной инструкцией на кадровика возложена определенная обязанность, касающаяся спецоценки, а сотрудник ее не исполняет или исполняет с нарушениями, то он может быть подвергнут дисциплинарной ответственности. Например, если за кадровиком была закреплена обязанность найти организацию, занимающуюся проведением спецоценки условий труда, а он этого не сделал, то руководитель может наложить дисциплинарное взыскание.

Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.

Уголовная ответственность наступает, когда работодатель не провел спецоценку рабочего места, и это повлекло тяжкие последствия. Например, работник трудился во вредных или опасных условиях, а поскольку спецоценка не производилась, обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты не было предусмотрено. В результате произошел несчастный случай со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

Что касается административной ответственности, то особое внимание следует обратить на ч. 3 ст. 5.27 КоАП. Этим документом руководствуется ГИТ, если в организации ненадлежащим образом оформлен трудовой договор.

В частности, если в трудовом договоре или допсоглашении не указано, в каких условиях будет трудиться работник, за это налагается штраф. Для должностных лиц (руководителя организации или кадровика) он составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

В случае повторного нарушения применяется и ч. 5 ст. 5.27 КоАП: для граждан предполагается штраф в размере 5 тысяч рублей, для должностных лиц — дисквалификация на срок от года до трех, для юридических лиц — штраф 100-200 тысяч рублей.

Начала действовать новая статья КоАП — 5.27.1. В ней речь идет о нарушении нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и нормативных актах. Например, по закону работника обязаны ознакомить с результатами спецоценки в течение 30 дней. В этот период не включается время нахождения на больничном, в отпуске, в командировке. За нарушение накладывается штраф от 5 до 10 тысяч на руководителя, инженера по охране труда или кадрового работника, если будет установлена его вина. Штрафы за непроведение у работников медосмотра составляют от 15 до 25 тысяч. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты карается штрафом от 20 до 30 тысяч рублей. И конечно, значительно ужесточается ответственность за совершение повторных правонарушений.

Также ст. 13.12 КоАП предусмотрены штрафы за нарушение установленного порядка, касающегося персональных данных. Допустим, в обязанности кадровика входит обеспечение их надлежащего хранения, а он этого не выполнил. Штраф составит от 500 до 1 000 рублей.

И конечно, значительно ужесточается ответственность за совершение повторных правонарушений.

Ответственность на любой вкус!

В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

Если положением о кадровом подразделении или должностной инструкцией на кадровика возложена определенная обязанность, касающаяся спецоценки, а сотрудник ее не исполняет или исполняет с нарушениями, то он может быть подвергнут дисциплинарной ответственности. Например, если за кадровиком была закреплена обязанность найти организацию, занимающуюся проведением спецоценки условий труда, а он этого не сделал, то руководитель может наложить дисциплинарное взыскание.

Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.

Уголовная ответственность наступает, когда работодатель не провел спецоценку рабочего места, и это повлекло тяжкие последствия. Например, работник трудился во вредных или опасных условиях, а поскольку спецоценка не производилась, обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты не было предусмотрено. В результате произошел несчастный случай со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

Читайте также:  Дарение недвижимости. Способы оформления сделки

Что касается административной ответственности, то особое внимание следует обратить на ч. 3 ст. 5.27 КоАП. Этим документом руководствуется ГИТ, если в организации ненадлежащим образом оформлен трудовой договор.

Штрафные санкции за нарушение сроков проведения СОУТ

За нарушение сроков проведения СОУТ предусмотрены административное взыскания. Размеры штрафов в в Москве и по всей Московской области:

  • для должностных лиц и ИП – 5.000–10.000 руб.;
  • для юридических лиц – 60.000–80.000 руб.;
  • при повторных нарушениях для должностных лиц ИП – 30.000–40.000 руб.;
  • в той же ситуации для юридических лиц – 100.000–200.000 руб.

Если подобные нарушения были выявлены ранее, применима дисквалификация должностного лица на срок 1–3 года, приостановка работы предприятия до 90 дней. В случае нанесения тяжкого вреда здоровью человека размер штрафа увеличивается до 400.000 руб., предусмотрены обязательные или исправительные работы, лишение свободы.

Если СОУТ была проведена несвоевременно или с нарушениями, организация получит официальное предупреждение. В документе будет установлен срок для устранения нарушений. Если работодатель вовремя отреагирует, наказание не последует. Отказ от проведения чреват серьезными последствиями для руководителя. Если произошёл несчастный случай, не проведение СОУТ становится доказательством вины. Если вам необходима помощь, обратитесь в компанию НОПСС. Наши эксперты проконсультируют, дадут рекомендации, проведут аттестацию сотрудников.

Мы предоставим вам:

  • бесплатное юридическое сопровождение;
  • консультации;
  • оперативное решение проблемы.

За что возможно наложение штрафа или санкций по отношению к Работодателю?

  1. Непроведение специальной оценки условий труда плановой или внеплановой

  2. Нарушение сроков проведения плановой или внеплановой спецоценки (для внеплановой СОУТ сроки определены 17 статьей 426-ФЗ)

  3. Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)

  4. Некорректное создание комиссии по СОУТ (части 1−4 статьи 9 426-ФЗ)

  5. Отсутствие утвержденного графика проведения СОУТ (часть 1 статьи 9 426-ФЗ)

  6. Отсутствие или некорректное составление утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)

  7. Намеренное необеспечение штатных режимов функционирования предприятия при проведении экспертной организацией исследований (испытаний) и измерений (п. 15 Методики)

  8. Нарушение сроков ознакомления работников с результатами проведенной на их рабочих местах спецоценки (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)

  9. Нарушение сроков уведомления экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 51 статьи 15 426-ФЗ)

  10. Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)

  11. Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГНТОТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)

  12. Невыполнение мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, по результатам проведенной спецоценки

  13. И т.д.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте

Работодатель обязан обеспечить каждому работнику безопасные для жизни и здоровья условия труда. Специальную оценку условий труда обязаны поводить все без исключения организации, предприятия и ИП, имеющие работников, за исключением вакантных рабочих мест, а также надомных и дистанционных работников. Освобождены от проведения СОУТ и работники религиозных организаций.

Экспертиза рабочих мест проводится независимой организацией, которая должна входить в специальный реестр Минтруда России. Процедура СОУТ заключается в выявлении наличия или подтверждения отсутствия вредных или опасных производственных факторов. В случае предполагаемой вредности, проводится комплекс мероприятий (замеров, исследований) для определения степени вредоносности. В результате рабочему месту присваивают класс опасности. В зависимости от этого класса определяются мероприятия и компенсации работникам, дополнительные выплаты, обязательность спецодежды и т.д.

Штраф за отсутствие СОУТ или нарушение правил ее проведения

Итак, согласно статье 5.27.1 строгость наказания за непроведение спецоценки или нарушение правил ее выполнения является равнозначной. Она зависит от двух основных факторов: кто является виновником допущенного нарушения, и было ли оно первичным или повторным. В соответствии с этими критериями определяется объем санкций, которые могут иметь форму денежного штрафа или иного наказания.

Виновник нарушения Штраф за первичное нарушение Санкции за вторичное нарушение
Сотрудник компании, ответственный за организацию СОУТ 5-10 тысяч руб. Штраф 30-40 тысяч руб. или дисквалификация продолжительностью 1-3 года
Индивидуальный предприниматель 5-10 тысяч руб. Штраф 30-40 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней
Юрлицо 60-80 тысяч руб. Штраф 100-200 тысяч руб. или остановка работы продолжительностью до 90 дней

Штраф за отсутствие СОУТ

При указанных обстоятельствах штраф за непроведение СОУТ в 2022 году ИП не грозит. Также Роструд пообещал, что в течение 2022 года при выявлении нарушений будет действовать система предупреждений. Вначале работодатель, своевременно не организовавший специальную оценку условий труда, получит письменное уведомление (предостережение) о допущенном неисполнении закона и требованием устранить нарушение в обозначенный срок. Только если предостережение будет проигнорировано, на предприятие или ИП наложат административный штраф.

16-го января 2022 года Министерство труда РФ дало Разъяснения по вопросам проведения СОУТ индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом. Ведомство напомнило, что в соответствии с законом № 426-ФЗ от 28.12.2013, спецоценка условий труда проводится всеми работодателями.

Штрафы за непроведение СОУТ

Отвечать работодателю в рамках Уголовного кодекса придется, если нанесен тяжкий ущерб здоровью работника либо же наступление смерти. В сравнительной таблице приведены размеры штрафов, которые действовали ранее и текущие виды ответственности за такие нарушения.

Новым законодательством на смену аттестации рабочих мест введена СОУТ, которая регламентирует процедуру оценивания условий рабочих мест и вводит новую схему начисления страховых тарифов. При обнаружении для персонала вредных и опасных для жизни и здоровья факторов производства означает то, что работодателю придется платить увеличенные страховые взносы в ПФР либо улучшить условия труда, выполняя нормы ТК РФ. Собственно до внедрения нового закона все эти нормы также были прописаны к исполнению, однако низкая система штрафов не стимулировала работодателей принимать правила и нормы соблюдения надлежащих условий труда для своих подчиненных.

За что наказывают и как

По ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013, проведение спецоценки является обязанностью работодателя, то есть проблемы организации и оплаты процесса учреждение решает самостоятельно. Ответственность за отсутствие СОУТ или нарушения в ее проведении лежит на работодателе.

Процедура СОУТ введена вместо аттестации с 2014 года. Финальный этап проведения процедуры на предприятиях, которые были образованы до вступления закона в силу, завершился 31.12.2018. Работодателям предоставлен длительный переходный период и организации разных форм собственности должны были закончить в этот срок проведение СОУТ, а по ее результатам обозначить в трудовых соглашениях с сотрудниками классы условий их работы. Статья 15 ФЗ № 426-ФЗ предусматривает необходимость довести до сведения сотрудников итоги спецоценки в срок не больше 30 календарных дней с даты утверждения отчета по СОУТ.

Для новых рабочих мест и для организаций, которые созданы после вступления закона в силу, спецоценку необходимо провести не позже 12 месяцев с даты их ввода в действие (п. 1 ч. 2 ст. 17 ФЗ № 426-ФЗ). Аналогичный период установлен для перемещенного в новое помещение рабочего места (Письмо Минтруда РФ от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169).

В том же 426-ФЗ говорится, чем грозит отсутствие спецоценки рабочих мест, — штрафом. Окончание переходного этапа значит, что с 01.01.2019 работодатель, который не организовал в течение предусмотренного длительного периода СОУТ на всех рабочих местах, считается нарушившим законодательство и подвергается административному взысканию в виде денежных сумм или предупреждения по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2020 года достигает 80 000 рублей. Сумма зависит от того, кто стал нарушителем, и в какой по счету раз.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *