Какие основные функции должен осуществлять уполномоченный по охране труда?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие основные функции должен осуществлять уполномоченный по охране труда?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Положения действующего ТК РФ, а именно – статья 29, устанавливают, что работники являются такой же полноценной частью профессиональных отношений, как и сами работодатели. При необходимости, подчиненные вправе вступать в официальные переговоры с собственным начальником, выдвигать определенные требования, претензии и т.д. Однако, в данном случае, требуется система, иначе, отдельные претензии от разных членов коллектива просто не смогут принести положительных результатов. Именно поэтому современными нормами и была установлена законная возможность для назначения уполномоченных лиц по охране труда в организации.

Комментарий к ст. 370 ТК РФ

1. Законодатель отводит профессиональным союзам особую роль при реализации ими функций защиты трудовых прав и законных интересов работников.

Об этом свидетельствует одно из важнейших правомочий профессиональных союзов — право контроля за соблюдением работодателями (их представителями) трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Поскольку в настоящее время большинство нарушений прав работников допускается из-за отсутствия эффективных механизмов защиты трудовых прав работников, это представляется вполне оправданным.

В системе органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде профессиональные союзы занимают особое место.

В отличие от государственных инспекций и органов прокуратуры, не имеющих возможности осуществлять достаточно эффективный и систематический надзор за соблюдением законодательства в социально-трудовой сфере, профсоюзы защищают интересы работников ежедневно и, как правило, достаточно эффективно. Они имеют возможность оперативно провести консультации с работодателями, разъяснить работникам их права.

2. Законом о профсоюзах также закрепляется право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде. Так, ст. 19 этого Закона устанавливает, что профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в т.ч. по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.

Комментируемая статья расширяет права профсоюзов в указанной сфере, т.к. предоставляет им право контроля за соблюдением не только законодательства о труде, но и всех иных нормативных правовых актов (в т.ч. локальных), содержащих нормы трудового права.

3. Необходимо отметить, что раньше (до создания федеральной инспекции труда) в ведении профсоюзов находились правовая и техническая инспекции, осуществлявшие как государственный, так и профсоюзный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда. Эти инспекции обладали государственно-властными полномочиями и имели право налагать административные штрафы, приостанавливать работу отдельных машин, механизмов, цехов, предприятий и проч.

В настоящее время право на осуществление государственного надзора и контроля профсоюзы утратили. Это право принадлежит федеральной инспекции труда — централизованной системе соответствующих госорганов (см. коммент. к ст. 354).

Является ли такое решение оправданным? Очевидно, да. Профессиональный союз — это общественная организация; она не может и не должна выполнять государственные функции, особенно те, которые связаны с применением административных взысканий.

Законодательство предоставляет профсоюзам право создавать собственные инспекции труда, наделяя их полномочиями, которыми вправе обладать эти общественные организации.

При этом законодатель вновь вернулся к наименованиям «техническая» и «правовая» инспекции профсоюзов. Представляется, что названные термины, сложившиеся за многолетнюю практику осуществления профсоюзами контрольных полномочий, вполне соответствуют тем задачам и функциям, которыми они наделены.

Основные вопросы профсоюзного надзора и контроля определены законодательством: трудовой договор, рабочее время и время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации, предоставление льгот и преимуществ. Кроме того, профсоюзы вправе осуществлять контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами.

В этих целях они имеют право: беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза; участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе); защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); защищать их права и интересы по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.

Читайте также:  Все свое беру с собой: самый полный гид по правилам провоза багажа

Открытость приведенного перечня дает профсоюзам возможность расширять сферы контроля и искать новые пути и способы представительства и защиты трудовых прав работников.

4. Комментируемая статья выделяет право профсоюзов осуществлять контроль за выполнением работодателями и их представителями условий коллективных договоров и соглашений. Это право корреспондирует с нормой ст. 13 Закона о профсоюзах.

Если профсоюзная инспекция установит, что работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти или органы местного самоуправления нарушают условия коллективного договора, соглашения, она может направить им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения (или недостижения соглашения в указанный срок) разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.

5. В соответствии с комментируемой статьей правом создавать профсоюзные инспекции обладают общероссийские профессиональные союзы и их объединения, межрегиональное, а также территориальное объединение профессиональных союзов.

Процедура выбора уполномоченного по охране труда

Уполномоченный представитель по охране труда должен быть избран в коллективе в официальном порядке. Для этого работодатель устраивает общее собрание своих сотрудников. В ходе данного мероприятия руководителем могут быть предложены некоторые кандидатуры. Для того чтобы выбрать одну из них – проводится общее голосование.

Следует отметить, что абсолютно все вышеуказанные мероприятия должны быть надлежащим образом зафиксированы в документальной форме. Для этого все необходимые сведения вносятся в протокол. В дальнейшем, именно этот протокол будет являться главным документом, на основании которого уполномоченный представитель осуществляет свою деятельность. Этот протокол обязательно будет запрошен надзорным органом при расследовании несчастного случая на производстве.

Если говорить о том, кого именно чаще всего выбирают на данную должность, сюда, прежде всего, можно отнести тех специалистов, которые действительно имеют прямое отношение к вопросу охраны труда в организации.

Процедура избрания уполномоченного по охране труда

Уполномоченный по ОТ избирается на общем собрании трудового коллектива путем проведения голосования. Инициировать собрание могут как работники организации (трудовой коллектив), так и профсоюзная организация.

В зависимости от размера организации может быть избрано несколько уполномоченных. Если в организации несколько подразделений, то имеет смысл избрать уполномоченного для каждого подразделения.

Не следует избирать уполномоченными лицами работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за охрану труда (должностные лица, руководители работ).

Когда выбор будет сделан, необходимо оформить соответствующий протокол.

1.1. Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

1.2. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.

1.3. Профсоюз(ы), иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.

1.4. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов — каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

1.5. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

1.6. Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

1.7. Уполномоченные в своей деятельности должны руководствоваться Кодексом законов о труде Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором или соглашением по охране труда, нормативно-технической документацией предприятия.

1.8. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

5.1. Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

Читайте также:  Что делать если купальник красится, линяет, выцвел, как спасти вещь?

5.2. Для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовать обучение по специальной программе на курсах при территориальных органах по труду, других организациях за счет предприятия (с сохранением среднего заработка обучаемому).

5.3. Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение (рекомендуемая форма удостоверения в приложении № 2).

5.4. Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

Процедура выбора уполномоченного по охране труда

Уполномоченный представитель по охране труда должен быть избран в коллективе в официальном порядке. Для этого работодатель устраивает общее собрание своих сотрудников. В ходе данного мероприятия руководителем могут быть предложены некоторые кандидатуры. Для того чтобы выбрать одну из них – проводится общее голосование.

Следует отметить, что абсолютно все вышеуказанные мероприятия должны быть надлежащим образом зафиксированы в документальной форме. Для этого все необходимые сведения вносятся в протокол. В дальнейшем, именно этот протокол будет являться главным документом, на основании которого уполномоченный представитель осуществляет свою деятельность. Этот протокол обязательно будет запрошен надзорным органом при расследовании несчастного случая на производстве.

Если говорить о том, кого именно чаще всего выбирают на данную должность, сюда, прежде всего, можно отнести тех специалистов, которые действительно имеют прямое отношение к вопросу охраны труда в организации.

Права уполномоченного по охране труда

Постановление Минтруда указывает на следующие права доверенных лиц:

  • осуществление функций контроля в соответствующем подразделении организации;
  • проверка выполнения тех мероприятий, которые предусмотрены в организации;
  • участие в комиссиях, осуществляющих проверку помещений и оборудования на возможность эксплуатации;
  • своевременное получение информации о произошедших несчастных случаях;
  • возможность требовать от руководителя и ответственных лиц исполнения предписаний и обеспечения безопасных условий для работы;
  • выдача руководителю представлений об устраненных нарушениях;
  • обращение за привлечением к ответственности лиц, виновных в правонарушениях.

Уполномоченные лица по охране труда профессиональных союзов имеют право также участвовать в разрешении трудовых споров. Предписывается при этом, что предмет конфронтации должен касаться именно вопросов охраны труда.

Нормативно-правовые акты, регулирующие работу уполномоченного

Деятельность уполномоченного по ОТ регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • ст. 370, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
  • Постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 N 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»;
  • Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 18.10.2006 N 4-3 «О Типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза»;
  • Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N 10-ФЗ.

Нормативно-правовые акты, регулирующие работу уполномоченного

Деятельность уполномоченного по ОТ регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • ст. 370, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
  • Постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 N 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»;
  • Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 18.10.2006 N 4-3 «О Типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза»;
  • Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N 10-ФЗ.

1.1. Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза (далее – Положение) разработано в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации и определяет основные направления деятельности, права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза (далее – уполномоченный) по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее – организация), в которых работают члены профсоюза.

1.2. Уполномоченный в своей деятельности руководствуется требованиями охраны труда, настоящим Положением, постановлениями (решениями) первичной профсоюзной организации и ее выборных органов, коллективным договором и (или) соглашением, локальными нормативными актами по охране труда.

1.3. Выборный орган первичной профсоюзной организацииобеспечивает выборы уполномоченных в каждом ее структурном подразделении и в организации в целом. Численность уполномоченных, порядок их избрания и срок полномочий устанавливаются коллективным

договором, локальным нормативным актом в зависимости от конкретных условий производства и необходимости обеспечения профсоюзного контроля за соблюдением безопасных условий труда на рабочих местах.

1.4. При наличии в организации нескольких профсоюзов – каждому из них предоставляется право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченного.

1.5. Уполномоченным не может быть избран работник (должностное лицо), в функциональные обязанности которого входит обеспечение безопасных условий и охраны труда в организации, ее структурном подразделении.

1.6. Уполномоченные избираются открытым голосованием на общем профсоюзном собрании (конференции) работников организации на срок полномочий выборного органа первичной профсоюзной организации.

1.7. Выдвижение уполномоченных в состав комитета (комиссии) по охране труда в качестве представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(ых) органа(ов) первичной (ых) профсоюзной (ых) организации (ий), если он (они) объединяет (ют) более половины работающих, или собрания (конференции) работников организации.

Читайте также:  Пенсия пострадавшим и ликвидаторам-чернобыльцам в 2023 году в России

1.8. Уполномоченные осуществляют свою деятельность во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), службой охраны труда и другими службами организации, комитетом (комиссией) по охране труда, технической инспекцией труда профсоюзов, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение надзора и контроля.

1.9. Руководство деятельностью уполномоченных осуществляется выборным органом первичной профсоюзной организации.

1.10. Уполномоченные по охране труда периодически отчитываются о своей работе на общем профсоюзном собрании или на заседании выборного органа первичной профсоюзной организации. Уполномоченные представляют отчет о своей работе (два раза в год) в выборный орган первичной профсоюзной организации (приложение № 1).

1.11. По решению профсоюзного собрания или выборного органа первичной профсоюзной организации уполномоченный может быть отозван до истечения срока действия своих полномочий, если он не выполняет возложенные на него функции по защите прав и интересов работников на безопасные условия труда.

1.12. Выборный орган первичной профсоюзной организации и работодатель (должностное лицо), а также техническая инспекция труда профсоюза оказывают необходимую помощь и поддержку уполномоченным по выполнению возложенных на них обязанностей.

1.13. На основании настоящего Положения общероссийские (межрегиональные) профсоюзы могут разрабатывать свои положения с учетом специфики и особенностей видов экономической деятельности.

Права уполномоченных лиц

  • Контроль за текущем соблюдением норм в правовом аспекте об охране труда.
  • Проверять проведенные мероприятия касательно охраны труда, результаты расследованных ситуаций по поводу несчастного случая.
  • Участвовать в комиссии проводящая испытание с дальнейшим вводом в эксплуатацию средств труда.
  • Получение протокольной информации от работодателей о текущей обстановке охраны труда, о несчастных произошедших случаях.
  • Предъявление требований к работодателям о том, что работы должны быть приостановлены, если обнаружена угроза жизнедеятельности рабочих.
  • Вручать руководителям информационные представления об обнаруженных нарушениях касательно охраны труда, которые они обязаны в обязательном порядке рассмотреть.
  • Обращение в надлежащие гос органы с рекомендательной информацией, касающееся привлечения к ответственности руководящих лиц, которые нарушили нормативы по охране труда, скрывали случившиеся факты о произошедших несчастных производственных случаях.
  • Принимать непосредственное участие при трудовых спорах, возникшие с различными нарушениями.
Программа обучения Кол-во часов Стоимость очно Стоимость дистанционно Срок действия Документ об окончании
Обучение по охране труда уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов 40 от 2500 ₽ от 1500 ₽ 3 года удостоверение установленного образца о повышении квалификации

Права уполномоченного по охране труда

Постановление Минтруда указывает на следующие права доверенных лиц:

  • осуществление функций контроля в соответствующем подразделении организации;
  • проверка выполнения тех мероприятий, которые предусмотрены в организации;
  • участие в комиссиях, осуществляющих проверку помещений и оборудования на возможность эксплуатации;
  • своевременное получение информации о произошедших несчастных случаях;
  • возможность требовать от руководителя и ответственных лиц исполнения предписаний и обеспечения безопасных условий для работы;
  • выдача руководителю представлений об устраненных нарушениях;
  • обращение за привлечением к ответственности лиц, виновных в правонарушениях.

Уполномоченные лица по охране труда профессиональных союзов имеют право также участвовать в разрешении трудовых споров. Предписывается при этом, что предмет конфронтации должен касаться именно вопросов охраны труда.

Должностное лицо, представляющее интересы рабочих, должно выполнять определенные обязанности. Задачи уполномоченного по охране труда следующие:

  • принятие участия в разработке и внедрении безопасных условий труда;
  • контроль над организацией труда в конкретной компании;
  • представление трудящихся в различных инстанциях;
  • предоставление консультаций работникам.

Обязанности уполномоченного по охране труда включают:

  • проверка техники и оборудования в составе комиссий;
  • организация мероприятий, направленных на минимизацию количества несчастных случаев;
  • контроль над тем, как руководство соблюдает режим предоставления труда и отдыха служащим;
  • анализ несчастных случаев;
  • предоставление руководству и служащим сведений о неправильной организации труда на предприятии.

Представитель рабочих обязан справляться со своими задачами, в противном случае он будет смещен. Он обязательно должен содействовать созданию благоприятных и безопасных условий работы, проводить инструктаж и обучение сотрудников и т. д. Также у него есть определенные права, которые он может использовать для контроля труда в организации. Права уполномоченного следующие:

  1. Реализация нормативных актов в сфере охраны труда.
  2. Проверка осуществления различных мероприятий по поводу охраны осуществления трудовой деятельности.
  3. Получение информации об охране труда у начальства.
  4. Требование о прекращении трудового процесса, если это несет угрозу жизни и здоровью служащих.
  5. Подача представления о ликвидации всех имеющихся нарушений.
  6. Подача ходатайств о применении санкций к соответствующим должностным лицам.

Эти права работника, выступающего уполномоченным, являются основными.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *