Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый учет субсидий на «коронавирус» 2020». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В бухучете коммерческих организаций правила отражения информации о поступлении и расходовании госпомощи регламентированы ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Для этого предусмотрен сч. 86 «Целевое финансирование», на котором отражаются средства, направляемые в качестве целевого финансирования на покрытие расходов.
Плательщиков поквартальных авансовых платежей стало больше
Согласно п. 3 ст. 286 НК РФ некоторые категории плательщиков налога на прибыль вносят авансовые платежи по налогу только по итогам отчетного периода – раз в квартал. В частности, это организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 млн руб. за каждый квартал.
Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона № 121-ФЗ этот предельный уровень повышен для налогового периода 2020 года и составляет 25 млн руб. Но, по нашему мнению, воспользоваться данным положением можно, только начиная с отчетного периода I полугодие 2020 года. То есть при соблюдении названного предела можно не вносить ежемесячный авансовый платеж за апрель 2020 года и т. д.
Напомним, что при определении предыдущих четырех кварталов необходимо учитывать последовательно идущие четыре квартала, предшествующие периоду, на который приходится срок представления соответствующей налоговой декларации (см. Письмо Минфина России от 06.03.2020 № 03-03-07/16839).
Налогом на прибыль не облагают федеральные субсидии в связи с коронавирусом организациям из пострадавших отраслей бизнеса, которые на 1 марта 2020 года включены в реестр малого и среднего предпринимательства. Полученную субсидию в доходы при расчете налога на прибыль не включайте. Данный вид необлагаемых доходов обособили от доходов в виде целевого финансирования по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК и закрепили в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 НК.
Расходы за счет таких субсидий не учитывайте при расчете налога на прибыль. Такую норму закрепили в пункте 48.26 статьи 270 НК. Новые нормы вступили в силу 22 апреля 2020 года и распространяются на правоотношения с 1 января 2020 года (п. 1 и 2 ст. 3 Закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ).
Региональные субсидии в связи с коронавирусом учитывайте при расчете налога на прибыль в общем порядке, как госпомощь
Операции с целевыми субсидиями капитального характера
Бюджетные (автономные) учреждения отражают операции с данными субсидиями в следующем порядке*(2):
1. Дебет КДБ1 5 205 62 561 Кредит КДБ1 5 401 40 162 — начисление доходов будущих периодов по целевым субсидиям капитального характера в сумме Соглашения. 2. Дебет КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 150, КОСГУ 162) Кредит КДБ1 5 205 62 661 — отражено получение субсидии капитального характера. 3. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 401 10 162 — признание доходов в виде целевой субсидии капитального характера доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета, иного документа, предусмотренного Соглашением). 4. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 205 62 661 — уменьшение доходов будущих периодов по целевой субсидии капитального характера на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения. 5. Формирование по завершении года расчетов по субсидии капитального характера на основании Извещения, Отчета о выполнении условий Соглашения (операции отражаются последним днем отчетного года, если учредителем не предусмотрено иное): 5.1. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КБК3 5 303 05 731 — закрытие расчетов в сумме неиспользованных остатков целевых субсидий капитального характера, подлежащих возврату в очередном году в бюджет. 5.2. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ1 5 205 62 661 — закрытие расчетов в сумме неиспользованного финансового обеспечения субсидии, если ее перечисление учреждению не осуществлялось. 5.3. Дебет КДБ1 5 401 40 162 Кредит КДБ4 5 303 05 731 — формирование расчетов по неиспользованному остатку при наличии принятых за счет него и неисполненных обязательств (необходимости подтверждения потребности в данных средствах). При подтверждении потребности отражается запись: Дебет КДБ4 5 303 05 831 Кредит КДБ1 5 401 40 162 5.4. Если расчеты с учредителем по субсидии «закрыты» полностью, но у учреждения осталась кредиторская задолженность, принятая за счет средств субсидии (принятые и неисполненные денежные обязательства), то дополнительно записей отражать не нужно. Остаток средств на лицевом счете в очередном году будет направлен на погашение принятого денежного обязательства. 5.5. Если за счет целевой субсидии капитального характера был выплачен аванс, не подтвержденный документами контрагента за отчетный год, то разница между показателями Дт 5 205 62 000 и Кт 5 401 40 162 равна данному авансу. В случае принятия решения о возврате (не подтверждения целевого характера принятых денежных обязательств) в очередном финансовом году отражается указанная в п. 5.1 операция. 6. Дебет КБК3 5 303 05 831 Кредит КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат неиспользованного остатка целевой субсидии капитального характера прошлых лет.
Поступление государственной помощи
В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:
- по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
- по мере фактического получения ресурсов.
Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.
В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:
- имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
- имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.
Нюансы налогового учета субсидии
Как можно увидеть из приведенных примеров, налоговые требования об исключении субсидии из расходов, уменьшающих налоговую базу на ОСН и УСН, урегулируются правильным составлением бухгалтерских проводок.
В Примере 1 это: Дт 86 Кт 44 – 121 300.
В Примере 2: Дт 86 Кт 26 – 60 650.
И в том, и в другом случае отраженное в бухучете использование субсидии уменьшает то, что далее пойдет в расчет налоговой базы по прибыли или доходно-расходной УСН.
Саму же субсидию при получении в облагаемую налогом базу не включают:
- у юрлиц на ОСН (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- у ИП и организаций на УСН (подп. 1 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
- для ИП на ОСН (подп. 82 ст. 217 НК РФ).
Поэтому при зачислении на счет бюджетных средств никакие записи в налоговом учете делать не нужно.
Механизм выделения и получения субсидий
Порядок предоставления целевых субсидий представляет собой целостную систему, которая основывается на четком прогнозировании предстоящих затрат, направленных на увеличение имущественной составляющей производства. Он выглядит следующим образом:
- организация анализирует показатели своей деятельности и делает выводы о том, на какие цели необходимы денежные средства из бюджета;
- подготавливает документацию, где изложена информация о предстоящих операциях, осуществляемых с целевыми суммами, которые направляются в бюджетное учреждение (в качестве необходимых сведений указывается название, цель, код классификации, остатки по субсидированию с прошлого года, планируемая выплата в текущем году);
- сформированная информация подается учредителю, который рассматривает и оценивает данные на целесообразность, просчитывает риски, принимает решение о выделении предложенной суммы;
- после того как последующие действия по перечислению денег на счета учреждения согласованы, принято положительное решение, они направляются на специальный лицевой счет, открытый для таких выплат.
Бухгалтерский учет целевых субсидий
У специалиста, занимающегося учетом расходов и доходов на предприятии, реализующем субсидирование, имеется план бухгалтерских счетов под названием «Учет государственной помощи». К нему прилагается инструкция, которая утверждена , действующим с 31 октября 2000 года, номер 94н. Согласно этому документу, для бухгалтерского учета субсидий используется пункт «Целевое финансирование».
В качестве финансовых операций рассматриваются:
- количество поступивших дотаций;
- сколько их использовано согласно поставленным целям в плане;
- какую часть необходимую вернуть, не израсходованную по целевым назначениям.
Способы отражения субсидирования в бухгалтерских документах делятся на два вида:
- поступившая сумма учитывается сразу же после ее поступления в качестве финансовой задолженности, которая погасится после всех вложений по целевым направлениям;
- полученные средства отражаются на балансе, когда они переведены, а после каждого вида затрат сведения об этом факте заносятся в специальную форму. Таким образом, они учитываются сразу после проведенных работ или закупки оборудования.
По Соглашению с учредителем бюджетное (автономное) учреждение может получать следующие виды субсидий:
- субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (далее — субсидии на выполнение госзадания);
- субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее — субсидии на осуществление капитальных вложений);
- субсидии на иные цели, в том числе гранты в виде субсидий (далее — субсидии на иную цель).
В соответствии с п. 54 Стандарта «Доходы» субсидии на выполнение госзадания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение, т. е. на дату заключения Соглашения. Аналогичное правило распространяется и на иные виды субсидий из представленных выше, если они предоставлены на условиях возврата части средств в связи с невыполнением условий Соглашений (неиспользованием средств субсидий) (п. 40 Стандарта «Доходы»).
Вариант, когда субсидия предоставляется без такого условия, — это предоставление субсидии на иную цель автономному учреждению, которому счета открыты в коммерческом банке. По условиям изначально в такой ситуации автономное учреждение должно потратить собственные средства на расходы, которые будет предусмотрены Соглашением, предоставить отчет учредителю. Потом учредитель выделяет субсидию на иную цель на возмещение произведенных автономным учреждением расходов.
Иных ситуаций, когда на основании Соглашения можно признавать доходы в виде субсидии доходами текущего года сразу, пока не установлено. Поэтому по общему правилу, установленному Стандартом «Доходы», на основании заключенного с учредителем Соглашения учреждению следует отразить в учете доходы будущих периодов.
Доходы будущих периодов могут быть признаны доходами текущего года на основании следующих документов:
- по субсидии на выполнение госзадания — на основании Отчета о выполнении государственного (муниципального) задания;
- по иным видам субсидий — на основании Отчета о выполнении условий предоставления субсидии;
- и (или) информации о результатах использования субсидий — Извещения (ф. 0504805), формируемого в целях отражения в учете финрезультата по методу начисления в случае отсутствия на дату формирования отчетности Отчетов, указанных в пункте «1»;
- и (или) иного документа, предусмотренного Соглашением.
Формирование Извещения (ф. 0504805) производится бюджетным (автономным) учреждением, два экземпляра направляются учредителю. Если учредитель согласен с суммой, указанной в Извещении (ф. 0504805), то он подтверждает это направлением второго экземпляра заполненного Извещения (ф. 0504805) учреждению. Для оперативности отражения информации допустим обмен скан-копиями документов.
Использован релиз 3.0.105
Малые и средние предприятия (МСП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) могут получить из федерального бюджета субсидии на частичную компенсацию затрат, связанных с ухудшением ситуации по коронавирусу. Правила предоставления субсидий (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.09.2021 № 1513) предусматривают (см. здесь):
- субсидию на карантин – предоставляется тем, кто ведет в 2021 году деятельность в муниципальном образовании, в котором введены ограничения в связи с коронавирусом;
- субсидию на нерабочие дни – разовая субсидия, которая предоставляется в связи с нерабочими днями с 30.10.2021 до 07.11.2021, введенными Указом Президента РФ от 20.10.2021 № 595, и иными ограничениями деятельности.
В бухгалтерском учете субсидии, которые будут использованы на компенсацию будущих затрат, отражаются в бухгалтерском учете получателя в качестве средств целевого финансирования (счет 86 «Целевое финансирование») и признаются в прочих доходах по мере признания расходов, на которые они использованы (п. 7, п. 9 ПБУ 13/2000). Если субсидия компенсирует уже понесенные затраты, то полученные средства сразу относятся на увеличение финансового результата (счет 91.1 «Прочие доходы») (п. 10 ПБУ 13/2000).
В целях исчисления налога на прибыль субсидии на карантин и на нерабочие дни не учитываются в доходах (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ). Соответствующие изменения внесены в НК РФ Федеральным законом от 29.11.2021 № 382-ФЗ. Затраты, на компенсацию которых получены эти субсидии, не учитываются в расходах (п. 48.26 ст. 270 НК РФ).
Получение субсидии отражается документом «Поступление на расчетный счет» с видом операции «Прочее поступление» (раздел: Банк и касса – Банковские выписки) (рис. 1).
Субсидия от государства: пример проводки
Компания получила по коронавирусу на расчетный счет:
- 25 мая — субсидию за апрель в размере 242 600 рублей (12 130 руб. х 20 чел.);
- 19 июня — субсидию за май в сумме 218 340 рублей (12 130 руб. х 18 чел.).
Всю полученную в мае субсидию она направила на покрытие расходов по зарплате за апрель. Часть полученной в июне субсидии в сумме 100 000 рублей — на арендную плату за июнь, а оставшуюся часть (118 340 рублей) — на оплату счетов за материалы, которые были приобретены и списаны в производство в мае.
Как отразить это в бухучете? Проводки по начислению зарплаты работникам, начислению арендной платы, по приобретению и оприходованию материалов, а также их списанию в производство в бухучете надо делать как обычно. А на сумму расходов, профинансированных за счет субсидии, нужно признать прочий доход.
Операция | Дебет | Кредит | Сумма в рублях |
Получена субсидия (25 мая) | Счет 51 | Счет 86 | 242 600 |
Признан доход в сумме субсидии, израсходованной на зарплату за апрель | Счет 86 | Счет 91-1 | 242 600 |
Получена субсидия (19 июня) | Счет 51 | Счет 86 | 218 340 |
Признан доход в сумме субсидии, потраченной на оплату материалов, списанных в производство в мае | Счет 86 | Счет 91-1 | Счет 118 340 |
Признан доход в сумме субсидии, израсходованной на арендную плату за июнь (30 июня) | Счет 86 | Счет 91-1 | 100 000 |
Субсидия от государства: пример проводки
Компания получила по коронавирусу на расчетный счет:
- 25 мая — субсидию за апрель в размере 242 600 рублей (12 130 руб. х 20 чел.);
- 19 июня — субсидию за май в сумме 218 340 рублей (12 130 руб. х 18 чел.).
Всю полученную в мае субсидию она направила на покрытие расходов по зарплате за апрель. Часть полученной в июне субсидии в сумме 100 000 рублей — на арендную плату за июнь, а оставшуюся часть (118 340 рублей) — на оплату счетов за материалы, которые были приобретены и списаны в производство в мае.
Как отразить это в бухучете? Проводки по начислению зарплаты работникам, начислению арендной платы, по приобретению и оприходованию материалов, а также их списанию в производство в бухучете надо делать как обычно. А на сумму расходов, профинансированных за счет субсидии, нужно признать прочий доход.
Операция | Дебет | Кредит | Сумма в рублях |
Получена субсидия (25 мая) | Счет 51 | Счет 86 | 242 600 |
Признан доход в сумме субсидии, израсходованной на зарплату за апрель | Счет 86 | Счет 91-1 | 242 600 |
Получена субсидия (19 июня) | Счет 51 | Счет 86 | 218 340 |
Признан доход в сумме субсидии, потраченной на оплату материалов, списанных в производство в мае | Счет 86 | Счет 91-1 | Счет 118 340 |
Признан доход в сумме субсидии, израсходованной на арендную плату за июнь (30 июня) | Счет 86 | Счет 91-1 | 100 000 |
Возьмем условия из примера 1. За два месяца компания получила субсидию в общей сумме 460 940 рублей (242 600 руб. 218 340 руб.). Она 25 июня приобрела основное средство (ОС) за 600 000 рублей (в том числе НДС 100 000 рублей). И часть стоимости ОС она решила покрыть за счет субсидии — 460 940 рублей, а оставшуюся часть — 139 060 рублей (НДС в сумме 100 000 рублей и часть стоимости ОС в сумме 39 060 рублей) — за счет своих средств. Срок полезного использования ОС — 36 месяцев.
Бухучёт кредита на возобновление деятельности
Если льготный кредит был получен в июне 2020, учитывайте его на счёте 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» (срок договора кредита более 12 месяцев). Если кредит получен позже, его сумма учитывается на счёте 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (на срок не более 12 месяцев).
В бухучёте получение кредита отражается обычной проводкой:
Дт 51 Кт 66 или 67 — поступили денежные средства из банка по кредитному договору с льготной процентной ставкой.
Проценты по данному кредиту отражаются проводкой:
Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 66, 67 или 76 — начислены проценты в соответствии с условиями кредитного договора.
После базового периода или периода наблюдения, если заёмщик выполнил условия, предусмотренные Правилами (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696), и получил уведомление банка о списании долга по кредитному договору, в бухучёте на основании этого уведомления отражаются такие проводки:
- Дт 66 или 67 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму долга по кредиту
- Дт 66, 67 или 76 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму процентов по этому кредиту.
Льготные кредиты отражаются в балансе по строке 1510 (краткосрочные заемные средства).
Структуры, оказывающие поддержку предпринимательству
На территории регионов РФ размещены специализированные центры и фонды, формируемые из средств федерального или регионального бюджета, деятельность которых связана с оказанием помощи и поддержки организациям малого бизнеса. В их числе:
- Гарантийные фонды. Оказывают услуги начинающим предпринимателям в получении финансового пособия, предназначенного для использования на предусмотренные программой цели.
- Венчурные фонды. Выделение ресурсов предусматривает их вложение в направления деятельности, связанные с отраслями инновационных технологий.
- Многофункциональные центры (МФЦ). Консультируют обратившихся граждан по вопросам возможности получения государственного финансирования действующей предпринимательской деятельности с учетом показателей финансовой отчетности компании.
- Центры занятости населения. Основным направлением деятельности выступает предоставление финансовой помощи некоторым приоритетным категориям граждан (инвалидам, безработным, многодетным предпринимателям). Решение по заявке принимается специальной комиссией, изучающей важность области деятельности заявителя для региона, его потребность в получении государственных денег.
Субсидии по оплате жкх как получить и кому они положены 2020 воронеж
Для таких жителей России предусмотрены компенсации от государства – жилищные субсидии на оплату услуг ЖКХ. Ее может оформить любой гражданин России, Беларуси, Киргизии, которые долгое время проживают на территории Российской федерации на указанной жилплощади; имеют документальное подтверждение на право проживания; не имеют долгов за предыдущие периоды перед ЖКХ; получают квитанции на оплату коммунальных услуг с суммами, превышающими установленные проценты от дохода семьи.
В Воронеже компенсация предоставляется в тех случаях, когда расходы на коммунальные услуги превышают от 10% до 18% от общего заработка всех членов семьи (15% касается многодетных семей, одиноко проживающих пенсионеров, матерей-одиночек, граждан, проживающих в домах малой этажности, отапливаемых от ресурсоснабжающих организаций с наиболее высокими тарифами, а 10% — для этих же категорий людей с доходом ниже или равном величине прожиточного минимума).
Как отразить получение субсидии в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0?
Отдельно следует остановиться на выплате за счет средств полученной субсидии заработной платы работникам, состоящим в трудовых отношениях с организациями и индивидуальными предпринимателями. В этой связи сразу оговоримся, что в отличие от налога на прибыль и НДС в отношении обложения выплат в пользу работников получателей субсидий страховыми взносами и НДФЛ каких-либо изменения и дополнения в положения НК РФ и другие нормативные акты, регулирующие вопросы исчисления и уплаты налогов и сборов, не вносились. Кроме того, еще раз отметим, что, хотя размер субсидии и исчисляется исходя из минимального размера оплаты труда, полученные средства целевыми не являются.
По этой причине, начисления в пользу работников, в том числе заработной платы за апрель и май 2020 года в полной мере соответствуют условиям их признания объектом обложения страховыми взносами, установленными положениями статьи 420 НК РФ. При этом никаких изъятий в отношении указанных начислений, произведенных за счет средств полученных субсидий в перечне выплат, установленных статьей 422 НК РФ и не облагаемых страховыми взносами, не установлено.
Аналогичным образом подлежит разрешению вопрос и об обложении НДФЛ выплат, произведенных в пользу работников за счет средств государственной поддержки, — они включаются в объект налогообложения и формируют налогооблагаемую базу по НДФЛ в соответствии с нормами статьи 210 НК РФ, поскольку каких-либо исключений в их отношении положениями статьи 217 НК РФ не предусмотрено.
Таким образом, суммы заработной платы, выплачиваемые работникам (в том числе индивидуального предпринимателя) за счет средств полученной субсидии, подлежат обложению страховыми взносами и НДФЛ в общеустановленном порядке.
На тот момент, когда Владимир Путин пообещал помощь компаниям, в Налоговом Кодексе не было действенных механизмов по оказанию подобного рода помощи (обычно компании несут деньги государству, но никак не наоборот). В этой связи потребовалось в срочном порядке вводить механизмы, согласно которым она будет оказываться.
В итоге было решено, что «коронавирусные» финансы от государства не будут облагаться налогом на прибыль (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК (внесен законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ). Исходя из этого, можно сделать вывод, что это деньги не являются доходом, а значит их нельзя учитывать в расходах, что следует из п. 48.26 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ.
Приведем пример
Предприятие арендует офис в бизнес-центре. Сумма ежемесячной арендной платы составляет 50000 рублей. Предположим, что компания провела оплату в счет погашения задолженности 30000 рублей из собственных (заработанных средств), а остаток 20000 рублей – за счет полученной субсидии. Эту сумму нельзя учесть в расходах ни для налога на прибыль, ни для налога на УСН. В расходы пойдут только 30000 рублей, которые выплачены из собственного дохода организации.
В том случае, если речь идет не о аренде, а о приобретении неких товаров, облагаемых НДС, то он принимается к вычету в общем порядке.
Дебет счета 51 – Кредит счета 86 – получена субсидия от государства;
Дебет счета 86 – Кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы» — полученная субсидия потрачена на возмещение каких-либо затрат.
Приведем пример
Компании была перечислена помощь от государства в размере 56420 рублей. Этими деньгами она планирует компенсировать недостающие средства на зарплату сотрудникам.
- ДАТА Дебет 51 – Кредит 86 — 156 420 руб,
- ДАТА Дебет 86 – Кредит 91.1 — 156 420 руб.
В том случае, если предприятие потратит часть на оплату аренды за текущий месяц, а часть перечислит на зарплату работников за предыдущий период, то проводки будут следующими:
- ДАТА Д 51– К86 — 156 420 руб,
- ДАТА Д 86 – К91.1 — 56 420 руб. — сумма зарплаты,
- ДАТА Д 86 – К91.1 — 100 000 руб. — сумма аренды.