Как списать основные средства бюджетного учреждения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как списать основные средства бюджетного учреждения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 01.01.2018 при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений применяется Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее — Стандарт).

Оформление списания основных средств в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 для списания объектов основных средств, которые перестали соответствовать критериям для признания актива, применяются следующие документы: Списание инвентарного объекта, Списание хоз. инвентаря, Списание библиотечного фонда с операцией Выбытие ОС пришедших в негодность и на нужды учреждения (401.10.172).

Для отражения объектов на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение»
в документе следует установить флаг Принять на хранение (02.1). Подробнее об оформлении списания объектов основных средств на забалансовый счет 02 можно прочитать в разделе методической поддержки редакции 1 программы на ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ, в статье «Выбытие объектов основных средств, пришедших в негодность».

В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» применяются документы:

  • Списание объектов ОС, НМА, НПА (кроме транспорта) с типовой операцией Списание пришедших
    в негодность объектов ОС, НМА, НПА (401.10.172);
  • Списание транспорта с типовой операцией Списание пришедших в негодность транспортных средств (401.10.172);
  • Списание мягкого и хоз. инвентаря (ОС) с типовой операцией Списание хоз. Инвентаря;
  • Списание библиотечного фонда с типовой операцией Списание пришедшего в негодность библиотечного фонда.

Для определения необходимости списания потребуется заключение комиссии, изложенное документально. Руководитель организации своим распоряжением формирует комиссию из своих подчинённых. Кадровый состав выбирает лично директор. Отметим, что члены комиссии должны обладать навыками работы с официальными бумагами, чтобы акт был составлен без ошибок. Также работники должны разбираться в имуществе, которое подлежит осмотру. Обычно в комиссию назначают сотрудников, непосредственно эксплуатирующих объект.

Если речь идёт о списании технически сложного оборудования, не всегда штатные работники предприятия обладают достаточными знаниями для его осмотра. В таких ситуациях имеется возможность привлечь на помощь вторую сторону. Приглашённый эксперт, действуя в рамках договора оказания услуг, сможет выдать объективное и независимое заключение по теме.

Для оформления акта используется унифицированный бланк ОС-4. Форма заполняется и оформляется при списании основных средств, которые пришли в негодность, и нет возможности их дальше эксплуатировать.

Однако данная форма используется не для всех ОС. К примеру, если речь идет об основных средствах, которые относятся к автомобильному транспорту, применяется форма ОС-4а. Необходимость составления другой формы объясняется тем, что при списании транспорта необходимо указывать множество дополнительных характеристик, например, данные о пробеге, заводские номера деталей и документов, сведения о снятии с учета.

Кроме этого существует и форма ОС-4б. Она используется в том случае, когда списанию подлежит сразу несколько основных средств.

Право собственности или иное право?

В соответствии с п. 2 ст. 48 ГК РФ учреждения относятся к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности. Согласно ст. 128, 130 ГК РФ денежные средства являются вещью и признаются движимым имуществом, право собственности на которое также имеет учредитель.

В то же время имеются попытки закрепления за отдельными учреждениями права собственности на некоторые виды доходов и имущества (см., например, п. 7 ст. 39, п. 1 ст. 44 Закона «Об образовании»). Чаще всего при этом ссылаются на п. 3 ст. 120 ГК РФ, согласно которому особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законами и другими правовыми актами. Но заметим, что данные законы и правовые акты, регулируя вопросы собственности, не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ (ст. 3 ГК РФ), который, в свою очередь, не содержит положений о праве собственности учреждений, а прямо указывает на обратное (ст. 213, 214 ГК РФ и др.). Следовательно, имущество не может находиться в собственности учреждения.

Поскольку учреждение нередко финансируется собственником лишь частично (п. 1 ст. 120 ГК РФ), оно, с согласия данного собственника, порой вынуждено заниматься несвойственной ему деятельностью, а именно изыскивать дополнительные средства для осуществления непосредственных уставных функций в соответствии с заданиями собственника.

Как неоднократно отмечалось в юридической литературе, справедливо было бы предположить, что на заработанные таким образом денежные средства и приобретенное на них имущество учреждение должно получить дополнительные имущественные права. И закон это в принципе подразумевает. Согласно ст. 298 ГК РФ имущество учреждения, приобретенное за счет дополнительных доходов, как и сами дополнительные доходы, учитываются на отдельном балансе в целях обособления данного имущества от имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного за счет средств, выделенных учреждению по смете. А также, вероятно, в целях разделения различных правовых режимов по распоряжению имуществом, приобретенным по разным основаниям.

С денежными средствами, полученными из внебюджетных источников, в части самостоятельного ими распоряжения, учреждению несколько проще. В целях оперативного решения конкретных проблем учреждение, с учетом своих потребностей, самостоятельно планирует распределение указанных средств по предметным статьям кодов экономической классификации в рамках своей сметы доходов и расходов. А затем в порядке, установленном главным распорядителем денежных средств, при необходимости смету корректирует.

Что касается приобретенного за счет внебюджетных средств имущества, то вопрос о пределах самостоятельного распоряжения этим имуществом имеет для учреждения серьезное значение при его участии в гражданском обороте. Как быть, например, с залогом? Закон (ст. 335 ГК РФ) разрешает быть залогодателем вещи только ее собственнику либо лицу, имеющему на вещь право хозяйственного ведения.

Право оперативного управления

С другой позиции, высказываемой в юридической литературе, право на самостоятельное распоряжение имуществом рассматривается как еще одна разновидность права оперативного управления. Для такого утверждения также имеются основания.

Учреждение осуществляет право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) в отношении закрепленного за ним имущества. Как в данном случае быть с самостоятельно приобретенным имуществом? Считать ли его закрепленным за учреждением от имени учредителя? Если вспомнить ст. 214 ГК РФ, а также п. 2 ст. 48 и 299 ГК РФ, где соответственно говорится о праве собственности учредителя на все имущество учреждения и об основаниях приобретения права оперативного управления, то, возможно, так оно и есть.

Учредитель, разрешая учреждению получать дополнительный доход, видимо, желает, чтобы полученный доход использовался на нужды и развитие учреждения. В противном случае какой смысл разрешать учреждению отвлекаться на несвойственную ему деятельность? И поскольку учреждение не может иметь извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, то и приобретенное имущество, и доходы должны использоваться прежде всего на главную уставную деятельность, а не на хозяйственную, как это было бы при наличии права хозяйственного ведения. Хотя, с другой стороны, проблема в том, какой правовой режим применять при распоряжении имуществом, то есть как его использовать, а не в том, куда полученные средства направлять.

Кроме того, осуществляя деятельность, связанную с получением дохода, учреждение использует людской ресурс и материально-техническую базу, финансируемые собственником, и потому учредитель также непосредственно связан с такой деятельностью учреждения, а в установленных случаях несет ответственность по его обязательствам.

Читайте также:  Как вырастут пенсии в 2023 году

В связи с этим коснемся субсидиарной ответственности собственника учреждения.

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Таким образом, имущество, в том числе и полученное за счет самостоятельных доходов учреждения, защищено от взыскания кредиторов. И если принять, что учреждение владеет таким имуществом на праве самостоятельного распоряжения (либо на праве хозяйственного ведения), а субсидиарная ответственность возлагается на учредителя, то нелогично выглядит позиция законодателя в отношении ответственности бюджетного учреждения лишь денежными средствами.

В свою очередь, денежные средства, полученные учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, при наличии кредиторской задолженности, в том числе и по вине собственника, не подпадают под категорию «самостоятельного распоряжения», а будут взысканы в счет погашения бюджетных долгов учреждения.

Все изложенное дает основание согласиться с тем, что распоряжение доходами и имуществом, полученными учреждением от приносящей доходы деятельности, находится ближе к праву оперативного управления.

И при недостаточности законодательных норм относительно применения других вещных прав таковым и является.

Можно сделать следующие выводы.

Учреждению, в особенности бюджетному, необходимо осторожно и взвешенно подходить к решению вопроса о своих полномочиях относительно самостоятельного распоряжения полученными денежными средствами и имуществом. Инициатива в данном случае может быть наказуема, поскольку по поводу обозначенной проблемы нет единого мнения даже среди исследователей гражданского права.

В целях устранения дальнейших разногласий по толкованию и применению положений п. 2 ст. 298 ГК РФ необходимо нормативное решение в виде дополнений в Гражданский кодекс РФ, конкретизирующее вышеобозначенную проблему.

На сегодняшний день п. 2 ст. 298 ГК РФ в части самостоятельного распоряжения соответствующими доходами и имуществом непосредственно и в полном объеме не действует.

На наш взгляд, правовой режим «самостоятельного распоряжения» заключен в рамках права оперативного управления и, возможно, особого вещного права учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом. Но в настоящее время, с учетом отмеченных норм, скорее является видом права оперативного управления, отличающимся от самого права оперативного управления несколько большей степенью свободы учреждения в отношении соответствующего имущества и ограничением права собственника на его изъятие. Указанное в законе самостоятельное распоряжение в любом случае ограничено специальной правоспособностью учреждения и необходимостью действовать в интересах собственника.

Вопрос:

22.03.2011г. мы задавали следующий вопрос :

ЗАО, зарегистрированное в Москве, имеет в собственности земельный участок в Одинцовском районе Московской области, на котором стоит часть (31/100) жилого дома, который принадлежал на правах собственности одному из Учредителей, владеющему 50% акций Компании и впоследствии передан ЗАО в дар 08.10.2010г.

В ИФНС Одинцовского района Московской области объект недвижимости — жилой дом (31/100) был поставлен на учет.

1. Возникают ли у ЗАО налоговые обязательства по налогу на прибыль?

2. Надо ли в ИФНС Одинцовского района представлять «Декларацию по налогу на имущество»?

и получили на него ответ.

К вопросу была приложена справка: «Справка об объекте недвижимого имущества, являющегося объектом обложения налогом на имущество физических лиц по состоянию на 17.01.2008г.»

Вопрос: По какой стоимости поставить на баланс данное недвижимое имущество?

Ответ:

Уважаемые пользователи!

В представленной Вами ранее «Справке об объекте недвижимого имущества, являющегося объектом обложения налогом на имущество физических лиц по состоянию на 17.01.2008 г.» приведена инвентаризационная оценка объекта недвижимости, которая используется для целей исчисления налога на имущество физических лиц в 2008 году (п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).

Понятие инвентаризационной стоимости недвижимого имущества не является идентичным понятию рыночной стоимости. Это подтверждается в Письме Минфина РФ от 14.09.2010 г. № 03-04-06/10-213.

Для целей бухгалтерского учета и для целей исчисления налога на прибыль используется понятие рыночная стоимость имущества.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н (далее — ПБУ 6/01)).

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы (п. 10 ПБУ 6/01).

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету.

При определении текущей рыночной стоимости для целей принятия объекта к бухгалтерском учету могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств (п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н).

Для целей исчисления налога на прибыль, как было отмечено нами в письменной консультации от 29.03.2011 г. № 1, «при безвозмездном получении имущества оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества документально или путем проведения независимой оценки».

Рыночная цена (стоимость) для целей налогообложения определяется с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 — 11 ст. 40 НК РФ.

Виды имущества бюджетного учреждения

Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.

Виды имущества

Правила распоряжения имуществом

Недвижимое имущество

Любое недвижимое имущество

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Движимое имущество

Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ

Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход

Распоряжается самостоятельно.

Исключения:

  • передача имущества в виде вклада в уставный капитал других некоммерческих организаций, когда нужно согласие собственника (п. 4 ст. 24 закона № 7-ФЗ);
  • крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ), которые совершаются с одобрения, полученного заранее от учредителя

Прочее движимое имущество

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Последовательность процедуры списания ОЦДИ

При списании ОЦДИ подготовьте и передайте в Комитет имущественных отношений (Росимущество):

перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;

копию решения о создании постоянно действующей комиссии, а также Положение о данной комиссии, ее состав, утвержденные приказом руководителя учреждения;

копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов имущества;

заявление о согласовании списания имущества бюджетного учреждения;

экспертное заключение о техническом состоянии имущества бюджетного учреждения;

акты о выявленных дефектах оборудования по утвержденной унифицированной форме.

После того как Комитет согласует списание, спишите основное средство с баланса и отразите на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

После того как специализированная организация демонтирует и утилизирует данное имущество спишите его с забаланса. Копии актов специализированной организации передайте в Комитет для исключения имущества из реестра особо ценного.

Читайте также:  Демократия подъезда: что нужно знать о товариществах собственников жилья

Комитет может предоставить вам выписку из реестра ОЦДИ подтверждающую исключение списанного имущества из состава ОЦДИ. Данную выписку скорее все предоставляют по письменному запросу.

Обоснование

1.Из рекомендации

Как оформить выбытие недвижимого и движимого имущества

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться:

 недвижимым имуществом (независимо от источника приобретения: субсидии, средства от деятельности, приносящей доход);

 особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением учредителем, а также приобретенным за счет средств, выделенных учредителем;

 особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности, до изменения типа учреждения.

Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления (в т.ч. особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от деятельности, приносящей доход после изменения типа учреждения), бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Исключение – совершение крупных сделок и передача имущества другим организациям в качестве их учредителя (участника).

Такие правила следуют из положений пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, пунктов 10, 13 статьи 9.2, пункта 4 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и письма Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798.

Внимание: средства, вырученные от продажи недвижимости, нужно перечислить в доход соответствующего бюджета (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).

Перечислить средства нужно независимо от того, из какого уровня бюджета финансируется учреждение. Это связано с тем, что доходы от продажи недвижимого имущества бюджетных учреждений являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета. Так установлено в пункте 3 статьи 41, пункте 1 статьи 51, части 1 статьи 57, части 1 статьи 62 Бюджетного кодекса РФ.

При перечислении в бюджет плательщик должен указать в платежном документе код классификации доходов бюджета. Этот код зависит от того, в какой бюджет перечисляются деньги, а также кто выступает главным администратором доходов. Например, при продаже федерального недвижимого имущества нужно указать код 000 1 14 02018 01 0000 410, а при продаже земельного участка, который находится в федеральной собственности, – 000 1 14 06041 01 0000 430. При этом на месте 1–3 разрядов укажите код главного администратора.

Порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества зависит от того, на базе какого имущества создано бюджетное учреждение:

 федерального имущества;

 имущества субъекта РФ (муниципального образования).

Для бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципалитета) порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном (местном) уровне. Например, для муниципальных бюджетных учреждений города Челябинска решением Челябинской городской Думы от 28 июня 2011 г. № 25/17 утверждено Положение о порядке списания имущества. В частности, для получения согласия на списание имущества учреждению нужно представить:

 заявление о согласовании списания имущества бюджетного учреждения;

 экспертное заключение о техническом состоянии имущества бюджетного учреждения;

 акты о выявленных дефектах оборудования по утвержденной унифицированной форме.

Для федеральных бюджетных учреждений порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества устанавливают учредители (подп. «з» п. 4, п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834). Например, для федеральных учреждений, подведомственных Росреестру, перечень документов установлен приказом от 30 июля 2012 г. № П/340. Порядок согласования решения о списании федерального имущества учреждений (в т. ч. бюджетных), подведомственных Минобрнауки России, определен регламентом, утвержденным приказом от 20 мая 2011 г. № 1676.

Документы, чтобы согласовать списание федерального имущества, учреждения представляют учредителю в Порядке, утвержденном совместным приказом от 10 марта 2011 г. Минэкономразвития России № 96 и Минфина России № 30н.

Отдельно выделим списание имущества федерального учреждения, которое прекращает деятельность: ликвидируется или реорганизуется. В этом случае решение принимает ликвидационная комиссия по согласованию с учредителем и Росимуществом (п. 5.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834).

Документальное оформление

Списание объекта с учета нужно оформить первичным документом, к примеру – актом на списание. Какой документ (акт) нужно составить, будет зависеть от вида имущества. Так, например, при списании основных средств нужно составить акты по форме:

 № 0504105 – при списании транспортных средств;

 № 0504104 – при списании других основных средств (кроме транспортных средств);

 № 0504143 – при списании мягкого и хозяйственного инвентаря;

 № 0504144 – при списании исключенной из библиотеки литературы (с приложением списков исключенной литературы).

Это следует из Методических указаний к формам № 0504104, № 0504105, № 0504143, № 0504144, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Подробнее о документальном оформлении см. в рекомендациях:

 Безвозмездная передача основных средств;

 Ликвидация основных средств;

 Продажа основных средств;

 Отпуск материальных запасов в эксплуатацию (производство);

 Реализация материальных запасов (кроме товаров и готовой продукции).

Зачастую решение о выбытии имущества принимает комиссия по поступлению и выбытию активов, она же утверждает составленные акты. Как ее создать, см. здесь.

Помимо первичного документа (акта) законодательством может быть предусмотрено оформление других документов. Так, чтобы согласовать списание федерального имущества, нужно оформить и направить собственнику:

 перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;

 копию решения о создании постоянно действующей комиссии, а также Положение о данной комиссии, ее состав, утвержденные приказом руководителя учреждения;

 копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов имущества.

Указанные документы направьте сопроводительным письмом, содержащим полное наименование учреждения.

Об этом сказано в Порядке, утвержденном совместным приказом от 10 марта 2011 г. Минэкономразвития России № 96 и Минфина России № 30н.

На региональном (местном) уровне может быть установлен другой комплект документов.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Читайте также:  Иск о признании незаконным дисциплинарного взыскания

ВАЖНО! Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

Акт списания основных средств в бюджетных учреждениях

Важные моменты, которые связаны с активами необоротного типа, отражены в нормах законодательства.Чтобы их понять правильно, необходимо с ними ознакомиться.Чтобы обеспечивать деятельность организации и высококачественное предоставление услуг, необходимы необоротные активы.Основная цель – получение дохода в продолжение года и более.К прочим задачам относятся: Законодательная база, касающаяся необоротных активов, представлена следующим законом – Федеральный закон № 208, принятый 26 декабря 1995 года. Рентабельность активов будет расти в следующих случаях: Чтобы осуществить расчет, понадобится бухгалтерский баланс и отчетность о доходах и затратах за определенный период (они должны совпадать).Согласно Федеральному закону № 402 «О бухгалтерском учете», принятому 6 декабря 2022 года, определены объекты учета, представлена учетная политика активов. Этот показатель показывает, в какой степени организация использует активы с целью формирования выручки, какова от них эффективность, правильно ли управляет ими. Для вычисления необходимо подставить коды строк отчетности.Получится следующее: Итоги должны быть положительными. Если результат отрицательный, организация должна насторожиться. Это означает, что деятельность не приносит доходов, а наоборот, компания работает в убыток.Видео: вложения во внеоборотные активы Для каждой организации минимальное значение разное, оно устанавливается самостоятельно.Неправильным будет факт сравнения уровня рентабельности различных отраслей.В зависимости от типа деятельности, средняя норма составляет: Определяется она по состоянию на день принятия объекта к учету.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?

В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.

Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.

Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.

Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?

Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.

Вопрос №4. Как производится модернизация ОЦДИ – замена одного из блоков, составляющих имущественный комплекс?

Принятие решения о замене части имущества осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии. Далее производится частичная ликвидация одного из блоков имущества и последующее дооборудование с увеличением стоимости имущества.

Вопрос №5. Как часто корректируются величины стоимости имущества?

Изменение показателей устанавливается по договоренности с учредителем. Минимальное число раз – однократное в течение года. Порядок закрепляется во внутренних документах.

Списание основных средств в бюджетных учреждениях в 2022 году

  • дата, место составления документа;
  • список присутствующих членов комиссии (их Ф. И. О. и должности);
  • вопрос, стоящий на повестке заседания (например, «вопрос о списании основных средств»);
  • сведения о лицах, которые были заслушаны, и о документах, которые были рассмотрены;
  • сведения о результатах рассмотрения повестки («комиссия постановила списать»);
  • сведения о результатах голосования за списание, которое должно быть поддержано большинством голосов (п. 9 Положения).
  • 0504104 — если списывается ОС, не являющееся транспортным средством;
  • 0504105 — если списывается ОС, являющееся ТС.
  • 0504143 — для мягкого и хозяйственного инвентаря;
  • 0504144 — для литературы, которую исключили из библиотеки.

Когда применяется форма 0504101

  • при закреплении права оперативного управления (хозяйственного ведения);
  • передаче имущества в государственную (муниципальную) казну, в т. ч. при изъятии органом, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества, объектов нефинансовых активов из оперативного управления (хозяйственного ведения);
  • при передаче имущества в качестве взноса в уставный капитал (имущественного взноса);
  • при иных основаниях изменения правообладателя государственного (муниципального) имущества, за исключением приобретения имущества на государственные (муниципальные) нужды (нужды бюджетных (автономных) учреждений), продажи государственного (муниципального) имущества.

Особенности заполнения акта приема-передачи (ф. 0504101)

Акт (ф. 0504101) можно составлять на неограниченное количество объектов. По сравнению с ранее применявшейся формой Акта (ф. 0306001) в заголовочную часть включены сведения о виде имущества (недвижимое, особо ценное движимое, иное), поскольку от него зависит объем прав по распоряжению объектами.

Гриф «Утверждено» в левой стороне формы заполняет предыдущий правообладатель, а в правой – следующий правообладатель. В форме акта нет грифа «Согласовано», он не является обязательным.

Если согласование необходимо, то его можно оформить либо грифом, либо указать дату, наименование и номер документа о согласовании в специально предусмотренной строке. Например, многие ведомства согласовывают передачу распоряжением или письмом. В таком случае в акте достаточно сделать ссылку на этот документ.

Для отражения информации о государственной регистрации права в случаях, установленных законодательством, также предназначена отдельная строка. При этом подразумевается, что у одной стороны право прекращается в тот момент, когда оно появилось у другой стороны.

Но может случиться и так, что прекращение права у передающей стороны зарегистрировано в одном периоде, а возникновение права у получателя имущества – в другом. Значит, в этой строке нужно отразить информацию из двух документов.

Передающая сторона, т. е. предыдущий правообладатель, должна приложить к акту приема-передачи копии инвентарных карточек по каждому объекту, который передается согласно этому акту. Причем, если акт составляется без электронной подписи, то инвентарные карточки прилагаются на бумажном носителе.

Данное новшество введено, чтобы исключить потерю информации об объекте. Ведь только в инвентарной карточке можно увидеть всю его историю: когда он был создан, проводилась ли реконструкция, реставрация, ремонты, переоценки, у кого он находился в собственности и др.

Передающая сторона обязана по любому объекту указать реестровый номер в реестре государственного (муниципального) имущества, даже по тем актам, которые были оформлены до вступления в силу Приказа № 52н. Помимо этого по объектам недвижимости указываются данные кадастрового учета.

Также важным новшеством является наличие в Акте (ф. 0504101) нескольких дат:

  • дата формирования акта – акт всегда формируется передающей стороной, она заполняет первый и второй разделы, предусмотренные для описания характеристик объекта;
  • дата правового основания (в шапке) – таким основанием может быть распоряжение администрации, органа по управлению имуществом;
  • дата согласования;
  • дата подписания комиссией (обычно эта дата предшествует дате согласования);
  • дата государственной регистрации права;
  • даты списания объекта и его постановки на учет.

В оформляющей части теперь проставляются отметки о снятии объекта с учета отправителем и о принятии к учету получателем.

Таким образом, поскольку Акт (ф. 0504101) был разработан специально для применения в госсекторе, в нем учтена специфика распоряжения имуществом в учреждениях, чего нельзя было сказать о ранее применявшемся всеми организациями унифицированном Акте (ф. 0306001).

Последовательность списания основных средств

Комиссия должна провести детальный анализ основного средства на основании информации из данных технического паспорта, поэтажного плана и другой документации. По итогам работы комиссии оформляется заключение на отдельном документе или в виде специального акта на списание основных средств.

  • изучить объект, учитывая все существующие требования, причем предмет данного мероприятия постоянно должен находиться в доступе;
  • провести оценку возможностей для проведения восстановительных работ, чтобы вернуть прежние эксплуатационные характеристики;
  • установить причины ликвидации (которую зачастую все-таки приходится осуществлять);
  • установить виновников в случае предварительной ликвидации;
  • оценить основные возможности дальнейшей эксплуатации каких-либо отдельных компонентов указанного оборудования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *