Содержание и порядок формирования учетной политики организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Содержание и порядок формирования учетной политики организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Учётная политика утверждается при создании организации, а также может утверждаться ежегодно, — до наступления финансового года, или в самом его начале. Если изменений в учётной политике в течение года не было, утверждать её заново не нужно.

Структура учётной политики

Учётная политика может быть единой для бухгалтерского и налогового учёта, либо отдельной по каждому виду учёта. Порядок оформления — на усмотрение руководителя. Мы рассмотрим общий вариант, который состоит из трёх разделов:

  • организационно-документальный;
  • методология ведения бухгалтерского учёта;
  • методология ведения налогового учёта.

Что такое учетная политика и зачем она нужна

В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.

В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.

Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.

В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.

Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Санкции за отсутствие учетной политики

Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию. Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами. Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.

Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.

Где заказать разработку учетной политики организации в Москве?

Разработка учетной политики организации — услуга, которую наши специалисты предоставят по вашему запросу.

  • Учетная политика организации разрабатывается специалистами, а утверждается владельцем компании или главным бухгалтером.
  • Заключается официальный договор, в котором прописываются все нюансы сотрудничества, устраивающие обе стороны.

Для того чтобы выбрать и сформировать учетную политику для вашей организации мы:

  • Примем ваш заказ.
  • Проведем детальный анализ предыдущей учетной политики.
  • Примем участие в формировании и разработке учетной политики для вашей организации.
  • Протестируем учетную (принятую нами) политику и составим необходимую отчётность.
  • Скорректируем учетную политику организации для достижения нужного эффекта.

Разработка и утверждение учетной политики.

Учетная политика представляет собой документально утвержденную совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, применяемых учреждением последовательно из года в год.

Разрабатывается этот документ исходя из особенностей структуры учреждения, отраслевых и иных нюансов его деятельности, из его полномочий и (или) функций в соответствии с законодательством РФ. При этом принимаются во внимание положения действующих законодательных актов РФ, СГС «Учетная политика», иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – нормативные правовые акты), а также учетная политика органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя (п. 7 СГС «Учетная политика»).

Если в отношении какого‑либо объекта учета нормативными правовыми актами не предусмотрены правила его отражения в бухгалтерском учете, учреждение по согласованию с учредителем и финансовым органом соответствующего публично-правового образования определяет учетную политику исходя из требований, установленных СГС «Концептуальные основы»[2].

За процесс формирования учетной политики отвечает главный бухгалтер или иное физическое (юридическое) лицо, на которое возложено ведение учета. А обязанность по утверждению этого документа возлагается на руководителя учреждения (п. 8 СГС «Учетная политика»).

Отметим, что учреждение должно обеспечивать хранение документов учетной политики и иных документов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средств, обеспечивающих воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи – не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления отчетности в последний раз (п. 22 СГС «Учетная политика»).

Оценочные значения, их корректировка и отражение в отчетности.

СГС «Учетная политика» введено новое понятие – оценочное значение. Им является рассчитанное или приблизительно определенное значение какого‑либо показателя, необходимого для ведения учета и (или) отражаемого в отчетности, при отсутствии точного способа его определения. К оценочным значениям относят (п. 6 СГС «Учетная политика»):

  • сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов;
  • величины оценочных резервов;
  • величины амортизационных отчислений;
  • стоимость нефинансовых активов (в случаях, предусмотренных федеральными и отраслевыми стандартами бухучета);
  • иные значения показателя, необходимого для ведения учета и (или) отражаемого в отчетности, рассчитываемые или приблизительно (оценочно) определяемые на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа его определения.
Читайте также:  Маткапитал в 2023 году: сколько можно получить и на что потратить

Изменение оценочного значения – это корректировка показателя, отраженного в учете или отчетности, обусловленная изменением допущений, обстоятельств, информации, на основе которых был выполнен его расчет. Такое изменение не является исправлением ошибки, а также изменением учетной политики. В свою очередь, изменение метода определения (расчета) оценочного значения является изменением учетной политики и подлежит раскрытию в отчетности (п. 23, 24 СГС «Учетная политика»).

Изменение оценочного значения отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности перспективно, то есть:

  • в периоде, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели отчетности только данного отчетного периода;
  • в периоде, в котором произошло изменение, и в будущих периодах, если такое изменение влияет на отчетность данного отчетного периода и будущих периодов.

В пояснениях к отчетности отражается следующая информация:

  • описание изменения оценочного значения, повлиявшего на отчетность за отчетный период, с указанием денежных (стоимостных) значений таких изменений;
  • описание изменения оценочного значения, которое повлияет на показатели периодов, следующих за отчетным, с указанием денежных (стоимостных) значений таких изменений. Также раскрытию подлежит тот факт, что оценить в денежном выражении влияние изменения оценочного значения на отчетность за будущие периоды не представляется возможным (п. 25, 26 СГС «Учетная политика»).

Как сформировать налоговую учетную политику

В отличие от бухучета, единых правил составления налоговой учетной политики нет. Здесь все зависит от применяемой бизнесменом системы налогообложения.

Налоговую учетную политику, с учетом особенностей своих налоговых режимов, должны формировать как организации, так и ИП.

В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики обязаны самостоятельно организовать налоговый учет так, чтобы обеспечить сбор полной и достоверной информации, необходимой для расчета обязательных платежей.

Наиболее подробную учетную политику должны составлять компании, которые работают на общей системе налогообложения (ОСНО).

Дело в том, что при расчете налога на прибыль НК РФ предоставляет налогоплательщику наибольшее количество вариантов ведения учета.

Готовая и отгруженная продукция в учетной политике

И последний раздел учетной политики, который мы рассмотрим в статье – учетная политика готовой и отгруженной продукции. Предусмотрите следующие вопросы:

1) На каком счете учитывается выпущенная продукция – 43 или 40 «Выпуск продукции», и каким образом она оценивается – по плановой или фактической себестоимости. Сохраняйте преемственность, выбирайте тот же способ, что при оценке незавершенного производства.

2) Порядок создания резерва под снижение стоимости готовой продукции: периодичность создания и корректировки, принцип создания (по группам или в разрезе учетных единиц), порядок восстановления. Этот пункт в целом аналогичен тому, который мы выше рассмотрели для материалов и товаров, и желательно, чтобы правила по ним совпадали.

3) Методика списания коммерческих расходов: распределяются между реализованной и нереализованной продукцией или полностью списываются в состав расходов.

Учетная политика малого предприятия. Упрощенные методы учета

Критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства (далее — малые предприятия) определены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующие следующим условиям:

1) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

Примечание. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования.

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;

Примечание. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех работников организации, в том числе работников, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений организации (п. 6 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 установлен предельный размер выручки для малых предприятий в размере 400 млн руб. без учета НДС.

При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год должна определяться в порядке, установленном НК РФ (п. 7 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Обратите внимание! В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ организация теряет статус малого предприятия в том случае, если размер выручки и (или) численность работников превышают установленные предельные значения (400 млн руб., 100 человек) в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают установленные предельные значения (п. 5 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Читайте также:  Изменение документов при смене фамилии - пошаговая инструкция

Примечание. Малым предприятиям предоставлено право вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке, отказавшись от применения ряда ПБУ, а также выбрав и закрепив в учетной политике упрощенные варианты учета отдельных видов хозяйственных операций.

Ниже в таблице 1.1 приведена информация о тех ПБУ, которые не являются обязательными для малых предприятий. При формировании учетной политики малого предприятия в ней можно прописать отказ от применения этих ПБУ.

Таблица 1.1

ПБУ, от применения которых можно отказаться

Название ПБУ

Какие организации могут
отказаться от его применения

Комментарий

1

2

3

ПБУ 2/2008 «Учет
договоров
строительного
подряда»

Разрешено не применять
субъектам малого
предпринимательства,
за исключением эмитентов
публично размещаемых ценных
бумаг (п. 2.1 ПБУ 2/2008)

Если в учетной политике
прописан отказ
от применения ПБУ 2/2008,
то организация признает
доходы и расходы
по договорам строительного
подряда в общем порядке
в соответствии
с требованиями ПБУ 9/99
и ПБУ 10/99

ПБУ 8/2010
«Оценочные
обязательства,
условные
обязательства
и условные
активы»

Разрешено не применять
субъектам малого
предпринимательства,
за исключением эмитентов
публично размещаемых ценных
бумаг (п. 3 ПБУ 8/2010)

Если в учетной политике
прописан отказ
от применения ПБУ 8/2010,
то организация не создает
никаких резервов
(оценочных обязательств),
а все фактически
понесенные расходы
учитывает в составе
расходов по мере
возникновения

ПБУ 11/2008
«Информация
о связанных
сторонах»

Разрешено не применять
субъектам малого
предпринимательства,
за исключением субъектов,
публикующих свою
бухгалтерскую отчетность
полностью или частично
согласно законодательству
Российской Федерации,
учредительным документам
либо по собственной
инициативе (п. 3 ПБУ
11/2008)

ПБУ 12/2010
«Информация
по сегментам»

Разрешено не применять всем
организациям (не только
малым), за исключением
эмитентов публично
размещаемых ценных бумаг
(п. 2 ПБУ 12/2010)

ПБУ 16/02
«Информация
по прекращаемой
деятельности»

Разрешено не применять
субъектам малого
предпринимательства,
за исключением эмитентов
публично размещаемых ценных
бумаг (п. 3.1 ПБУ 16/02)

ПБУ 18/02 «Учет
расчетов
по налогу
на прибыль
организаций»

Разрешено не применять всем
субъектам малого
предпринимательства
(п. 2 ПБУ 18/02)

Если организация закрепила
в учетной политике отказ
от применения ПБУ 18/02,
то она не ведет учет
разниц, возникающих между
бухгалтерским и налоговым
учетом. Налог на прибыль
считается по данным
налогового учета.
В бухгалтерской отчетности
отражается сумма налога,
исчисленная в соответствии
с гл. 25 НК РФ и указанная
в декларации по налогу
на прибыль

Финансовые операции и определяемые ими сделки, если они не имели место и признаются фиктивными, не могут и не должны включаться в финансовую документацию. Временем первичного учёта является момент совершения сделки или непосредственно следующий за ним период, если своевременно зафиксировать процедуру не получилось.

Сведения, являющиеся данными первичного учёта, содержатся в документах:

  • Акты сдачи-приёмки, официально свидетельствующие факты предоставления и получения сторонами услуги в рамках сделок.
  • Товарные накладные, в которые включён перечень оборачиваемых между сторонами благ.
  • Расчётно-платёжные ведомости и документы, подтверждающие трудовые и социальные выплаты.
  • Кассовые документы: ордеры, поручения, авансовые отчёты.

Главный бухгалтер как второе лицо

Непосредственным ответственным за исполнение функции органа лицом является главный бухгалтер. Основанием назначения его на должность и снятия с нее являются решения генерального директора организации, причём это могут быть единоличные решения.

На главбуха возлагаются следующие обязательства и функции:

  • организация проводимой им и другими бухгалтерами учётной политики;
  • исполнения бухгалтерских процедур, отражение операций в документах;
  • организация контроля за регулируемым перемещением имущества и активов юрлица;
  • представление отчётности руководству и обеспечение доступа контролирующих органов и аудиторов к материалам по требованию;
  • единоличное подписание документов, относящихся к денежно-расчётным, что является единственным основанием признания действительности указанных документов.

Основы учетной политики

Принципы учетной политики раскрыты в Положениях по бухучету от 2008 года. ПБУ регламентирует порядок бухгалтерских процедур в России в соответствии с мировыми требованиями. Учетная политика организации определяется как некая совокупность методик и способов осуществления бухучета. Главными составляющими принято считать: формирование первичного документооборота, ценовое измерение, обобщение фактических данных о работе хозяйствующего субъекта.

УП представляет собой документ, где описаны все нормы, принципы бухгалтерского, а также налогового учета для конкретной фирмы. Этими правилами руководствуется бухгалтерия в своей работе по отражению финансов, имущества, совершенных операций и т. д. Тем самым, учетная политика — это выбранная для того или иного предприятия система учета.

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики.

Учетная политика организации — это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Формирование учетной политики

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

— выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;

— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями;

— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Читайте также:  ТОП-8 cтран для переезда пенсионеров

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Порядок изменения учетной политики

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

— изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

— разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

— применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

— существенного изменения условий деятельности.

Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательств Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете в отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному.

Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

Раскрытие информации в рамках учетной политики

В составе информации об учетной политике по основным средствам подлежит раскрытию следующая информация:

— выбранных способах начисления амортизации;

— порядке списания затрат по ремонту основных средств;

— способах оценки основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;

— об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (включая случаи достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценку основных средств);

— принятых сроках полезного использования объектов;

— об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

— об объектах основных средств, предоставленных и полученных, по договору аренды;

— об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе регистрации.

По нематериальным активам в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию как минимум следующая информация:

— способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;

— способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений;

— способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;

— принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов.

Обработка первичных документов

При получении бухгалтерского документа необходимо проверить правильно его оформления, наличие всех обязательных реквизитов. Все необходимые строки должны быть заполнены, информация должна быть читаемой, должны стоять подписи ответственных лиц, при необходимости ставится печать. При обработке бухгалтерских бумаг нужно обратить внимание на печать, информация на ней должна быть четко читаемой, видно название, реквизиты и пр.

После того, как документ проверен на правильность оформления, его нужно зарегистрировать в предназначенной для этого книге, журнале. К примеру, командировочные удостоверения регистрируются в журнале командировочных удостоверений, кассовые ордера в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров КО-3.

Далее первичный документ следует подшить в соответствующую папку, в которой он будет храниться положенный для него срок.

Хранение и уничтожение

Сроки хранения документации первичного учета и порядок их уничтожения в полной мере оговорены в Перечне №41.

Материально-производственные запасы

При учете материально-производственных запасов (МПЗ) у организации есть возможность выбора по трем моментам:

  • оценка поступающих МПЗ;
  • оценка отпускаемых в производство (или для иных целей) МПЗ;
  • создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

Для оценки поступающих МПЗ организация может выбрать один из двух вариантов учета — с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или без него.

Если организация учитывает МПЗ на счете 10 «Материалы» по фактическим затратам на их приобретение, то счет 15 ей не нужен. Если же организация учитывает МПЗ на счете 10 по учетным ценам (плановым, нормативным), то для определения фактической себестоимости приобретенных МПЗ ей необходим счет 15.

Разница между фактическими затратами и учетными ценами переносится на производственные затраты при помощи счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Оценка МПЗ, отпускаемых в производство, осуществляется в соответствии с пунктом 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Согласно этому пункту оценка названных МПЗ производится тремя способами:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *