Требования к эвакуационным путям по действующим нормам в 2020

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к эвакуационным путям по действующим нормам в 2020». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Запрещающий знак 3.27 — это синий круг в красном окаймлении, перекрещенный двумя красными полосами в виде буквы X. Похожий знак 3.28, который запрещает стоянку в определенном месте, перекрещен одной красной полосой слева (сверху) направо (вниз).

Штраф за остановку под знаком «Остановка запрещена»

Запрещающие стоянку знаки с белыми римскими цифрами, регулируют возможность парковки по четным и нечетным дням. Водитель должен знать различия между понятиями «стоянка» и «парковка», которые прописаны в ПДД.

По действующим Правилам дорожного движения, остановка — кратковременный маневр, занимающий несколько минут (не более 5-ти), когда речь идет о стоянке, определенное место будет занято автомобилем более продолжительное время.

Парковка отличается от стоянки наличием или отсутствием оплаты за занятое место.

Важно знать! Стоянка там, где запрещена остановка, — всегда нарушение. Остановка может быть разрешена при запрете на стоянку.

В Правилах дорожного движения, а также в соответствующем ГОСТе дается описание знака, оговаривается зона его действия, а Кодексом РФ об административных правонарушениях устанавливается наказание за несоблюдение этих положений ПДД.

Новые требования к эвакуационным путям и выходам

Общественные помещения, за исключением общежитий и домов престарелых, должны быть оборудованы отдельными входами и эвакуационными выходами, которые необходимо изолировать от основной постройки.

Если размещаются конторы в мансарде, надстроенной над домом, то вторым эвакуационным выходом делают лестницу, сообщающуюся с тамбуром дверями с пропиткой огнестойкими растворами. Дверь на лестницу нужно сделать так, чтобы она открывалась только изнутри конторы.

Все разгрузочные работы в такие офисы не должна проводиться через дворы жилого дома или в местах входа в квартиры. Погрузочные работы ведут с торцов строения, где нет окон, из тоннелей или со стороны дороги, если есть отдельная зона для такого рода операций. Если подпол составляет менее 150 кв.м., то можно не встраивать специальные зоны для загрузки.

Конструкции несущего типа должны иметь предел по огнестойкости от R45и выше при классе опасности К0. Если есть оконные проемы, которые смотрят на пристройку, то её кровля не должна быть выше пола в помещениях с окнами.

Теплоизоляционные материалы должны быть из огнестойкого материала. Любое покрытие необходимо выбирать устойчивым для перегрева от солнца.

Коммуникации через жилое пространство в домах общественного пользования прокладываются через изолированные шахты, которые ограждают перегородками из металла. Трубопроводы и отопление к таким коммуникациям не относят.

4.2. Эвакуационные и аварийные выходы

4.2.1. При проектировании эвакуационных путей и выходов допускается:

  • предусматривать на путях эвакуации размещение тамбур-шлюзов, а при выходе непосредственно наружу из здания тамбуры (в том числе двойные), не считая их отдельными помещениями;
  • разделение коридора противопожарными перегородками с дверями при обеспечении расстояний от дверей помещений до эвакуационных выходов из коридора в соответствии с требованиями настоящего свода правил и обеспечении необходимых параметров систем противопожарной защиты.

Количество эвакуационных выходов с эксплуатируемой кровли и использование для эвакуации лестниц 3-го типа следует определять в соответствии с требованиями настоящего свода правил к этажам, за исключением специально оговоренных случаев.

4.2.2. Эвакуационные выходы из подвальных этажей, а также из цокольных этажей, заглубленных более чем на 0,5 м, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания. Допускается:

  • эвакуационные выходы из указанных этажей предусматривать в соответствии с положениями [1] через общие лестничные клетки с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа. При этом смежные площадки и марши, разделяющие разные объемы лестничной клетки, должны иметь предел огнестойкости в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе по признакам E и I;
  • эвакуационные выходы из указанных этажей с помещениями категорий В4, Г и Д предусматривать в помещения категорий В4, Г, Д и в вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5;
  • эвакуационные выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных узлов, размещенных на указанных этажах зданий классов Ф2, Ф3 и Ф4, предусматривать в вестибюль 1-го этажа по отдельным лестницам 2-го типа. При этом:
  • вестибюль должен быть отделен от коридоров и смежных помещений противопожарными перегородками не ниже 1-го типа;
  • помещения первого и вышележащих этажей должны иметь эвакуационные пути, не проходящие через этот вестибюль (за исключением помещений, выходящих в этот вестибюль);
  • отделка помещений фойе, гардеробных, курительных и санитарных узлов должна предусматриваться материалами с классом пожарной опасности не выше чем для зальных помещений в соответствии с положениями [1];
  • помещения гардеробных должны иметь нормативное число эвакуационных выходов, кроме выходов на указанные лестницы.

4.2.3. Выходы не являются эвакуационными, если в их проемах установлены:

  • раздвижные двери и ворота, за исключением случаев выполнения дверей в соответствии с требованиями Приложения А настоящего свода правил;
  • подъемно-опускные двери и ворота в коридорах и лестничных клетках;
  • подъемно-опускные двери и ворота, за исключением случаев, когда обеспечена их жесткая фиксация в открытом состоянии с соблюдением высоты эвакуационного выхода в соответствии с требованиями настоящего свода правил;
  • распашные ворота шириной более 3,5 м, раздвижные ворота, а также ворота для железнодорожного подвижного состава и автомобильного транспорта;
  • вращающиеся двери;
  • турникеты, за исключением случаев установки турникетов в вестибюлях при наличии распашных калиток перед эвакуационными выходами наружу и имеющих ширину не менее ширины указанных выходов. Разблокирование указанных калиток должно выполняться автоматически по сигналам пожарной автоматики, дистанционно из помещения охраны и вручную.

Распашные калитки в указанных в настоящем пункте воротах, за исключением подъемно-опускных, могут считаться эвакуационными выходами, если они позволяют обеспечить необходимые геометрические параметры указанных выходов при любом положении ворот.

Устройство эвакуационных выходов через разгрузочные зоны не допускается, за исключением выходов из помещений с одиночными рабочими местами, связанными с обслуживанием погрузочно-разгрузочных работ.

4.2.5. Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий следует определять в зависимости от максимально возможного числа эвакуирующихся через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

4.2.6. Части здания различной функциональной пожарной опасности, разделенные противопожарными преградами, должны быть обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами, за исключением специально оговоренных случаев.

Части здания различной функциональной пожарной опасности, выделенные противопожарными преградами в пожарные отсеки, в составе многофункционального здания должны быть обеспечены обособленными эвакуационными выходами с этажа. Допускается предусматривать не более 50% выходов в соседние пожарные отсеки (за исключением выхода в отсек класса Ф5 из частей здания иной функциональной пожарной опасности), размещенные на одном этаже, при условии, если указанными преградами являются противопожарные стены (перегородки). При этом части здания класса Ф5 должны быть обеспечены обособленными эвакуационными выходами.

Требования к эвакуационным путям приведены в следующих нормативных документах действующих в 2019 году:

  • ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
  • СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.
  • Постановлении Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»

Выделим наиболее важные общие требования (по пунктам), которые необходимо соблюсти при проектировании, строительстве и эксплуатации эвакуационных выходов:

Статья 89. Пути эвакуации людей при пожаре

3. К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся
выходы, которые ведут:

1) из помещений первого этажа наружу:

а) непосредственно;

б) через коридор;

в) через вестибюль (фойе);

г) через лестничную клетку;

д) через коридор и вестибюль (фойе);

е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;

2) из помещений любого этажа, кроме первого:

а) непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го
типа;

б) в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или
на лестницу 3-го типа;

в) в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную
клетку или на лестницу 3-го типа;

г) на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный
участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа;

3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А
и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами,
указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части. Выход из технических
помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б
считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается
оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений.

4. Эвакуационные выходы из подвальных этажей следует
предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно
наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания,
сооружения, за исключением случаев, установленных настоящим
Федеральным законом.

5. Эвакуационными выходами считаются также:

1) выходы из подвалов через общие лестничные клетки в тамбур с
обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части
лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа,
расположенной между лестничными маршами от пола подвала до
промежуточной площадки лестничных маршей между первым и вторым
этажами;

2) выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В1 —
В4, Г и Д в помещения категорий В1 — В4, Г и Д и вестибюль,
расположенные на первом этаже зданий класса Ф5;

3) выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных
помещений, размещенных в подвальных или цокольных этажах зданий
классов Ф2, Ф3 и Ф4, в вестибюль первого этажа по отдельным
лестницам 2-го типа;

4) выходы из помещений непосредственно на лестницу 2-го типа,
в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу,
при условии соблюдения ограничений, установленных нормативными
документами по пожарной безопасности;

5) распашные двери в воротах, предназначенных для въезда
(выезда) железнодорожного и автомобильного транспорта.

6. Утратила силу

7. В проемах эвакуационных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающиеся двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей.

8. Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

9. Утратила силу

10. Число эвакуационных выходов из помещения должно устанавливаться в зависимости от предельно допустимого расстояния от наиболее удаленной точки (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

11. Число эвакуационных выходов из здания и сооружения должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания и сооружения.

12. Предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной точки помещения (для зданий и сооружений класса Ф5 — от наиболее удаленного рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода, измеряемое по оси эвакуационного пути, устанавливается в зависимости от класса функциональной пожарной опасности и категории помещения, здания и сооружения по взрывопожарной и пожарной опасности, численности эвакуируемых, геометрических параметров
помещений и эвакуационных путей, класса конструктивной пожарной
опасности и степени огнестойкости здания и сооружения.

4.2 Эвакуационные и аварийные выходы

4.2.1 Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:

      • помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.;
      • в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать непосредственно наружу из помещений с отметкой чистого пола не ниже 4,5 метра через окно или дверь размером не менее 0,75×1,5 метра, а также через люк размером не менее 0,6×0,8 метра. При этом выход через приямок должен быть оборудован лестницей в приямке, а выход через люк — лестницей в помещении. Уклон этих лестниц не нормируется;
      • помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.

4.2.2 Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь подвальные и цокольные этажи при площади более 300 м2 или предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек.

4.2.3 Число эвакуационных выходов с этажа должно быть не менее двух, если на нем располагается помещение, которое должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.

23. На объектах защиты запрещается:

д) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;

ж) размещать мебель, оборудование и другие предметы на подходах к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода и первичным средствам пожаротушения, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и выходами на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, а также заваривать люки на балконах и лоджиях квартир;

25. Не допускается в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек. При этом в зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание более 50 человек допускается только в помещениях 1-го этажа.

33. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

34. Утратил силу

35. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.

Руководителем организации, на объекте защиты которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.

36. При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:

      • a) устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств;
      • б) размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
      • в) устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
      • г) фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
      • д) закрывать жалюзи или остеклять переходы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
      • е) заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг;
      • ж) изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования в соответствии с нормативными правовыми актами.

37. Руководитель организации при расстановке в помещениях технологического, выставочного и другого оборудования обеспечивает наличие проходов к путям эвакуации и эвакуационным выходам.

371. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние механизмов для самозакрывания противопожарных дверей.

43. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы.

Читайте также:  Как можно вернуть телевизор в магазин

Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.

В зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.

С 19 сентября требования пожарной безопасности к эвакуационным путям и выходам обновили по приказу МЧС от 19.03.2020 № 194. СП 1.13130.2020 приняли, чтобы устранить противоречия старого свода правил с действующими законами. Нормы приказа МЧС от 25.03.2009 № 171 прекращают действовать.

Новый свод правил нужно соблюдать, если проектируют или меняют функциональное назначение здания, сооружения, строения или технологической установки. Требования применяют также, когда объекты реконструируют, капитально ремонтируют или технически перевооружают и при этом работы затрагивают пути и выходы эвакуации. Действующие объекты, которые не перестраивают, и объекты, где не меняют эвакуационные пути и выходы, подводить под новые нормы не требуют. Инспекторы также не должны предъявлять требования СП 1.13130.2020:

  • к зданиям и сооружениям для производства, хранения, переработки и уничтожения радиоактивных и взрывчатых веществ, материалов и средств взрывания, военного назначения;
  • подземным сооружениям метрополитенов, горным выработкам;
  • жилым зданиям выше 75 м и другим зданиям выше 50 м;
  • зданиям с количеством подвальных этажей более одного.

1. Ввели новые термины и определения. В новом своде уточнили, что значат понятия, которые до сих пор вызывали споры. Например, было неясно, что понимать под шкафами для коммуникаций. Многие работодатели пытались выдать за них все, что разместили на стенах коридоров и лестничных клеток.

В виде исключения по-прежнему можно размещать на путях эвакуации встроенные шкафы для коммуникаций. Но пункт 3.13 СП 1.13130.2020 теперь поясняет: это шкаф, где можно осмотреть и проверить инженерные коммуникации. В нем нельзя размещать оборудование, кроме устройств аварийного отключения. Выступать из стен шкафы для коммуникаций могут, если ширина пути соответствует норме или их обозначили сигнальной разметкой и обеспечили безопасность эвакуирующихся (п. 4.3.7 СП 1.13130.2020).

Обособленный эвакуационный выход — это выход из части здания или помещения, который ведет на самостоятельный путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону. Самостоятельный эвакуационный путь не имеет выходов из других частей здания. Выход считают самостоятельным, если он ведет на путь эвакуации и не включает в себя часть здания или помещения с другой пожарной опасностью. Основные эвакуационные проходы ведут к эвакуационным выходам из помещения и завершают участок пути эвакуации из него.

Выход непосредственно наружу определили как выход за пределы габаритов здания и пристроек к нему на прилегающую территорию, где люди могут свободно рассредоточиться. Также за него могут принять огороженные площадки выше уровня земли, если соблюдены условия СП 1.13130.2020.

2. Пошли на компромисс с параметрами путей и выходов. От нормативных параметров путей и выходов разрешили отклоняться, но не более чем на 5 процентов (п. 4.1.5 СП 1.13130.2020).

Норму ширины выходов оставили прежней — 80 см, но сделали оговорку. Если ширина выхода меньше нормативной, но отклонение не превышает 4 см — это не нарушение. Максимально узкие 60-сантиметровые выходы разрешили только:

  • для технических помещений и кладовых площадью не более 20 м² без постоянных рабочих мест;
  • туалетных и душевых кабин, санузлов;
  • помещений с одним рабочим местом.

Уточнили требование к ширине выходов горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов, выходов из зданий и помещений. Если путь или выход используют более чем 50 эвакуирующихся, они должны быть не уже 120 см (пп. 4.3.3 и 4.2.19 СП 1.13130.2020).

Инспектор пожнадзора больше не сможет придраться к проемам высотой от 180,5 см. От нормы 190 см можно отклониться максимум на 9,5 см. Не смогут также указывать в предписании на выходы от 180 см, если в помещении не находятся постоянно люди или есть только одно рабочее место.

В отдельных случаях допустили выходы высотой от 150 см. Исключения сделали для памятников архитектуры и реконструкции, при которой работы не затронули выходы. Для них нужно подготовить обоснование (п. 4.2.18 СП 1.13130.2020).

Есть послабление и для высоты горизонтальных путей. С 200 см требование снизили до 180 см, если эвакуируются по ним не более 5 человек. Исключение не действует для гостиниц, санаториев, пансионатов и других зданий класса Ф1.

В технических пространствах только для прокладки коммуникаций на отдельных участках не более 2 м высоту прохода можно уменьшать до 120 см. До этого минимума также разрешили снизить высоту вспомогательных проходов (п. 4.3.2 СП 1.13130.2020).

Для всех отклонений от высоты есть условие. Верхний край выхода нужно сделать безопасным и обозначить по ГОСТ Р 12.4.026. Используйте для сигнальной разметки клейкую ленту.

С 14 июля 2020 года действует новый перечень стандартов для добровольного соблюдения Техрегламента о пожарной безопасности (приказ Росстандарта от 14.07.2020 № 1190). В перечень внесли 236 документов с требованиями к пожарной безопасности. Среди них — СП 1.13130.2020.

Не заблуждайтесь, что свод правил все применяют добровольно. Каждое предприятие должно соответствовать техрегламентам с требованиями пожарной безопасности и выполнить одно из двух условий:

  • оценить пожарный риск и получить расчетные величины, которые не превышают допустимые значения Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ;
  • соблюдать требования нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе сводов правил.

Если оценку пожарного риска сделали и его значения соответствуют Закону № 123-ФЗ, можно обойтись без СП 1.13130.2020. Если расчет не соответствует или его нет — работодатель обязан соблюдать этот свод правил (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ).

Дорога жизни и пусть звучит такая фраза, на первый взгляд, излишне высокопарно; но, тем не менее весьма точно выражает суть. За этими словами неисчислимое количество людей, самостоятельно или с помощью членов семьи, друзей, соседей, сослуживцев, спасшихся от удушливого, смертельно опасного дыма пожара, высокой температуры и обжигающего пламени, зачастую на секунду разминувшиеся со смертью; вовремя покинув строения/объекты, в которых они находились на момент возникновения ЧП.

Основные требования ПБ к путям эвакуации, выходам определены в ст. 89 Федерального закона № 123 от 2008 года:

  • Такие пути в любых строениях, а также выходы из них обязаны обеспечить быстроту, безопасность эвакуации всех людей.
  • Важный момент: при их проектировании, расчете в учет не принимаются установленные/смонтированные, используемые установки/системы стационарного пожаротушения, первичные средства, какими бы инновационными они ни были; например, газовые АУПТ или хладоновые огнетушители.

Полезный материал:

Расчет времени эвакуации

Категорически запрещено:

  • Устанавливать в проемах любых эвакуационных выходов двери раздвижного, секционного, рулонного типа, а также вращающиеся конструкции; включая двери, турникеты, другие ограничители свободного движения потока людей. Хотя в Федеральном законе РФ № 123-ФЗ это не оговорено, но подобные устройства необходимые для организации регистрационного, пропускного контроля допускаются в зданиях, если они являются легко сбрасываемыми/выбиваемыми из монтажных креплений, и на них имеются сертификаты соответствия требованиям ПБ.
  • Считать эвакуационными, использовать в этих целях эскалаторы и лифты зданий, за исключением подземных сооружений метрополитена, шахт горнодобывающих отраслей; а также пассажирских лифтов, имеющих: специальный рабочий режим по перевозке пожарных подразделений, соответствующую защиту, системы управления/контроля, связи; разработанные, установленные согласно ГОСТ Р 53296-2009.
  • По кровлям зданий/сооружений, за исключением специально предназначенных для этого – эксплуатируемым, как бы это красиво ни выглядело в кинофильмах/телевизионных сериалах.

Особое внимание также обращено на эвакуацию людей из подземных/заглубленных этажей зданий – подвальных, технических, цокольных, а именно:

Высота/ширина эвакуационных путей, причем для зданий весьма различных по функционалу использования:

  • Высота – не меньше 2 м.
  • Не меньше 0,7 м, если эвакуационный проход ведет к одному обслуживаемому месту.
  • От 1 м – в других случаях. При этом всегда ширина пути, его геометрия обязаны позволить свободно эвакуировать человека, лежащего на носилках.
  • Для объектов с постоянным/временным, в том числе круглосуточным нахождением людей – многоквартирных жилых домов, больниц, общежитий, детских учреждений, спальных корпусов интернатов, санаториев, домов отдыха – не меньше, чем 1,2 м.

Ширина лестничного марша на путях эвакуации обязана быть не меньше:

  • 1,35 м – в детских яслях/садах, домах для престарелых/инвалидов, больницах, спальных корпусах интернатов.
  • 1,2 м – для тех строений, где на любом уровне, за исключением первого, одновременно может находиться больше 200 человек.
  • 0,7 м – для лестниц к одному месту для работы.
  • 0,9 м – для лестниц в других ситуациях.

Казалось бы, вполне понятное, и вроде выполнимое, так как все строительные изделия, используемые в массовом строительстве, например, лестничные марши, давным-давно стандартизированы; а конструктивные размеры для изготовления металлических лестниц как наружных пожарных, так и внутренних для обслуживания известны производителям.

ОТВЕЧАЕТ ВНИИПО МЧС РОССИИ. СП 1.13130.2009

4.2 Эвакуационные и аварийные выходы

4.2.1 Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:

      • помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.;
      • в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать непосредственно наружу из помещений с отметкой чистого пола не ниже 4,5 метра через окно или дверь размером не менее 0,75×1,5 метра, а также через люк размером не менее 0,6×0,8 метра. При этом выход через приямок должен быть оборудован лестницей в приямке, а выход через люк — лестницей в помещении. Уклон этих лестниц не нормируется;
      • помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.

23. На объектах защиты запрещается:

д) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;

ж) размещать мебель, оборудование и другие предметы на подходах к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода и первичным средствам пожаротушения, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и выходами на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, а также заваривать люки на балконах и лоджиях квартир;

25. Не допускается в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек. При этом в зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание более 50 человек допускается только в помещениях 1-го этажа.

33. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

34. Утратил силу

35. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.

Руководителем организации, на объекте защиты которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.

36. При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:

      • a) устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств;
      • б) размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
      • в) устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
      • г) фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
      • д) закрывать жалюзи или остеклять переходы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
      • е) заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг;
      • ж) изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования в соответствии с нормативными правовыми актами.

Необходимо отметить, что закон под номером 123 – это всего лишь общие указания. Более подробно требования к противопожарным дверям на путях эвакуации, а также к маршрутам, определены в данном своде правил. Единственное надо отметить, что СП не относится к военным объектам и к промышленным предприятиям, занятым горными разработками.

Одно из важнейших правил, указанных в своде, это точное соблюдение требований, касающихся норм пожарной безопасности. В чем оно заключается. К примеру, собственник объекта решил сделать перепланировку зданий с учетом своих собственных требований. Это часто случается в зданиях общественного назначения. Перекраиваются все помещения, включая коридоры, что приводит к сложностям с организацией именно маршрутов эвакуации. Что удивительно, владелец после проделанных переделок приходит в негодование, когда комиссия не принимает объект по причине не соответствия нормативам пожарной безопасности.

А ведь проектная организация или архитектурное бюро не должно идти на поводу у собственников или арендаторов. У них один закон – СП 1.13130.2009. В нем четко прописаны все пожарные нормы для дверей на пути эвакуации и маршрутов. Обозначим их.

К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут:

  1. С первого этажа наружу:
    • непосредственно;
    • через вестибюль, коридор или лестничную клетку.
  2. Со второго этажа и выше наружу:
    • на лестничную клетку или лестницу 3-ого типа непосредственно, через коридор или холл;
    • на специально оборудованный участок кровли.
  3. В соседнее помещение на том же этаже в выходами из пункта 1 или 2 (кроме зданий производственного или складского назначения).
  4. Из подвальных и цокольных помещений напрямую или через лестницу с огороженным тамбуром.

​Пожарный надзор проводит инспектор МЧС. Его действия должны полностью регламентироваться ТПЭ и СНИП, прописанным в законе «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ​ № 123 от 2008 г.

К сведению! ​Существует плановая проверка и внеплановая, которая проводится с целями зафиксировать факт безопасности здания, соблюдения всех технических норм и показателей возможности эвакуироваться людям.

В России существует ряд правил, которые позволяют максимально защитить людей при возгорании любого помещения. Несоблюдение техники безопасности несет за собой административную ответственность, которая прописана в частях Административного кодекса РФ.​ В экстренной ситуации именно соблюдение всех требований может не только сохранить материальные ценности, но и спасти жизни людей.

Чем отличается эвакуационный выход от аварийного

Эвакуационный выход — это путь для того, чтобы безопасно покинуть горящее здание. Требования к нему предъявляют очень высокие. На протяжении всего пути люди должны быть защищены от дыма и огня, например, с помощью противопожарных модулей и капсул. Нельзя использовать средства пожаротушения, которые могут навредить здоровью, к примеру, хладоновые газовые установки. Допускается применение тонкораспыленной воды — она осаждает дым, охлаждает помещение.

Основное отличие эвакуационного выхода от аварийного: первый всегда ведет с первого этажа на улицу и с любого другого — на первый этаж. Он проходит по коридору, через вестибюль, с лестницы или через рекреацию.

Основные требования (чего нельзя делать):

  • сильно крепить турникеты и КПП;

  • монтировать раздвижные, рулонные, секционные двери;

  • вести путь на улицу через крышу;

  • задействовать на пути лифты, эскалаторы.

Организацию тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях рекомендуется проводить согласно методическим рекомендациям «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре» (утв. МЧС РФ 04.09.2007 № 1-4-60-10-19)

Читайте также:  Отменят ли индексацию пенсий работающим пенсионерам в 2023 году после увольнения

Задачи проведения противопожарных тренировок:

— обучение персонала умению идентифицировать исходное событие. Проверка готовности персонала к эвакуации и проведению работ по тушению пожара и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

— поддержание на современном уровне профессиональной и психофизиологической подготовленности персонала, необходимой для осуществления успешных действий по устранению нарушений в работе, связанных с пожарами и чрезвычайными ситуациями, а также по эвакуации людей, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации;

— обучение навыкам и действиям по своевременному предотвращению возможных аварий и повреждений оборудования, являющихся следствием воздействия опасных факторов пожара и чрезвычайных ситуаций, обучение правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим на пожаре и при чрезвычайных ситуациях, правилам пользования индивидуальными средствами защиты;

— обучение порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с пожарно-спасательными подразделениями и медицинским персоналом;

— выработка у персонала навыков и способности самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении угрозы пожара или самого пожара, определять решающее направление действий и принимать правильные меры по предупреждению или ликвидации пожара;

— отработка организации немедленного вызова подразделений ГПС и последующих действий при срабатывании установок автоматической противопожарной защиты, обнаружении задымления или пожара;

— обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей;

— проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности;

— проверка знания персоналом инструкций, применяемых в пожароопасных ситуациях. Практическая отработка рациональных приемов и методов использования имеющейся техники, стационарных установок пожаротушения;

— проверка правильности понимания персоналом своих действий, осуществляемых в условиях пожара;

— проверка знания персоналом мест расположения первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов, систем пожарной сигнализации и пожаротушения, дымоудаления и подпора воздуха, способов введения их в действие;

— проверка умения руководителя тушения пожара четко координировать действия участников ликвидации возможного (условного) пожара до прибытия подразделения ГПС.

Данный перечень не является исчерпывающим. Руководство объектов обязано учитывать специфику объекта, включать дополнительные мероприятия или исключать такие, без которых по его мнению не пострадает способность персонала решать задачи при возникновении возможного пожара.

Анализ результатов предыдущих тренировок может выявить необходимость в тех или иных изменениях программы или продолжительности тренировок.

Руководство организацией и проведением тренировок возлагается на руководителей объектов или ответственных за пожарную безопасность.

Практическая отработка планов эвакуации — важная составная часть подготовки персонала объекта. Она является основной формой контроля подготовленности персонала к тушению пожаров и действиям при чрезвычайных ситуациях.

Во время тренировок у персонала вырабатываются навыки быстро находить правильные решения в условиях пожара, коллективно проводить эвакуацию, работу по его тушению, правильно применять средства пожаротушения.

На каждом объекте в рамках годового плана-графика работы с персоналом должен составляться график проведения противопожарных тренировок, утвержденный руководителем объекта.

В графике указываются: месяц проведения тренировки, вид тренировки, тренирующаяся смена или структурное подразделение.

Годовой план-график разрабатывается совместно с руководителями структурных подразделений. На основе этого плана каждое структурное подразделение составляет свой годовой план-график работы с персоналом.

Эффективность противопожарных тренировок зависит от правильности их подготовки и организации проведения, от качества аналитической проработки действий персонала во время тренировки и правильности принятых решений по результатам критического разбора (обсуждения) тренировок после их завершения.

Эффективность противопожарных тренировок в значительной степени зависит также от результатов, достигнутых при инструктажах, проводимых в рамках общей программы противопожарной подготовки персонала. Обучение персонала во время тренировок оказывается более успешным, если инструктажи проводились незадолго до начала тренировок; в связи с этим перед началом тренировки все ее участники должны собираться в зале, где руководитель тренировки, используя план эвакуации, объясняет задачу каждого участника.

Противопожарные тренировки подразделяются на объектовые, тренировки структурных подразделений, совместные с подразделениями ГПС и индивидуальные.

Объектовой противопожарной тренировкой следует считать тренировку, темой которой является нарушение по причине пожара режима работы объекта в целом и в ней задействован персонал всего объекта. Руководителем объектовой противопожарной тренировки является руководитель или главный инженер объекта.

Тренировкой структурного подразделения следует считать тренировку, темой которой является нарушение режима работы одного структурного подразделения и в которой требуется участие персонала только этого подразделения.

В совместных тренировках участвуют персонал объекта и подразделения ГПС. Совместные тренировки позволяют отработать взаимодействие и взаимопонимание персонала объекта и подразделений ГПС.

На период совместной тренировки распоряжением руководителя объекта выделяются консультанты из числа ИТР, которые обязаны следить, чтобы распоряжения и действия руководителя тренировки и РТП соответствовали требованиям действующих на объекте правил техники безопасности.

Индивидуальные тренировки проводятся для вновь принятого персонала после прохождения инструктажа на рабочем месте, для персонала, который по какой-либо причине не участвовал в плановой тренировке (отпуск, болезнь и т.п.).

Тренировка по эвакуации назначается приказом руководителя объекта о подготовке тренировки, в котором отражаются цель, дата и время проведения, указываются руководитель тренировки, начальник штаба тренировки.

Начальником штаба тренировки разрабатывается план проведения тренировки, в котором указываются тема тренировки, ее цели, состав участников и календарный план подготовки и проведения. В календарном плане отражаются этапы подготовки и проведения тренировки, задачи штабу, персоналу, посредникам и участникам с указанием мест проведения, времени и ответственных исполнителей. Порядок (этапы) проведения тренировки могут быть определены как календарным планом, так и отдельным документом, утвержденным руководителем тренировки.

Эффективность проведения тренировки во многом зависит от действий посредников и самого персонала. Посредники назначаются из числа ИТР объекта, а при совместной тренировке — дополнительно из личного состава подразделения ГПС. Количество посредников определяет руководитель тренировки.

При подготовке посредников руководитель тренировки должен:

— ознакомить их с тактическим замыслом тренировки и возможными вариантами его решения;

— организовать с ними изучение объекта, где будет проводиться тренировка, распределить их по участкам работы;

— ознакомить с обязанностями в качестве посредников;

— дать указания о порядке применения средств имитации на условном пожаре;

— обратить внимание на необходимость соблюдения техники безопасности во время тренировки.

СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы

34. Производство погрузочно-разгрузочных работ допускается при соблюдении предельно допустимых норм разового подъема тяжестей (без перемещения): мужчинами — не более 50 кг; женщинами — не более 15 кг.

35. Погрузка и разгрузка грузов массой от 50 кг до 500 кг должна производиться с применением грузоподъемного оборудования и устройств (тельферов, лебедок, талей, блоков). Ручная погрузка и разгрузка таких грузов допускается под руководством лица, назначенного работодателем ответственным за безопасное производство работ, и при условии, что нагрузка на одного работника не будет превышать 50 кг.

Погрузка и разгрузка грузов массой более 500 кг должна производиться с применением грузоподъемных машин.

36. При производстве погрузочно-разгрузочных работ несколькими работниками необходимо каждому из них следить за тем, чтобы не причинить друг другу травмы инструментами или грузами.

37. Строповка грузов производится в соответствии со схемами строповки.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов выдаются работникам или вывешиваются в местах производства работ.

Погрузка и разгрузка грузов, на которые не разработаны схемы строповки, производятся под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ.

При этом применяются съемные грузозахватные приспособления, тара и другие вспомогательные средства, указанные в документации на транспортирование грузов.

38. При строповке грузов необходимо руководствоваться следующим:

1) масса и центр тяжести изделий заводской продукции указываются в технической документации завода-изготовителя;

2) масса станков, машин, механизмов и другого оборудования указывается на заводской табличке, прикрепленной к станине или раме станка или машины;

3) масса, центр тяжести и места строповки упакованного груза указываются на обшивке груза;

4) строповка крупногабаритных грузов производится за специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные на грузе места в зависимости от положения его центра тяжести.

39. После строповки груза для проверки ее надежности груз должен быть поднят на высоту 200 — 300 мм от уровня пола (площадки). Только убедившись в надежности строповки работник, застропивший груз, дает команду на дальнейший подъем и перемещение груза.

40. Перемещать груз над рабочими местами при нахождении людей в зоне перемещения груза запрещается.

41. При погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы, применяются подкладки и прокладки, предотвращающие повреждение грузозахватных устройств.

42. При погрузке и разгрузке грузов с применением конвейера необходимо соблюдать следующие требования:

1) укладка грузов обеспечивает равномерную загрузку рабочего органа конвейера и устойчивое положение груза;

2) подача и снятие груза с рабочего органа конвейера производится при помощи специальных подающих и приемных устройств.

43. При погрузке и разгрузке сыпучих грузов соблюдаются следующие требования:

1) погрузка и разгрузка сыпучих грузов производятся механизированным способом, исключающим, по возможности, загрязнение воздуха рабочей зоны. При невозможности исключения загрязнения воздуха рабочей зоны работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа;

2) при погрузке сыпучих грузов из штабеля не допускается производство работ подкопом с образованием козырька с угрозой его обрушения;

3) при разгрузке сыпучих грузов из полувагонов люки открываются специальными приспособлениями, позволяющими работникам находиться на безопасном расстоянии от разгружаемого груза;

4) при разгрузке сыпучих грузов из полувагонов на путях, расположенных на высоте более 2,5 м (на эстакадах), открытие люков производится со специальных мостков;

5) при разгрузке бункеров, башен и других емкостей с сыпучими материалами в верхней части емкостей предусматриваются специальные устройства (решетки, люки, ограждения), исключающие возможность падения работников в емкости.

89. При транспортировке и перемещении грузов необходимо соблюдать следующие требования:

1) грузы на транспортных средствах устанавливаются (укладываются) и закрепляются так, чтобы во время транспортировки не происходило их смещение и падение;

2) при транспортировке груз размещается и закрепляется на транспортном средстве так, чтобы он не подвергал опасности водителя транспортного средства и окружающих, не ограничивал водителю обзор, не нарушал устойчивость транспортного средства, не закрывал световые и сигнальные приборы, номерные знаки и регистрационные номера транспортного средства, не препятствовал восприятию сигналов, подаваемых рукой;

3) при транспортировке тарно-штучных грузов применяется пакетирование с применением поддонов, контейнеров и других пакетирующих средств. В пакетах грузы скрепляются между собой.

Груз на поддоне не должен выступать на расстояние более 20 мм с каждой стороны поддона; для ящиков длиной более 500 мм это расстояние допускается увеличивать до 70 мм;

4) при транспортировке длинномерных грузов длиной более 6 м их необходимо крепить к прицепу транспортного средства;

5) при одновременной транспортировке длинномерных грузов различной длины более короткие грузы располагаются сверху.

Запрещается располагать длинномерный груз в кузове по диагонали, оставляя выступающие за боковые габариты транспортного средства концы, а также загораживать грузом двери кабины транспортного средства;

6) для того, чтобы во время торможения или движения транспортного средства под уклон груз не надвигался на кабину транспортного средства, груз располагается на транспортном средстве выше, чем на прицепе-роспуске на величину, равную деформации (осадке) рессор транспортного средства от груза;

7) крупноразмерные конструкции из легких бетонов, не рассчитанные для работы на изгиб, а также изделия толщиной менее 20 см для транспортировки устанавливаются в вертикальное положение;

8) при транспортировке стеновых железобетонных панелей в вертикальном положении панели укладываются всей опорной плоскостью на платформу транспортного средства или опираются на подкладки, расположенные на расстоянии не более 0,5 м друг от друга;

9) при наклонном транспортном положении стеновые панели опираются нижней и боковой поверхностью на подкладки, расположенные друг от друга на расстоянии не более 0,5 м;

10) при горизонтальном транспортном положении панели перекрытий опираются по местам установки закладных деталей;

11) панели, транспортируемые вертикально, крепятся с двух сторон, а при наклонном положении — с одной стороны, выше положения центра тяжести панели;

12) при одновременной транспортировке нескольких панелей между ними устанавливаются разделительные прокладки, предотвращающие соприкосновение панелей и возможное их повреждение от соударения или трения в процессе транспортировки;

13) железобетонные фермы для транспортировки устанавливаются на транспортное средство в вертикальное положение с опиранием по концам в местах установки закладных деталей или в узлах нижнего пояса, имеющих в этих местах более развитую арматурную сетку;

14) железобетонные плиты покрытий, перекрытий транспортируются в горизонтальном положении с опиранием в местах расположения закладных деталей. При транспортировке плиты могут укладываться стопой на подкладках толщиной, превышающей на 20 мм высоту монтажных петель;

15) мелкоштучные стеновые материалы (кирпич, стеновые керамические камни, бетонные и мелкие шлакобетонные блоки, камни из известняков) транспортируются с применением пакетного способа на поддонах или инвентарных приспособлениях с использованием подъемно-транспортных средств общего назначения;

16) размещение пакетов мелкоштучных стеновых материалов на транспортном средстве зависит от габаритов транспортного пакета и способа производства погрузочно-разгрузочных работ:

в кузовах автомобилей, полуприцепов и прицепов грузоподъемностью 5 т при применении на погрузке-разгрузке подхватов целесообразна одноленточная или Т-образная установка пакетов;

в большегрузных автопоездах — установка пакетов поперек кузова отдельными штабелями.

90. Движение транспортных средств и погрузочных машин по площадкам буртового хранения организуется по утвержденным схемам без встречных потоков.

105. При размещении грузов необходимо соблюдать следующие требования:

1) размещение грузов производится по технологическим картам с указанием мест размещения, размеров проходов и проездов;

2) при размещении груза запрещается загромождать подходы к противопожарному инвентарю, гидрантам и выходам из помещений;

3) размещение грузов (в том числе на погрузочно-разгрузочных площадках и в местах временного хранения) вплотную к стенам здания, колоннам и оборудованию, штабель к штабелю не допускается;

4) расстояние между грузом и стеной, колонной, перекрытием здания составляет не менее 1 м, между грузом и светильником — не менее 0,5 м;

5) высота штабеля при ручной погрузке не должна превышать 3 м, при применении механизмов для подъема груза — 6 м. Ширина проездов между штабелями определяется габаритами транспортных средств, транспортируемых грузов и погрузочно-разгрузочных машин;

6) грузы в таре и кипах укладываются в устойчивые штабеля; грузы в мешках и кулях укладываются в штабеля в перевязку. Грузы в рваной таре укладывать в штабеля запрещается;

7) ящики и кипы в закрытых складских помещениях размещаются с обеспечением ширины главного прохода не менее 3 — 5 м;

8) грузы, хранящиеся навалом, размещаются в штабеля с крутизной откоса, соответствующей углу естественного откоса для данного материала. При необходимости такие штабеля огораживаются защитными решетками;

9) крупногабаритные и тяжеловесные грузы размещаются в один ряд на подкладках;

10) размещаемые грузы укладываются так, чтобы исключалась возможность их падения, опрокидывания, разваливания и чтобы при этом обеспечивались доступность и безопасность их выемки;

11) грузы, размещаемые вблизи железнодорожных и наземных крановых путей, располагаются от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса не ближе 2 м при высоте штабеля до 1,2 м и не менее 2,5 м при большей высоте штабеля;

12) при размещении грузов (кроме сыпучих) принимаются меры, предотвращающие защемление или примерзание их к покрытию площадки.

Способы и параметры размещения отдельных видов грузов приведены в приложении к Правилам.

106. При размещении грузов в складских помещениях площадью до 100 м2 допускается размещение грузов на стеллажах и навалом в штабелях вплотную к боковым стенам помещений и к стенам, противоположным входам в помещения, при условии отсутствия на стенах складских помещений навесной электроаппаратуры, систем управления пожаротушением, а также примыкающих к стенам люков в полу и кабельных каналов.

107. При размещении металлопроката необходимо соблюдать следующие требования:

1) проходы между рядами штабелей или стеллажей составляют не менее 1 м, между штабелями или стеллажами в ряду — не менее 0,8 м;

2) размещение металлопроката в штабель производится на предварительно уложенные на полу подкладки. Размещение металлопроката на пол складского помещения или на грунт площадки без подкладок не допускается;

3) высота штабеля или стеллажа при ручном размещении металлопроката не превышает 1,5 м;

4) слитки и блюмы сечением 160 x 160 см и более размещаются на полу в штабеля или поштучно;

Читайте также:  О выездной налоговой проверке

5) высота штабеля не превышает 2 м при крюковом захвате и 4 м при автоматизированном захвате груза;

6) при размещении металлопроката в штабель или на стеллаж между пачками и связками укладываются металлические квадратные прокладки толщиной не менее 40 мм для возможности освобождения из-под них стропов и большей устойчивости размещаемого груза. Концы прокладок не должны выступать за пределы штабеля или стеллажа более чем на 100 мм;

7) во избежание раскатывания металлопроката запрещается заполнение полок (ячеек) выше стоек стеллажа;

8) сортовой и фасонный прокат размещаются в штабеля, елочные или стоечные стеллажи; трубы размещаются в штабеля рядами, разделенными прокладками;

9) заготовки мерной длины из сортового и фасонного проката, полуфабрикаты и готовые изделия размещаются в таре;

Основным документом, который регламентирует деятельность торговых точек в жилой зоне, будут являться санитарные нормы и правила «СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила»,

  • Пункт 2.2 указанных норм гласит, что деятельность объектов торговли не может нарушать или ухудшать условия проживания или отдыха жильцов дома;
  • Пункт 2.4. определяет порядок загрузки продуктов в магазин: загрузка должна осуществляться исключительно с торца жилого здания, не имеющего окон.

Пункт 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 так же уточняет, что загружать продукцию или иные материалы в помещения общественного назначения со стороны дома. Где есть входы в квартиры и окна жилых помещений – не допускается. Однако в том же пункте указано, что загрузочные помещения могут не создаваться в случаях, если площадь «общественного» здания не превышает 150 кв.м.

Соблюдать нормы СанПиН обязаны все: об этом прямо говорит пункт 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где говорится, что соблюдение утвержденных в установленном порядке санитарных правил является обязательным как для граждан, так и для организаций.

Сколько под эти требования подпадает торговых точек, расположенных в жилых домах? Едва ли половина. Основная масса крупных маркетов разгружает товар или со стороны входа или же с «черного хода» во дворе дома.

Допускается ли разгрузка/погрузка через эвакуационные выходы в торговом центре?

Цели и принципыстандартизации в Российской Федерации, правила применения сводовправил установлены Федеральнымзаконом от 29 июня 2015 г.

N 162-ФЗ “О стандартизации в РоссийскойФедерации”, а правила применения сводов правил – постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 1 июля 2016 г.

N 624 “Об утверждении Правилразработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводовправил”.

Настоящий свод правилразработан в целях обеспечения соблюдения требований Федеральногозакона от 22 июля 2008 г. N 123 “Технический регламент отребованиях пожарной безопасности” [1]

Сведенияосводеправил

1РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением”Всероссийский ордена “Знак Почета” научно-исследовательскийинститут противопожарной обороны Министерства Российской Федерациипо делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациипоследствий стихийных бедствий” (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

2УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства РоссийскойФедерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) N 194 от 19марта 2020 г.

3ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническомурегулированию и метрологии

4ВЗАМЕН СП1.13130.2009

Информацияопересмотреиливнесенииизмененийвнастоящийсводправил,атакжетекстыразмещаютсявинформационнойсистемеобщегопользованиянаофициальномсайтеразработчикавинформационно-телекоммуникационнойсетиИнтернет.Соответствующаяинформация,уведомлениеитекстыразмещаютсятакжевинформационнойсистемеобщегопользованиянаофициальномсайтефедеральногоорганаисполнительнойвластивсферестандартизациивинформационно-телекоммуникационнойсетиИнтернет(www.gost.ru)

Настоящий свод правилразработан в развитие положений [1].

Требования к путямэвакуации и эвакуационным выходам, изложенные в нормативныхдокументах по пожарной безопасности, разработанных для зданийопределенного класса функциональной пожарной опасности, дляподтверждения их соответствия положениям [1]следует выполнять наряду с требованиями настоящего свода правил, сучетом особенностей их функционального назначения и спецификипротивопожарной защиты.

Если сказать проще, то по-другому его можно назвать дорогой жизни. И это действительно так, ведь, двигаясь по этим путям самостоятельно, при помощи членов семьи, друзей или сослуживцев, многие люди смогли спастись от удушливого и ядовитого дыма, исходящего от пожара, высокой температуры или пламени.

Основные требования пожарной безопасности к путям эвакуации описаны в статье 89 ФЗ № 123 от 2008 года:

  • Пути в любых зданиях и выходы из них должны помочь быстро и безопасно вывести людей наружу в случае пожара.
  • Во время проектирования в учет не берутся смонтированные и используемые установки стационарного устранения пожара, первичные средства, какими бы современными они ни были.

К эвакуационным относят выходы, которые ведут на улицу или территорию предприятия непосредственно с первого этажа здания:

  • напрямую или следуя по коридору;
  • через вестибюль или холл;
  • опускаясь по лестнице;
  • следуя по коридору, минуя холл;
  • через рекреацию.

Из комнат любого уровня, расположенного над землей, за исключением первого этажа:

  • сразу на лестницу внутри строения, которая по проекту считается эвакуационной или на пожарную, расположенную снаружи строения с площадки;
  • проход на пожарную лестницу, минуя коридор;
  • через холл, который имеет выход на лестничный пролет;
  • на эксплуатируемую крышу, которая ведет на лестницу.

Важно запомнить, что установленные двери в перегородках зданий, а также в обычном исполнении для выезда транспорта не считаются препятствием на пути эвакуации.

Количество эвакуационных выходов из помещения

Каждому владельцу офисного или торгового здания важно знать, сколько выходов для эвакуации людей должно быть. Для этого необходимо владеть информацией, как правильно провести расчет количества эвакуационных выходов из здания.

Число путей и выходов зависит от нескольких факторов:

  • какое максимальное количество людей будет через них эвакуироваться;
  • максимальное расстояние от самого удаленного места нахождения человека до выхода для эвакуации.

Кроме этого, есть общие требования, которых нужно придерживаться при расчете путей эвакуации:

  1. Если в строение имеет одно просторное помещение и, по СНиП, в нем должно быть более двух путей спасения, столько же путей будет иметь и все здание.
  2. Количество эвакуационных выходов из строения не может быть меньше количества таких выходов с каждого из этажей.
  3. Квартиры, находящиеся на нескольких уровнях, и если высота верхнего более 18 метров, должны быть оснащены путями эвакуации на каждом из этих уровней.
  4. Если строение высотой не более 15 метров, то разрешается обустраивать выход для эвакуации один на этаж. Или же с определенной его части, которая обособлена противопожарными преградами.

А теперь стоит разобраться с тем, каким минимальным количеством эвакуационных выходов-лестниц должно быть оснащено здание.

Количество выходов для эвакуации из здания с каждого уровня и комнаты необходимо принимать, опираясь на СНиП 2.01.02 85, но не менее двух. Но стоит помнить, что существует ряд исключений, когда разрешается обустроить только один выход или использовать в качестве второго выхода любое другое приспособление, например, внешнюю пожарную лестницу. Не разрешается обустраивать выходы через помещения категории А и Б, а также через производственные цеха с повышенным уровнем огнеупорности.

Важно не только знать количество эвакуационных выходов, но и ширину эвакуационных дверей из коридора наружу или на лестничную клетку. В зависимости от общего количества людей, которые эвакуируются через выход и людей на 1 м ширины входа, должна быть размером не менее 0,8 м.

Правильное открывание дверей на входе для эвакуации

Двери на путях эвакуации должны открывать наружу. Но есть и ряд исключений:

  • кладовые, где постоянно не работают люди;
  • комнаты, относящиеся к группе Ф 1.3 и 1.4;
  • санузлы;
  • выходы на лестницы типа 3;
  • наружные двери в зданиях, которые расположены в северном климате.

Но есть и другие требования, которые касаются не только количества эвакуационных выходов из помещения. Согласно правилам важно еще обращать внимание и на такие моменты:

  • двери на путях эвакуации не должны быть наглухо запертыми, они должны легко открываться без ключа;
  • если строение имеет высоту более 15 метров, то выходы должны быть оснащены дверями с армированным стеклом или глухие;
  • если помещение или коридор с противодымовой защитой, то устанавливается дверь самозакрывающаяся и обязательно с уплотнением.

Когда нужно не менее 2 путей эвакуации?

Не менее двух путей спасения должно быть в строении следующего плана:

  • С помещениями категории Ф 1.1, где одновременно пребывают более 10 людей.
  • С помещениями в подвале и цоколе, где в один момент могут находиться более 15 человек.
  • С помещениями, где одновременно будут находиться более 50 людей.
  • С помещениями класса Ф5 (категорий «а» и «б») при одновременной работе более 5 человек, категории «в» с рабочей сменой более 25 трудящихся.
  • С открытыми площадками, этажерками общей площадью в 300 м2 в помещениях класса Ф5, что предназначены для обслуживания оборудования.
  • Здания классов Ф 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3, 4.
  • Здания класса Ф 1.3, где общая площадь квартир на одном этаже — более 500 м2.

Сколько должно быть эвакуационных выходов

Любому собственнику офисного или торгового здания следует точно знать, какое количество оборудованных выходов для эвакуации людей в случае ЧС требуется оборудовать. Для этого имеются подробные данные, как правильно провести расчет количества эвакуационных выходов из здания, исходя из его конструкции и количества людей.

Число путей эвакуации и пожарных выходов зависит от следующих параметров:

  • какое предполагаемое наибольшее число людей будет через них эвакуироваться – важно объективно оценить данный показатель, не преуменьшать его, чтобы в критической ситуации не возникло давки и была возможность провести процесс эвакуации максимально быстро;
  • наибольшее расстояние от самого удаленного места нахождения человека до выхода для эвакуации.

Есть и несколько базовых требований, которые придется учитывать при расчете путей эвакуации:

  • Если в здании имеется одно обширное помещение, в котором по стандартам должно быть больше двух путей спасения, столько же вариантов эвакуации должно быть и у всего здания.
  • Количество пожарных выходов из здания не может быть меньше числа таких выходов с каждого этажа.
  • Когда здание имеет высоту не больше 15 метров, то можно обустраивать выход для эвакуации один на этаж. Или же с определенной его части, которая имеет в конструкции противопожарные преграды.

Оптимальное число выходов для эвакуации из здания с каждого отдельного уровня, этажа и отдельного помещения, комнаты нужно организовывать ориентируясь СНиП 2.01.02 85, но в любом случае больше двух. Существует несколько исключений из данного правила, когда вполне можно грамотно организовать только один пожарный выход или использовать в качестве второго выхода любое другое приспособление, например, имеющуюся внешнюю пожарную лестницу. Но в таком случае важно, чтобы второй путь также был доступен и, например, на эту лестницу была возможность подняться и с нее попасть в безопасную зону. Не разрешается организовывать пожарные выходы через помещения категории А и Б, а также через цеха по производству, которые отличаются повышенным уровнем огнеупорности.

Эвакуационный выход из подвала требования

Разъясните требования п.5.4.15 СП 1.13130.2009.

Во втором абзаце п.5.4.15 СП 1.13130.2009 ограничивается количество этажей здания при числе которых можно осуществлять выход из подвального и цокольного этажа, устраиваемый в объеме лестничной клетки жилого здания. Выход из технического этажа регламентируется п.4.2.9, и там отсутствует запрет на размещение выхода из технического этажа размещаемого в объеме лестничной клетки жилого здания. При этом, технический этаж, размещаемый в нижней части здания, является техническим подпольем (п.3.35 СП 54.13330.2016), а техническое подполье может размещаться ниже планировочной отметки земли более чем на половину помещения и соответственно являться подвальным (п.3.33 СП 54.13330.2016).

1. Накладывается ли ограничение на количество этажей (не выше 5 этажей) жилого здания при размещении выхода из технического подполья, который является подвальным, в объем лестничной клетки жилого здания?

2. Возможно ли рассматривать лестницу, ведущую из технического подполья наружу и лестницу ведущую из жилого здания наружу как две отдельных лестницы если выходы из каждой из них обособлены и их объемы разделены стеной с соответствующим пределом огнестойкости, предъявляемым к внутренним стенам лестничных клеток?

Ответ на вопрос №1

1. При рассмотрении вопросов, связанных с пожарной безопасностью зданий и сооружений, необходимо руководствоваться терминологией, используемой в целях выполнения требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Пункты 3.51 и 3.53 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты» гласят:

«3.51 этаж подвальный: Этаж, отметка пола помещений которого расположена ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения».

«3.53 этаж технический: Этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций, который может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) или в средней части здания. Пространство, используемое только для прокладки коммуникаций, высотой менее 1,8 м техническим этажом не является».

Таким образом, если высота подвального этажа не менее 1,8 м и в нём размещено инженерное оборудование и проложены коммуникации, то он является техническим этажом, а именно техническим подпольем.

2. Общие требования к эвакуационным выходам из подвальных этажей регламентированы пунктом 4 Технического регламента о пожарной безопасности, который гласит:

«4. Эвакуационные выходы из подвальных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом».

К эвакуационным выходам из технических этажей зданий, и в частности из технического подполья, предъявляются более жёсткие противопожарные требования по сравнению с подвальными и цокольными этажами, из которых при определённых условиях эти выходы допускается устраивать через лестничную клетку.

3. Первый и второй абзац пункта 7.2.13 свода правил СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003. Актуализированная редакция. Здания жилые многоквартирные» (данный пункт включён в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона ‘Технический регламент о безопасности зданий и сооружений’) гласят:

«7.2.13 В здании высотой три этажа и более выходы наружу из подвальных, цокольных этажей и технического подполья должны располагаться не реже чем через 100 м и не должны сообщаться с лестничными клетками жилой части здания.

Выходы из подвалов и цокольных этажей допускается устраивать через лестничную клетку жилой части с учетом требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

Выходы из технических этажей следует предусматривать в соответствии с СП 1.13130.2009 . ».

Последний абзац пункта 4.2.9 свода правил СП 1.13130.2009 гласит:

«В технических подпольях эти выходы (эвакуационные — прим.) должны быть обособлены от выходов из здания и вести непосредственно наружу».

Таким образом, эвакуационный выход из технического подполья через лестничные клетки жилой части не допускается.

Ответ на вопрос №2

Обособленность эвакуационного выхода из технического подполья от других выходов заключается в наличии самостоятельного пути эвакуации, ведущего к этому выходу, и наличии между ним и другими выходами соответствующей противопожарной преграды (см. пункт 35 статьи 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).

Современное оснащение эвакуационных и аварийных выходов

Пожарные выходы должны совмещать исключающие друг друга функции – не допускать несанкционированного проникновения извне и не мешать проходу людей в стрессовой для них ситуации.

Для этого применяются специальные замковые системы, которые в зависимости от комплектации состоят из следующих устройств:

  • электромеханический замок с дистанционным управлением через диспетчерскую панель;
  • кнопка экстренного отпирания, которая дублирует сигнал с пульта или рассчитана на ситуацию с повреждением оборудования, отсутствием электричества, электронными и техническими сбоями;
  • электрозамок с настройкой временного интервала срабатывания. В автономном режиме чередует циклы открывания (рабочий день) и закрывания (внерабочее время).
  • аварийная кнопка или замок под управлением микропроцессорной системы с настройкой таймера для автоматического открывания/закрывания;
  • ручки и штанги «Антипаника», которые отпирают дверь изнутри без ключа в результате нажатия рукой или физического воздействия телом. Рассчитаны на совместное использование с наружной ручкой со встроенным замком под ключ, который обеспечивает защиту от внешнего проникновения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *