ГДЗ учебник по обществознанию 6 класс Боголюбов. §8. Проверим себя. Номер №4

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГДЗ учебник по обществознанию 6 класс Боголюбов. §8. Проверим себя. Номер №4». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правила внутреннего трудового распорядка носят формальный характер. Ошибкой многих работодателей является то, что они составляют ПВТР для трудовой инспекции и других контролирующих органов, чтобы избежать штрафов. Но работодатель в первую очередь должен быть сам заинтересован в принятии данного документа, так как это основной инструмент работодателя, призванный поддержать и укрепить трудовую дисциплину, а также закрепить правила, установленные в компании.

Порядок проведения инструктажей по охране труда

Если работники пренебрегают правилами безопасности, важно понять, почему они так поступают. Опасное поведение работников складывается из четырех отрицаний:

  • не умеет: не владеет необходимыми для работы знаниями, специальными методами, приемами, навыками или не способен усвоить и запомнить их;
  • не может: испытывает недомогание, усталость, стресс, боязнь, эмоционально неустойчив, импульсивен или рассеян, пьян, физически слаб, плохо видит или слышит;
  • не обеспечен: нет инструментов, материалов, средств защиты, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям условий, информации об опасностях для жизни и здоровья;
  • не хочет: недобросовестен, безответственен, недисциплинирован, пассивен, любит рисковать или мотивирован нарушать правила.

Чтобы добиться от работников безопасного поведения на производстве, исключите эти четыре фактора.

Каждая составляющая формулы безопасного поведения работников – отдельный бизнес-процесс в СУОТ. Первые три фактора зависят от работодателя: он отбирает персонал, обучает его, организует медосмотры и проводит оценку профрисков.

Но как вызвать у работника устойчивое желание работать безопасно?

Шаг 1. Покажите свою нацеленность на безопасность.

Руководство исправит поведение работников, если начнет с себя. Нередко глава компании формально поддерживает инициативы по развитию культуры безопасности, но при этом сам остается в стороне.

А когда речь заходит о затратах, проекты так и остаются проектами. Следите, чтобы все руководители от высшего до линейного уровня показывали другим пример для подражания. То, как поступают

руководители, с чем они мирятся и на чем настаивают, определяет норму поведения работников. Если начальник цеха не надевает каску в производственном помещении, то через некоторое время все работники цеха будут пренебрегать необходимыми средствами защиты.

Шаг 2. Оцените опасное поведение работников.

Чтобы изменить процесс, его сначала нужно оценить. Есть две методики: для реального поведения, которое можно наблюдать на территории предприятия, и для потенциального – его называют профилем безопасности.

Важно!

Руководство должно проявлять приверженность требованиям охраны труда

Поведенческие привычки в работоспособном возрасте уже сформированы. Изменить их или трудно, или невозможно. Но современная психология позволяет оценить персональный профиль по фактору отношения к безопасности и получить представление о сильных и слабых сторонах

На основании этих результатов строят индивидуальные обучающие программы, принимают кадровые решения и формируют бригады из наиболее подходящих друг другу сотрудников. Скорректировать профиль безопасности работника позволит высокий уровень культуры безопасности. Он складывается из приверженности менеджмента, коммуникаций, вовлеченности сотрудников, обучения или информирования, мотивации и самообучаемости.

Чем хуже ситуация с профилем безопасности сотрудников, тем выше должны быть требования к уровню культуры безопасности в организации.

Шаг 3. Развивайте культуру безопасности.

Для этого руководству нужно взять на себя определенные обязательства. Сравните время, деньги и человеческие ресурсы, которые выделяют на поддержку безопасности, с производственными и финансовыми показателями. Результат покажет уровень мотивации здоровья и безопасности в организации.

Эффективные менеджеры должны подавать пример работникам. Приверженность безопасности подтверждают реальными действиями.

Например, регулярными визитами руководителя в цех, остановкой производства для решения проблем. Если таких действий нет, работники будут убеждены, что работодатель ставит выше всего коммерческие интересы. Любые инициативы работодателя в таком случае работники будут воспринимать как циничные. Вопросы о здоровье и безопасности сделайте частью повседневных рабочих бесед. Руководство должно активно слушать и воспринимать всерьез, что говорят сотрудники.

Дайте работникам возможность участвовать в мероприятиях по безопасности, чтобы использовать знания, которыми они обладают.

Шаг 4. Работайте с персоналом.

Налаженные коммуникации между руководством и персоналом предприятия создают атмосферу доверия. Это важно для культуры безопасности. Ведь работник, который не доверяет руководителю, не станет информировать его о происшествиях и проблемах в безопасности.

Есть два вида коммуникации: односторонняя и двусторонняя. Используйте оба вида, чтобы сформировать безопасное поведение работников. Какие формы могут иметь коммуникации, смотрите на рисунке 2.

Существует пять видов информирования сотрудников об актуальных требованиях безопасности труда.

  • Вводный. Его обязаны проходить все нанимаемые на работу сотрудники, а также лица, командированные на работу на предприятие либо выполняющие подрядные (субподрядные) работы на подконтрольных предприятию территории и объектах. Он проводится в соответствии с программой, разработанной с учетом специфики предприятия на основе ЛНА, регулирующих сферу ОТ. Цель вводного обучения — сообщить новому сотруднику, какие требования безопасности необходимо соблюдать, находясь на территории организации-работодателя. Обычно инструктирует специалист по охране труда, а в случае его отсутствия в штате предприятия эта обязанность возлагается на одного из сотрудников либо закрепляется за руководителем.
  • Первичный. Следующий этап ознакомления нового сотрудника с требованиями ОТ, негативными производственными факторами, безопасными способами выполнения работы. Для каждой специальности/должности/вида работ разрабатывается отдельная программа. Этим занимается непосредственный руководитель под кураторством специалиста по ОТ. Сотрудников, работающих на одинаковом оборудовании или выполняющих одинаковые функции, можно инструктировать одновременно. От такого вида инструктажа освобождаются работники, чьи задачи не связаны с использованием, обслуживанием, ремонтом, тестированием, наладкой электрического и механического оборудования и инструментов, а также с хранением и манипуляциями с сырьем и готовыми материалами. Обычно в организации формируется и утверждается список должностей сотрудников, которые не обязаны проходить первичный инструктаж.
  • Повторный. Проводится раз в квартал или полугодие для того же персонала, который проходил первичный инструктаж. Используются те же программы и инструкции. Это делается, чтобы напомнить работнику правила и требования и закрепить полученные ранее знания. Чтобы не пропустить сроки проведения повторного обучения, лучше выпустить приказ, в котором установлены конкретные даты на весь следующий год.
  • Внеплановый. Его организуют, чтобы довести до сведения работников важные изменения, касающиеся выполнения их трудовых обязанностей. Например, если на предприятии возникла аварийная ситуация или произошел инцидент, способный повлиять на безопасность людей. Поводом для внепланового обучения может стать ввод в эксплуатацию нового оборудования, запуск производства после ремонта или простоя, изменения в законодательстве либо внутренних документах. Потребовать внепланово провести инструктаж могут надзорные органы. Определенных сроков и частоты проведения этого вида инструктажа не установлено, так же как и круга лиц, которым он необходим. Обучение проводится по готовым программам или инструкциям, разработанным специально для этой организации и утвержденным руководителем. При внесении изменений в ЛНА или законодательные акты используются тексты обновленных документов.
  • Целевой. У него тоже нет четкой периодичности и установленных сроков, проводится по мере необходимости. К примеру, если сотрудника временно или разово отправляют выполнять работы, не относящиеся к его должностным обязанностям, или устранять последствия катастроф, аварий и стихийных бедствий. Кроме того, целевой инструктаж проводят при организации на предприятии экскурсий и массовых мероприятий с участием посторонних. Программы и инструкции не имеют четко определенной структуры, положения формулируются на основе типа выполняемых работ или требований, перечисленных во внутренней документации по охране труда.

Вводный инструктаж выполняет специалист по ОТ или любой сотрудник, на которого работодатель возложил такую обязанность и отразил это в соответствующем приказе.

Проведение всех остальных инструктажей ложится на плечи непосредственного руководителя — начальника отдела, мастера участка, главного техника, прораба, старшего продавца и пр. Предварительно этот человек обязан отучиться в учебном центре по 40-часовой программе обучения по охране труда руководителей и специалистов организации.

Читайте также:  Военные пенсии в 2023 году - повышение и последние новости

Основной и главный критерий усвоения требований охраны труда у прошедших инструктаж — это успешная проверка их знаний требований охраны труда. Каждый инструктаж считается успешно завершенным, если работник доказал, что усвоил полученную информацию. Обычно для этого устраивают устную проверку. Только после нее работник может приступать к выполнению рабочих обязанностей.

Ответственность за нарушения требований охраны труда

  • Кому подчиняется служба охраны труда в организации?
  • Порядок расследования несчастных случаев на производстве
  • Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
  • Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
  • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
  • «Обязанности работника в области охраны труда» что это такое?
  • Обучение «Техносферная безопасность»
  • «Техносферная безопасность» что это за специальность
  • Центр охраны труда Белгородской области официальный сайт
  • Программы обучения по охране труда по профессиям
  • Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
  • Приказ 559н требования к квалификации
  • ЕТКС «Специалист по охране труда»
  • Постановление 1/29
  • ГОСТ 12 0 0 004-90 — имеет статус «недействительный»
  • Выбираем учебный центр по охране труда
  • БГТУ им Шухова дистанционное обучение
  • Дистанционное обучение по охране труда

Обеспечение основных прав сотрудников

Напрямую вытекают из предписанных трудовым законодательством обязательств работодателей. Работник, принимающий на себя функции по заключении договора о трудовых отношениях, может рассчитывать на обеспечение следующих прав.

  1. Заключаемый договор о трудоустройстве является обоюдным документом, поэтому сотрудник может, со своей стороны, инициировать его подписание, внесение модификаций и расторжение в рамках федерального законодательства.
  2. Посредством своих представителей персонал имеет право влиять на колдоговор: вести переговоры, заключать коллективные соглашения, контролировать выполнение положений договора.
  3. Заключенный договор о труде гарантирует непременное предоставление соответствующего трудоустройства.
  4. Пришедший на работу сотрудник может рассчитывать на оборудованное по принятым стандартам рабочее место, наличие необходимых для выполнения оговоренных в договоре функций материалов, инструментов, оборудования, документов и пр.
  5. Одна из основных целей трудовой занятости для работника – финансовое обеспечение – должна обеспечиваться регулярно и полностью (в зависимости от квалификации, сложности выполняемой работы, ее количества).
  6. Представитель персонала может беспрепятственно отдыхать в отведенное для этого время: в обеденный перерыв, оставляя работу с сокращенным рабочим днем, в выходные и праздники, в период ежегодного отпуска или других видов предоставляемого ему свободного времени.
  7. Сотрудник должен быть вовремя и полностью информирован обо всех необходимых ему вопросах, касающихся условий работы, ее организации, обеспечения безопасности, в том числе и законодательных изменениях.
  8. Если работа требует дополнительной подготовки или образования, оно должно быть предоставлено работодателем (в рамках, установленных ТК и другими нормами закона).
  9. Для обеспечения и защиты своих интересов сотрудник может становиться членом любых профессиональных объединений, союзов, организаций.
  10. Работник имеет право на участие в управлении организацией, ограниченное определенными формами, предусмотренными ТК и другими нормативными актами.
  11. Если возникает индивидуальный или групповой конфликт, связанный с трудовыми разногласиями, он должен быть разрешен установленными в ТК способами. Свои ущемленные интересы работнику разрешается защищать любыми дозволенными законом методами.
  12. Если работнику в процессе труда был причинен вред по вине работодателя, он вправе рассчитывать на возмещение ущерба и компенсацию.
  13. Всем сотрудникам должно быть обеспечено обязательное социальное страхование.

Кого и когда можно освободить от первичного и повторных инструктажей

Работников, которые не связаны с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, можно освободить от первичного инструктажа на рабочем месте (п. 2.1.4. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).

Чтобы освободить работников от прохождения первичного и повторного инструктажа, утвердите перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного и повторных инструктажей.

Освобождая таких сотрудников от первичного и повторного инструктажей, работодатель берет под личную ответственность их безопасность. Если с таким работником произойдет несчастный случай, к руководителю организации будут вопросы со стороны инспектора по труду.

Особенности и функции трудовой деятельности

Трудовая деятельность предусматривает некоторые особенности, в частности, касающиеся таких процессов, как продуктивный и репродуктивный. При этом первый вид процессов доминирует над вторым.

Суть репродуктивного процесса состоит в том, чтобы изменять один вид энергии в другой. При этом часть энергии расходуется на выполнение задачи. Таким образом, каждый человек старается как можно меньше расходовать свои силы и при этом получать удовлетворительный результат.

Продуктивный процесс кардинально отличается от репродуктивного. Благодаря этому процессу осуществляется превращение энергии из внешнего мира в результат творческой работы. При этом человек практически не расходует свою энергию, либо быстро восполняет ее.

Среди функций, которые выполняет трудовая деятельность, следует выделить следующие.

В основу поведения человека заложена мотивация. Она является системой факторов, которые отображают цель и потребность человека, его намерения, показывают его интересы и установленные ценности, его отношение к окружающим. Направленное и активное поведение человека определяет его мотивацию.

На конкретные поступки и действия человека влияет феномен, названный мотивом. Мотив определяет физическое и психическое состояние человека в момент его действий в опасных или стандартных ситуациях. Он является «детонатором» действий человека.

Формирование мотива может происходить по-разному. Он может возникнуть при неосознанном решении и вызвать импульсивное и необдуманное поведение. Мотив, сформированный при осознанном решении, позволяет взвесить и оценить ситуацию при правильном поведении человека. Представленная мозгом модель, определяющая цели, действия и способы выполнения, образно можно назвать мотивом. Мотивация не является постоянным качеством человека. Она подвержена постоянному обновлению и изменению на всем протяжении жизненного пути человека. От результатов полученного воспитания, образования, жизненного опыта человека, будут зависеть мотивы его поступков.

На формирование мотиваций оказывают влияние психологические установки и потребности человека. Состояние человека, определяющее его ощущения иметь что-либо или кого-либо, является потребностью.

Известный психолог А. Маслоу в своей концепции определил пять групп человеческих потребностей:

  1. физиологическую;
  2. безопасность;
  3. принадлежность (стремиться принадлежать определенной социальной группе)
  4. признание (достижение высот мастерства, высокого социального статуса, престиж и компетентность);
  5. самореализация (познавательность и эстетика).

Психологическая установка

Определение «психологическая установка» включает в себя понятие быть готовым, иметь предрасположенность к действиям. Работник, в процессе своей трудовой деятельности, делает акцент на одной для себя установке. Он может выбрать:

  • установку выгоды, которая имеет приоритеты только вознаграждения и заработной платы;
  • установку безопасности, которая является для работника главным фактором сохранения его здоровья и жизни. Правила выполнения требований безопасности выполнять надо неукоснительно, предельная бдительность, чтобы избежать опасных ситуаций.
  • установку экономить силы и необходимых для себя удобств. Выбор работником самого легкого способа по выполнению порученного ему задания. Он избегает выполнения тяжелой работы. Старается не напрягаться;
  • установку получать удовлетворение от выполненной работы, от самого процесса работы. Такие люди относятся к разряду «трудоголиков»;
  • установку своих действий, принятую коллективом или группой. Быть незаметным в общей массе;

Правила поведения пользователей на сайте

Безусловно, в первую очередь, потому что самой высокой ценностью человека является его жизнь и здоровье. Ни размер зарплаты, ни успешность фирмы, ни производимый продукт, не могут послужить основанием или оправданием для риска. Кроме того, в нашем случае идет речь также о ценности человека как сотрудника, со всеми его знаниями и умениями. Порой, это может быть куда ценнее.

Несомненно, правильно организованная работа по обеспечению безопасности труда повышает дисциплинированность всех работников фирмы, что, в свою очередь, ведет к повышению производительности. Несчастные случаи так же уменьшаются из-за повышения осведомленности работников. Звучит не убедительно? Но это так. Как правило, если работник опосается делать какую-либо работу, он будет выполнять ее куда медленнее.

Охрана труда — это не только безопасность работников. На самом деле, к ней можно отнести и профилактику профессиональных заболеваний, и организацию полноценного отдыха и питания работников. Так же, организация питания является неотъемлемой задачей для работников сферы охраны труда. Поэтому из-за налаженной работы охраны труда, снижается текучка кадров.

Читайте также:  Академический отпуск в университете

Последнее, но не менее важное, убытки вследствие порчи имущества. Соблюдая охрану труда и технику безопасности, вы сохраняете исправными инструменты, форму и прочие вещи компании, которые могли бы повредить. Безусловно, взымались бы средства за ремонт оборудования из вашего бюджета. Всего этого можно избежать просто следуя правилам и соблюдая технику безопасности!

ПДК вредного вещества в воздухе рабочей зоны, как гигиенический норматив, используется:

  • при проектировании производственных зданий, технологических процессов, оборудования, вентиляции;
  • для контроля за качеством производственной среды и профилактики неблагоприятного воздействия на здоровье работающих.

По степени воздействия на организм человека вредные вещества разделяют на четыре класса опасности (по ГОСТ 12.1.007-78*):

  • 1 – чрезвычайно опасные;
  • 2 – высокоопасные;
  • 3 – умеренно опасные;
  • 4 – малоопасные.

Класс опасности вредных веществ устанавливают в зависимости от норм и показателей, указанных в таблице.

Показатель

Нормы для класса опасности

Отнесение вредного вещества к классу опасности производят по показателю, значение которого соответствует наиболее высокому классу опасности.

Следствием действия вредных веществ на организм могут быть анатомические повреждения, постоянные или временные расстройства и комбинированные последствия. Многие сильнодействующие вредные вещества вызывают в организме расстройства нормальной физиологической деятельности без заметных анатомических повреждений, воздействий на работу нервной и сердечно-сосудистой систем, на общий обмен веществ и т.п. Вредные вещества попадают в организм через дыхательную систему, желудочно-кишечный тракт и кожный покров. Наиболее вероятно проникновение в организм веществ в виде газа, пара через органы дыхания (около 95 % всех отравлений). Пыль является наиболее распространенным неблагоприятным фактором производственной среды. Под влиянием пыли могут развиваться как специфические, так и неспецифические заболевания. Специфическая патология проявляется в виде пневмокониозов — фиброза легочной ткани. При силикозе тяжелые склеротические изменения наблюдаются в органах дыхания с одновременными нарушениями в нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, лимфатической системах. Склеротические изменения легочной ткани при силикозе приводят к развитию эмфиземы легких, легочной недостаточности, наблюдаются поражения бронхов, потеря их эластичности, бронхит. Изменяется секреторная функция желудочно-кишечного тракта с угнетением активности пищеварительных ферментов.

Случаи воздействия одного ксенобиотика на организм человека встречаются довольно редко. В реальных условиях современного производства организм человека, в основном, подвергается одновременному воздействию различных ксенобиотиков. Еще чаще на работника действует целый комплекс вредных производственных факторов. При этом изменяется и результат воздействия на организм человека.

Комплексным принято называть такое воздействие, когда ксенобиотики поступают в организм одновременно, но разными путями (через дыхательные пути с вдыхаемым воздухом, в желудок с пищей и водой, через кожные покровы).

Комбинированным принято называть такое воздействие ксенобиотиков, когда они одновременно или последовательно поступают в организм одним и тем же путем. Различают несколько видов комбинированного действия (воздействия):

  1. Независимое действие. Результирующий эффект не связан с комбинированным воздействием и не отличается от изолированного действия каждого компонента смеси, а потому обусловлен преобладанием действия наиболее токсичного компонента и равен ему.
  2. Аддитивное действие. Результирующий эффект смеси равен сумме эффектов каждого компонента комбинированного воздействия.
  3. Потенцированное действие (синергизм). Результирующий эффект смеси при комбинированном воздействии больше суммы эффектов раздельного действия всех компонентов смеси.
  4. Антагонистическое действие. Результирующий эффект смеси при комбинированном воздействии меньше суммы эффектов раздельного действия всех компонентов смеси.

Комбинации веществ с независимым действием встречаются достаточно часто, но, как и комбинации с антагонистическим действием, несущественны для практики, поскольку аддитивное и потенцированное действия более опасны.

Примером аддитивного действия является наркотическое действие смеси углеводородов. Потенцированное действие отмечено при совместном действии сернистого ангидрида и хлора, алкоголя и ряда производственных ядов.

Часто встречается воздействие ксенобиотиков в сочетании с другими неблагоприятными факторами, например такими, как высокая и низкая температура, повышенная, а иногда и пониженная влажность, вибрация и шум, различного рода излучения и др. При таком воздействии эффект может оказаться более значительным, чем при изолированном воздействии того или иного фактора.

Уровни допустимого воздействия на работающих вредных факторов производственной среды нормированы предельно-допустимыми уровнями (ПДУ), значения которых указаны в соответствующих стандартах системы стандартов безопасности труда и санитарно-гигиенических правилах.

Гигиенические нормативы обоснованы с учетом 8-часовой рабочей смены.

При большей длительности смены, но не более 40 ч в неделю в каждом конкретном случае возможность работы должна быть согласована с территориальными управлениями Роспотребнадзора с учетом показателей здоровья работников (по данным периодических медицинских осмотров и др.), наличия жалоб на условия труда и обязательного соблюдения требований гигиенических нормативов.

Введение ПДК, а затем и ПДУ (предельно допустимого уровня) позволяет на практике разграничить безопасные условия труда, где концентрации ниже ПДК (уровни ниже ПДУ), и значит, профессиональные заболевания практически невозможны, от неблагоприятных условий труда, где концентрации (уровни) выше ПДК (ПДУ), и возникновение профессиональных заболеваний гораздо более вероятно.

На этом принципе основано практически все гигиеническое нормирование вредных производственных факторов и условий труда.

Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) – условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности:

1 степень 3 класса (3.1) – условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья;

2 степень 3 класса (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

3 степень 3 класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии;

4 степень 3 класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т.ч. и тяжелых форм.

Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4-й класс) не допускается, за исключением ликвидации аварий и проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. При этом работа должна осуществляться в соответствующих средствах индивидуальной защиты и при строгом соблюдении временных режимов, регламентированных для таких работ.

Читайте также:  Порядок установления факта трудовых отношений

Когда сотрудник официально устраивается на работу, он должен заключить с работодателем трудовой договор. В рассматриваемом соглашении указываются не только основные стороны своего сотрудничества, но и прописываются дополнительные. Это важные нюансы, благодаря которым можно избежать большинства конфликтов. Главное, чтобы трудовой договор не содержал противоречий по отношению к текущему законодательству. Правда, больше внимания уделяется описанию именно существенных условий, поскольку без них документ не будет признан действительным.

Существенные права работника заключаются в следующем:

Основные права и обязанности работника состоят из двух частей, где обязанности – такая же важная доля, как охрана трудовых прав. Требования по охране труда предусматривают такие обязанности:

  • Работник должен качественно выполнять функции, что прописаны в заключенном с ним трудовом договоре.
  • Сотрудник обязуется придерживаться предписанного рабочего распорядка и не нарушать дисциплину.
  • Работник обязуется придерживаться установленных трудовых норм.
  • Сотрудник должен соблюдать закон о том, как происходит охрана трудовых прав.
  • Должна быть обеспечена защита имущества работодателя.
  • Работник должен незамедлительно сообщить руководству о ситуации, что угрожает жизни или здоровью.

Причем последний пункт из перечня, что представляют собой основные права и обязанности работника, касаются как угрозы самому человеку, так и если защита требуется третьим лицам.

Мотивация трудовой деятельности

Кроме основной мотивации в форме материального вознаграждения работник может иметь и другие мотивы, которые обусловлены определенными обстоятельствами и причинами. Например, одним из основных мотивов является потребность находиться в коллективе, а не вне его. Этот фактор влияет на другой мотив – стремление самоутвердиться, которое в большинстве случаев свойственно специалистам высокой квалификации, стремящихся получить руководящую должность.

Среди других не менее важных мотивов следует назвать стремление к приобретению чего-либо нового, к состязательности, к стабильности. Человек может иметь несколько мотивов, объединенных в одно мотивационное целое, которое определяет трудовая деятельность. Как правило, выделяют три вида ядра, которые характеризируются стремлением к:

  • обеспечению,
  • признанию,
  • престижу.

Первая группа связана с желанием получения стабильного благополучия, вторая заключается в попытках реализовать себя в качестве успешного сотрудника, суть третьей – показать свою значимость и продемонстрировать социальную руль, принимая активное участие в общественной деятельности.

Определившись с мотивами, работник может достичь определенных успехов, а также удовлетворить свои потребности путем выполнения поставленных руководством задач. Таким образом, рекомендуется тщательно изучить мотивацию работников, а на ее основе выработать систему стимулов, которая повысит работоспособность трудового коллектива.

Система стимулирования будет действовать эффективней, если работодатель применит комплексный подход в его разработке. Стимулирование должно опираться на традиции, установившиеся в компании, с учетом общего направления деятельности предприятия. При этом желательно, чтобы сотрудники предприятия также участвовали в разработке системы стимулирования.

Труд и трудовая деятельность

Труд — не единственный ресурс, необходимый, чтобы удовлетворять общественные потребности, а его количество и качество — не единственный фактор экономического роста. Производство невозможно без земли, точнее, веществ и сил, которые человек заимствует у природы, без «материального капитала», т. е. всего накопленного запаса вещественных средств, используемых для создания продуктов и услуг, наконец, без технологии. Увеличивается предложение всех этих ресурсов — большими становятся возможности экономического роста.

Понятие «труд»нельзя рассматривать упрощенно, поскольку оно включает не только экономический, но и физиологический, социальный и социологический компоненты.

С экономической точки зрения труд — это любая общественно полезная деятельность человека, с физиологической — это нервно-мышечный процесс за счет накопления в организме потенциальной энергии.

Это еще один важный вид активности человека. Тема по обществознанию, посвященная деятельности, тем и интересна, что рассматривает различные ее виды, позволяет рассмотреть все многообразие видов активности человека. Несмотря на то что процесс обучения человека берет свое начало еще в утробе матери, в определенный период времени этот тип деятельности становится целенаправленным.

Например, в 50-х годах прошлого столетия детей начинали учить в возрасте 7-8 лет, в 90-х в школах было введено массовое обучение с шестилетнего возраста. Однако даже до начала целенаправленного обучения ребенок впитывает огромное количество информации из окружающего мира. Великий русский писатель Л. Н. Толстой подчеркивал, что в возрасте до 5 лет маленький человек усваивает гораздо больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Конечно, с этим утверждением можно поспорить, однако изрядная доля истины в нем есть.

Почему труд оценивается по-разному

Оценка результатов труда выражается в разном денежном вознаграждении. Другими словами, люди разных профессий, занимающие определенные должности получают неодинаковую заработную плату. Некоторые считают, что чем больше они приложат усилий, тем больше будет вознаграждение за труд, но это не совсем так.

Например, грузчик выполняет тяжелую физическую работу, работает до 10 часов в сутки и получает заработную плату в 10 раз меньше бухгалтера. Последний выполняет свои обязанности, сидя в уютном кабинете, уходит домой ровно в 5 часов вечера. Грузчику может показаться, что это большая несправедливость, он не понимает, почему труд оценивается по-разному.

Такая разница в заработной плате связана с выгодой, доходом, полезностью выполняемой работы. Польза, приносимая грузчиком — выгрузка мебели, бухгалтером – расчет общих расходов и доходов, заработной платы для всего предприятия. Таким образом, часто физический труд менее оплачиваемый, чем умственный, несмотря на тяжелые условия и продолжительность рабочего дня.

Что создается в процессе трудовой деятельности

Благодаря труду в мире создается масса нужных и полезных вещей и происходит множество научных открытий. То, что создается силами и стараниями человека, называется продуктом. Продукты, производимые на продажу, именуются товарами или услугами. Да. Услуга — это тоже продукт.

За много лет люди научились не только создавать различные вещи, но и оказывать разнообразные услуги друг другу. В 21 веке перечень услуг, которые можно получить, значительно расширился. Если в 20 веке люди посещали парикмахерские, отдавали в химчистку одежду, ремонтировали технику, то современный человек вполне может обратиться в платные медицинские и образовательные центры, привести собаку на стрижку к грумеру, заказать доставку продуктов или еды, купить что-то в интернет-магазине онлайн.

Характеристики труда можно разделить на две большие группы:

  • количественные;
  • качественные.

Количественные — затраты, обусловленные численностью работников, рабочим временем, степенью прилагаемых усилий:

  • интенсивность труда — расход рабочей энергии на единицу времени;
  • производительность труда — общая результативность, определяемая количеством и качеством продукции, произведенной за единицу времени.

Качественные — уровень квалификации работников. По этому основанию труд делится на:

  • квалифицированный, то есть выполняемый работником со специальной подготовкой (образованием, опытом); квалифицированные работники владеют большим объемом информации, полученной за продолжительное время;
  • полуквалифицированный — труд, для подготовки к которому не потребовались значительные временные затраты; работники, легко овладев необходимыми знаниями, могут успешно выполнять трудовую функцию;
  • неквалифицированный — работа, не требующая специальной подготовки; все знания и навыки приобретаются работником в процессе работы.

Право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве

К основным принципам трудового права Трудовым Кодексом относится право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. В законодательстве имеется значительный массив правовых норм, призванных содействовать обеспечению трудовой занятости граждан. Право на защиту от безработицы реализуется в Законе о занятости и иных нормативных правовых актах.

Важнейшим направлением социальной политики государства являются мероприятия в области занятости. Для их реализации формируются специальные органы (Роструд, возглавляемый Минтрудом РФ), выделяются определенные финансовые ресурсы, предоставляются дополнительные гарантии по обеспечению занятости отдельным категориям граждан.

Пример 2

Таким образом, Законом о защите инвалидов устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работающих (однако не меньше 2% и не больше 4%).

Статьей 2 Трудового Кодекса впервые в кодификационной практике трудового законодательства вводится понятие справедливых условий труда, которое включает 3 составляющие:

  • безопасную трудовую деятельность;
  • отдых после труда в течение определенного временного периода;
  • зарплату, обеспечивающую достойное существование человека и его семьи.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *