Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Гражданин, желающий отказаться от права собственности на земельный участок должен предоставить заявление с обозначением своей воли в орган, регистрирующий права на недвижимость и фиксирующий сделки с таковым. Отделение должно быть расположено по месту нахождения интересующей территории. Подать заявку можно как лично, так и воспользовавшись услугами представителя, предварительно оформив на него нотариальную доверенность.

Комментарии к ст. 53 ЗК РФ

1. Каждое лицо, как физическое, так и юридическое, обладающее земельным участком на любом из предусмотренных законом прав, может от этого права отказаться. При этом те права на землю, которые возникают на основе договора — аренда, безвозмездное срочное пользование, — прекращаются по инициативе арендатора, пользователя до истечения установленного договором срока в случаях и на условиях, установленных законом для данного вида договоров (см. комментарий к ст. ст. 46, 47). Что же касается условий и порядка добровольного отказа от права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, то впервые в земельном законодательстве они были урегулированы комментируемой статьей ЗК РФ.

2. В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Для прекращения права собственности на земельный участок необходимо только осуществление государственной регистрации прекращения права собственности, никакого решения государственного органа для этого не требуется, и поэтому заявление об отказе от права собственности подается непосредственно в орган государственной регистрации. По смыслу п. 2 комментируемой статьи, орган государственной регистрации не может отказать собственнику земельного участка, желающему от него отказаться, в регистрации прекращения права собственности.

Гражданский кодекс устанавливает, что при отказе от собственности на имущество права и обязанности собственника в отношении соответствующего имущества не прекращаются до приобретения права собственности на него другим лицом. То есть собственник продолжает нести ответственность за состояние земельного участка, он может быть привлечен к административной ответственности, например, за неиспользование в течение установленного срока земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, или за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

Необходимо заметить, что до внесения Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ изменений в п. 2 комментируемой статьи земельный участок при отказе собственника от этого участка приобретал режим бесхозяйной вещи и, соответственно, право собственности на него прекращалось в установленном гражданским законодательством порядке. Процедуры, предусмотренные в отношении бесхозяйных недвижимых вещей, состоят в следующем. После отказа от них собственника вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки земельного участка как бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот участок, и соответственно, если суд примет такое решение, земельный участок переходит в муниципальную собственность. Если же суд требование отклонит, судьба земельного участка зависит от того, кто возьмет на себя владение и пользование земельным участком — это будет либо сам собственник участка, либо другое лицо. Если это другое лицо в течение последующих пятнадцати лет добросовестно, открыто и непрерывно будет осуществлять владение земельным участком как своим собственным, он может приобрести этот участок в собственность в силу приобретательской давности.

3 — 4. Земельные участки, используемые на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования, находятся в государственной или муниципальной собственности. Поэтому распоряжение ими осуществляют исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. При получении заявления от гражданина или юридического лица об отказе от права на земельный участок они должны принять соответствующее решение, которое послужит основанием для освобождения данного лица от прав и обязанностей по владению и пользованию участком и государственной регистрации этого факта. В дальнейшем земельный участок может быть предоставлен другим землевладельцам, землепользователям или перейти в установленном порядке в категорию земель запаса.

Перечисленные в п. 3 комментируемой статьи юридические лица кроме обязательных для всех лиц документов должны предоставить документ о согласии учредителя на отказ от земельного участка.

Согласно ст. 295 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, не вправе распоряжаться без согласия собственника принадлежащим им на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Нормы комментируемой статьи как раз представляют собой такой случай, поскольку устанавливают обязанность согласовать отказ от прав на недвижимое имущество, не находящееся в хозяйственном ведении предприятия.

Что же касается казенных предприятий и учреждений, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, то они согласно ст. 296 ГК РФ владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. При этом казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (ст. 297 ГК РФ).

Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества; остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (ст. 298 ГК РФ).

5 — 6. В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права (в частности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты) на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Принудительное изъятие у собственника его земельного участка

В соответствии с Конституцией РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Читайте также:  Запись об увольнении в трудовой книжке

Гражданское законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка:

    1. обращение взыскания на земельный участок по обязательствам (например, в порядке обращения взыскания на заложенный земельный участок);

    2. отчуждение земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу (в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», если земельный участок был унаследован иностранным гражданином, то он должен быть отчужден. В противном случае уполномоченный орган власти вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении иностранного гражданина к отчуждению земельного участка на торгах);

    3. реквизиция, конфискация или национализация земельного участка;

    4. отчуждение доли в праве общей долевой собственности на земельный участок в случае невозможности выдела доли в натуре при условии выплаты соответствующей денежной компенсации;

    5. изъятие (выкуп) земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

    6. изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.

Земельный кодекс РФ содержит специальные правила в отношении двух оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка: реквизиции и изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Прекращение прав на землю путем изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится в исключительных случаях, связанных (ст. 49 ЗК РФ):

    • с выполнением международных обязательств Российской Федерации;

    • с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень таких объектов);

    • в иных случаях, установленных федеральными законами, а применительно к изъятию (выкупу) из земель, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, — в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (ст. 55 ЗК РФ).

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Земельный кодекс устанавливает три основания принудительного изъятия земельных участков:

    1. изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 49, 55);

    2. конфискация земельного участка (ст. 50);

    3. реквизиция земельного участка (ст. 51).

Земельным кодексом РФ предусматривается возможность реквизиции земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер (ст. 51 ЗК РФ). Земельный участок в этом случае может быть временно изъят у собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земли причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции.

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка собственнику возмещается его рыночная стоимость или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Конфискацию как меру уголовного наказания по решению суда следует отличать от реквизиции как временной меры общего характера в случаях стихийных бедствий или возникновении иных обстоятельств чрезвычайного характера.

Отказаться от земельного участка в пользу государства

Это могут быть натуральные описания межи и прочие готовые на тот момент бумаги. Разброс нормативов по расчету кадастровой оценки квадратного метра земли в России варьируется от 20 до 600 рублей за метр квадратный.

По ст. 394 НК РФ, налоговые ставки земельного налога устанавливаются нормативными документами муниципальных образований или законами городов федерального значения. Предельно допустимая ставка составляет 0,3% от кадастровой оценки участка в год.

Если, например, рассматривать Ленинградскую область, то ставка по основной разновидности (ЛПХ, садоводство, огородничество и т.д.) земель составляет указанное максимальное значение. Владельцы земельных участков всерьез стали задумываться об отказе от права собственности на землю в пользу государства. Это связано с переходом Орловской области к исчислению налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

Подробная процедура отказа от права собственности на земельный участок

Возможность отказаться от имущества в целом содержится и в ГК РФ, статье 236. Но в ней не конкретизированы действия, которые будут считаться таким отказом.

Говорится только о том, что это должно быть изъявление желания, оформленное в официальном порядке. Отказ от права собственности – это, можно сказать, крайняя мера отчуждения земли. Если собственнику не удалось найти правопреемника через или и другие виды по отчуждению, закон предоставляет ему право просто отказаться от надела в пользу государства, в лице определенного органа.

Прекратить свое право собственности на земельный надел через официальный отказ гражданин или организация могут тогда, когда нет никаких явных препятствий, не позволяющих им это сделать. То есть гражданину можно свободно отказываться от своего права, если имеется участок, на котором: Отсутствуют какие-либо здания, строения и сооружения, принадлежащие этому же гражданину.

Есть незначительные обременения.

Отказ от права собственности на земельный участок

В ГК РФ содержится общая норма об отказе лица от права собственности в отношении любого имущества.

Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Если ГК РФ содержит общее правило о том, что отказ от права собственности на имущество может быть выражен в любой, в том числе и в устной форме, то ЗК РФ устанавливает, что отказ от права собственности на такой вид имущества, как земельный участок, должен быть совершен исключительно в письменной форме и подлежит государственной регистрации.

Отказ от права собственности на садовый и дачный земельный надел осуществляется в пределах установленных правил.

В 2020 году механизм заключается в следующем:

  1. Сбор необходимой документации, составление соответствующего заявления и обращение в уполномоченный орган.
  2. Передача документации на рассмотрение.
  3. Уполномоченные лица Росреестра производят рассмотрение запроса и в случае отсутствия правонарушений должны зарегистрировать отказ от права собственности на надел. Период рассмотрения составляет 30 календарных дней.
  4. Далее земельному участку присваивается статус бесхозного и в течении следующего года остается таковым.
  5. Спустя 12 месяцев, уполномоченный лица муниципалитета имеют полное право обратиться в судебный орган с исковым заявлением о признании участка муниципальной собственностью.

По завершению регистрации заявления, право собственности у заявителя аннулируется.

В каких случаях допускается добровольное аннулирование прав собственника на землю


Чтобы отказаться от законных правомочий на участок земли, необходимо убедиться в отсутствии ощутимых препятствий для реализации правообладателем этой меры. Условия отказа предусматривают следующее:

  • на территории этого участка не должно быть строений (построек), пребывающих в собственности лица-отказника;
  • допускается наличие незначительных ограничений (обременений), действующих для этого надела. Например, разрешается сервитут, предусматривающий проход или проезд иных субъектов через данную территорию.

Зачастую собственник отказывается от надела, пребывающего в неиспользуемом, запущенном состоянии на протяжении длительного времени. Такая ситуация обычно возникает, если участок характеризуется недостаточной площадью, непродуктивностью почвы, неудобным географическим расположением. Чтобы не платить земельный налог, хозяин соответствующего надела инициирует отмену своего права собственности.

Читайте также:  Государственная помощь молодым семьям: какие программы существуют?

Отказ собственника от законных правомочий на конкретный надел земли не представляется возможным при следующих обстоятельствах:

  • расположение на территории соответствующего участка строений (построек), законно принадлежащих лицу-отказнику;
  • земельный надел, от которого субъект желает отказаться, входит в наследство, подлежащее принятию. В этом случае правопреемник наследодателя не может отказаться от участка, приняв остальное причитающееся имущество. Он вправе либо принять наследуемые активы в полном объеме, либо отказаться от всего полагающегося ему наследства (без исключений). Это предусмотрено пунктом 1 статьи 1110 ГК, пунктом 2 статьи 1152 ГК, а также пунктом 3 статьи 1158 ГК.

Статья 46 ЗК РФ. Основания прекращения аренды земельного участка

  1. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
  2. Наряду с указанными в пункте 1 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса.
  3. Прекращение аренды земельного участка по основаниям, указанным в абзаце втором подпункта 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, не допускается:
    1) в период полевых сельскохозяйственных работ;
    2) в иных установленных федеральными законами случаях.

Статья 53 ЗК РФ. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

  1. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.
  2. Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
  3. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
    3.1. Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:
    копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);
    кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);
    документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия — копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.
    Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.
    Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
  4. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
    Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
  5. Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.
    В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
  6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи.

Что же такое реквизиция

Реквизиция является процедурой временного изъятия у собственника его земельного участка. Процедура предусмотрена законодательством РФ.

По сути, реквизиция – это прекращение права собственности человека на земельный участок на неопределенный срок, например, в связи с наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств. Список ЧС, при которых у владельцев могут изыматься земельные участки, устанавливается статьей 242 ГК РФ и статьей 51 ЗК РФ. К таким ЧС относятся аварии, различные стихийные бедствия, эпизоотии – эпидемии заболеваний среди животных, а также эпидемии и пандемии.

Определенной конкретизации обстоятельств нет, поэтому под указанный перечень подходят практически любые серьезные происшествия, создающие опасность для жизни и здоровья собственника земельного участка и его семьи. Предположительный характер подобные случаи носить не должны, то есть для проведения реквизиции должен быть официально объявлен режим чрезвычайной ситуации.

Не следует воспринимать реквизицию земельного участка в качестве меры карательного воздействия. Она ею не является. Цель такой процедуры заключается в спасении людей от опасности, а также защите интересов государства при возникновении угрозы или появлении реальной опасности.

Отнять земельный участок в рамках реквизиции государство может только временно, однако никакого точного срока этого «временного действия» нет. Процедура в обязательном порядке сразу же регистрируется в Росреестре, чтобы собственник не смог совершить никакие сделки с этим земельным участком, так как с момента реквизиции собственник больше не может как-либо распоряжаться своим имуществом, не может сдать участок в аренду, подарить его или продать.

Особенности оформления заявления об отказе от права пользования и владения земельным наделом

Для осуществления отказа от имеющегося у него права на пожизненное пользование участком земли, текущий землепользователь должен обратиться в управление Росимущества, в Правительство РФ или в местный орган власти и предоставить соответствующее заявление, содержащее его отказ от права на пользование подобным объектом недвижимости.

Получив подобное заявление, уполномоченный орган государственной власти выносит решение, которое выступает в качестве основания для прекращения права на пожизненное и наследуемое владение недвижимостью.

Если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не содержалось никаких сведений о праве пользования данным земельным участком, датой окончания землевладения будет считаться дата вынесения государственным или муниципальным органом соответствующего решения.

Читайте также:  Смета при упрощенной системе налогообложения (УСН) обновлено на 2021 г.

Если же в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество содержались подобные сведения, землевладелец не должен принимать никаких действий после подачи заявления. Согласно земельному законодательству обязанность по внесению изменений и оформлению всех документов ложится на нового собственника данной недвижимости.

Чтобы подать заявление о прекращении своих прав на недвижимое имущество, временный землевладелец должен предоставить следующий пакет документов:

  • Копию документов, подтверждающих прохождение обязательной государственной процедуры по регистрации юридического лица. Соответственно, данные документы требуются только если в качестве собственника выступает организация или любое другое юридическое образование.
  • Кадастровый паспорт на отчуждаемый объект недвижимости.
  • Документы, являющиеся удостоверением существующего права на землю. Если данные документы отсутствуют, вместо них можно предоставить копию решения государственного или муниципального органа власти о передачи земельного участка в собственность физического или юридического лица.

Когда нельзя отказаться

Напротив, отказ от права собственности на земельный участок не допустим в следующих случаях.

На нем расположены здания, строения и сооружения, которые также относятся к собственности гражданина или юрлица, желающего отказаться от участка.

Если гражданин хочет отказаться от земельного участка как части наследства. То есть если земельный надел, наряду с другим имуществом, достался ему по наследству, он не может отказаться только от него. Он может либо отказаться от всего завещанного, либо принять всю наследственную массу, которая ему причитается.

Предлагаем ознакомиться: Воспрепятствование исполнению решения суда должником

Отказ от права собственности на земельный участок не будет возможен в следующих случаях:

  1. Если на территории данного участка находится недвижимость, что пребывает в праве собственности гражданином Российской Федерации;
  2. Если гражданин хочет отказаться от части наследственной массы. В данном случае, гражданин может отказаться только если весь земельный надел перешёл ему по наследству, а не его отдельная часть.

Какие проблемы могут возникнуть

Чаще оформление отказа осуществляется в стандартные сроки, без особенных проблем. Но иногда все же препятствия возникают, в таких случаях особенно ценной будет помощь хорошего юриста. Что может затянуть рассмотрение вопроса?

  • При неправильно заполненном бланке заявления. Если есть неуверенность, лучше посоветоваться со специалистом по поводу данного заявления.
  • Также вызывает проблемы отказ от земли, полученной в наследство. В муниципальную власть земля может быть передана только при определенных условиях. Если один из наследников отказывается от участка земли, право на него получают другие наследники, из следующей очереди.
  • Чтобы такой участок стал собственностью государства или муниципалитета, нужно всем наследникам написать заявление на отказ.

Общая характеристика оснований прекращения прав на земельные участки

Прекращение прав на земельные участки представляет собой утрату правообладателем земельного участка всех принадлежащих ему правомочий по владению, пользованию и распоряжению данным земельным участком вследствие наступления событий или совершения действий, предусмотренных законодательством. Прекращение права собственности на земельный участок включает в себя передачу земельного участка и переход соответствующих правомочий другому лицу. Прекращение иных прав на земельные участки влечет возврат земельного участка собственнику и утрату правомочий по владению и пользованию данным земельным участком.

Общие основания прекращения права собственности на имущество установлены в ст. 235 ГК РФ, а в отношении земельных участков конкретизированы ЗК РФ в ст. 44.

В соответствии со ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, а также в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством [1] .

Таким образом, право собственности на земельный участок может прекращаться либо на основании добровольного волеизъявления собственника, либо в силу принудительного изъятия земельного участка по основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

Необходимо при этом отметить, что Конституция РФ закрепляет принцип неприкосновенности собственности. Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Пункт 2 ст. 235 ГК РФ также устанавливает, что принудительное изъятие у собственника имущества возможно только по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.

Основания прекращения права собственности на землю

Регулирование прекращения права собственности на земельный участок занимает особое место в земельном праве. Нормы о прекращении Права собственности на землю основаны на общих положениях о владении, пользовании, распоряжении, гарантиях и защите права собственности. Правовые отношения в данном случае опираются на общие нормы конституционного и гражданского законодательства. Так, ст. 35 Конституции РФ установила, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Статьей же 209 ГК РФ определено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом Интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Крутников А.С. Прекращение права собственности // Вестник ВАС РФ № 9, 1993, С. 107.

Это важно знать: Положение о структурном подразделении детского сада

Земельным кодексом РФ определена правовая специфика прекращения права собственностиЗемельный кодекс рф. Глава 7. Прежде всего она связана с изъятием (выкупом) земельного участка для государственных и общественных нужд.

Право собственности на земельный участок прекращается на следующих основанияхземельный кодекс рф. Ст. 44 :

  • — при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам;
  • — при отказе собственника от права собственности на земельный участок;
  • — в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Процедура отказа от земельных владений в целом достаточно проста, но и здесь имеются некоторые нюансы. В частности, спорным моментом является факт наличия на участке строений любого целевого назначения. В подобной ситуации, во избежание разногласий с уполномоченными органами, лучше всего обратиться за советом к специалисту, компетентному в данном вопросе.

Согласно ст. 35 Земельного Кодекса, отчуждение земли недопустимо без расположенных на ее территории построек, в случае если таковые принадлежат одному и тому же собственнику и в целом имеют место быть. Иными словами, если на участке имеются строения различного назначения, отказ распространяется также и на них. Избавиться от земли, сохранив при этом право собственности на дом, не получится.

Кроме того, отказ от владений не предполагает снятия обязательств относительно уплаты налога за строение, возведенное на территории. Гражданину следует вносить установленную сумму до того момента, пока сооружение не перейдет в собственность иного лица.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *