можно ли госслужащим заниматься преподавательской деятельностью

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «можно ли госслужащим заниматься преподавательской деятельностью». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Согласно законодательству, запрета на работу сотруднику государственной службы в другом органе власти нет. То есть, теоретически, такой расклад вполне может существовать. Однако, на практике, такое практические не встречается, так как комиссия обычно отклоняет такие запросы, считая, что это повлечет за собой множество конфликтов. Гражданская служба не может быть исполнена в должном качестве, если она будет исполняться по совместительству. Поэтому рассчитывать на дополнительную работу такого рода лучше вообще не стоит.
Муниципальный служащий работать по совместительству в органах управления не может, и это четко указано в российском законодательстве. Также имеется запрет на дополнительную работу в зарубежных некоммерческих организациях.

Можно ли поступить на муниципальную службу на условиях совместительства?

Можно ли поступить на муниципальную службу на условиях совместительства или можно уволиться с работы, поступить на муниципальную службу по основному месту работы, а затем снова поступить на прежнюю работу уже на условиях совместительства?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Возможны оба варианта действий с предварительным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) муниципального служащего, а также если это не повлечет за собой конфликт интересов.

1. Прежде всего отметим, что на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о муниципальной службе (часть седьмая ст. 11 ТК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», далее — Закон N 25-ФЗ).

Никаких особенностей по вопросу оформления замещения должности муниципальной службы в порядке совместительства Закон N 25-ФЗ не устанавливает. Следовательно, к таким отношениям должны применяться нормы Трудового кодекса РФ.

Для некоторых категорий работников установлены ограничения на работу по внешнему совместительству, например, по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ), муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Законом N 25-ФЗ. Кроме того, ст. 14 Закона N 25-ФЗ установлен перечень запретов, связанных с муниципальной службой. В частности, в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность (пп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона N 25-ФЗ).

За что госслужащий может получать деньги дополнительно и официально

То, что госслужащий может получать дополнительные деньги, прямо предусмотрено законом и закреплено в правах госслужащего. Но нужно выполнить такие условия.

Предварительно уведомить руководство, а если предстоит сотрудничество с иностранными лицами, то получить письменное разрешение.

Уведомление может быть и устным, и письменным. Но чтобы избежать спорных ситуаций, лучше заранее направить письменное уведомление и убедиться, что руководство его получило.

Точно так же и с письменным разрешением: сначала нужно направить письменное уведомление с просьбой завизировать согласие или прислать в ответ письменное разрешение и только потом приступать к работе.

В ведомствах федерального уровня действуют специальные правила подачи уведомлений, их обработки и принятия решений. Вот где они закреплены:

Исключить конфликт интересов — ситуацию, когда личные интересы госслужащего противоречат его интересам как представителя государства и влияют на его объективность и беспристрастность.

Как правило, конфликта интересов не избежать, если основная и дополнительная деятельность госслужащего пересекаются. Например, человек работает в Рособрнадзоре и решил по совместительству преподавать в местном вузе. Может случиться так, что ему придется проверять деятельность этого вуза и принимать решения. Объективность и беспристрастность будут под сомнением.

Читайте также:  Опекунство над недееспособным человеком

Соблюдать запреты, ограничения и условия служебного контракта. Каждый госслужащий подписывает служебный контракт, в котором может быть указано, какая деятельность подпадает под запрет.

Госслужащий, несмотря на подработку, должен добросовестно исполнять служебные обязанности. Кроме того, подработка не может приносить систематическую прибыль.

Если все условия госслужащий учел, то он вправе работать в другой организации. Можно это делать по совместительству, на основании трудового договора. Например, устроиться преподавателем и в свободное от основной работы время читать лекции.

А еще можно выполнять работы или оказывать услуги по гражданско-правовым договорам. Этот вариант больше подходит для работы на фрилансе: можно сотрудничать с разными заказчиками и выполнять разные работы и услуги. Так, можно монетизировать свое хобби, например создавать на заказ и продавать хендмейд. Многие подрабатывают в интернете: пишут на заказ статьи, создают сайты, занимаются программированием, дизайном и т. д.

Как проверить, можно ли совмещать подработку с государственной службой

Даже общие рекомендации сложно применять на практике. Каждую конкретную ситуацию всегда нужно анализировать индивидуально. Вот три главных совета, совместимы ли подработка и госслужба.

Основная работа должна быть в приоритете. Подработкой можно заниматься во внерабочее время, например вечерами или по выходным.

Не должно быть конфликта интересов. Сравните ваши должностные полномочия с той деятельностью, которой вы хотели бы заниматься дополнительно. Они не должны соприкасаться или пересекаться. Также нельзя подрабатывать в организациях, подконтрольных той, где вы работаете.

Без намеков на предпринимательство. Убедитесь, что у вас будет наниматель, работодатель или заказчик. Именно поэтому не получится законно работать без трудового или гражданско-правового договора.

Например, вы решили создавать и продавать свои вышивки. Если будете работать сами по себе, это предпринимательская деятельность. Но если заключите договор с какой-нибудь мастерской, которая будет заказывать у вас вышивки, принимать их и оплачивать работу, то это законно.

Другой пример — работать мастером маникюра в свободное время. Если будете сами искать и принимать клиентов, а также получать от них деньги, это предпринимательство. Но вы можете работать по совместительству в салоне или обслуживать часть клиентов этого салона у себя на дому. Деньги вы будете получать не от клиентов, а по договору с салоном. В таком случае это уже не предпринимательство.

Как совмещать самозанятость и работу госслужащего

Как же госслужащему получать доход от самозанятости и при этом не нарушить закон? Ответ прост: сдавать жилье внаем. Всякая иная деятельность в качестве самозанятого, кроме сдачи недвижимости в аренду, влечет за собой наложение штрафов и появление прочих неприятностей для государственных служащих.

На это указывает и федеральный закон о самозанятых, предполагающий базой налогообложения для госслужащих только доход от жилья внаем.

Никакой иной доход, даже если он имеется, не может быть задекларирован как доход от деятельности госслужащего в качестве самозанятого лица. И, следовательно, если получение такого дохода является приоритетным, то стоит либо подавать на него декларацию в налоговую с уплатой стандартного налога в 13% (НДФЛ), либо уходить с госслужбы и полностью становиться самозанятым.

Можно ли работать по совместительству

В соответствии со ст. 14 Закона о госслужбе государственный гражданский служащий имеет право работать по совместительству (т.е. выполнять иную оплачиваемую работу) при соблюдении двух условий:

  • такая работа по совместительству не повлечёт за собой конфликт интересов;
  • представитель нанимателя (т.е. государственного органа или учреждения) был заранее уведомлен о совместительстве госслужащего.

Мнение эксперта
Юрист по трудовому праву Ольга Смирнова

Уведомление делается для того, чтобы исключить конфликт интересов. Кроме того, на работу по совместительству госслужащих распространяются запреты на определенные виды деятельности, установленные ст. 17 Закона о госслужбе.

В соответствии с законом нельзя совмещать госслужбу со следующими видами деятельности:

  • предпринимательской деятельностью;
  • управлением коммерческими и иными организациями;
  • оплачиваемыми должностями в органах управления профсоюзов;
  • выборными должностями в органах местного самоуправления;
  • участием госслужащего в органах управления иностранных некоммерческих организаций и т.п.

В частности, госслужащий не может быть по совместительству генеральным директором или занимать иную должность в органах управления коммерческой организации. Исключением являются случаи, когда такая деятельность осуществляется в рамках основной работы госслужащего (т.е. он представляет интересы государства — собственника соответствующей организации).

В соответствии с положениями закона №79-Ф3 «О Государственной гражданской службе РФ» от 2004 года, человек, занятый на государственной службе, имеет право работать по совместительству.

Это же касается и муниципальных служащих, деятельность которых регламентируется Законом о муниципальной службе.

Совместительство допустимо в том случае, если это никак не скажется на качестве основной работы сотрудника. При этом дополнительная работа не занимает более 4 часов в сутки. То есть, здесь работают точно такие же правила, как и для всех остальных работников.

Вопросом о разрешении совместительства будет заниматься специальная антикоррупционная комиссия. В нее направляется запрос, и в течение трех дней данный вопрос решается. Комиссия дает свое согласие на дополнительную работу служащему или отклоняет заявку, если решит, что, возможно, такая деятельность повлечет за собой различного рода конфликты. Это же правило касается людей, которые работают в муниципальных учреждениях.

Читайте также:  Выплаты матерям-одиночкам в Москве в 2023 году

Предлагаем ознакомиться: Увольнение по инициативе работодателя работника

Ответственность за невыполнение обязанности уведомлять бывшего нанимателя

Статья 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом № 273-ФЗ.

Под нарушением требований здесь понимается именно отсутствие уведомления бывшего нанимателя.

Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы

К административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.

Сколько получает помощник депутата Госдумы: особенности профессии

Так как помощнику депутата, будет намного проще ориентироваться в подобной структуре;

  • Помощник депутата имеет право воспользоваться услугами общественного транспорта бесплатно;
  • Право попадания на прием к руководителям органов муниципального и государственного управления, без предварительной записи, по поручения депутата.
  • К минусам этой работы можно отнести:

    • Существует риск не сработаться с работодателем.
    • Большое количество различных обязанностей и функций;
    • Повышенное внимание и ответственность у данной службы. Так как подобные поступки, оплошности характеризуют не только помощника, но депутата взявшего сотрудника на работу;

    В отличие от народных избранников, зарплата их сотрудников, как правило, разглашению не подлежит.

    Совместительство для государственных служащих: допустимо или нет?

    К ним относятся:

    1. Должности в профсоюзной организации, предполагающие получение оплаты труда на данном месте.
    2. Руководители учреждений;
    3. Выборные должности в органах местного самоуправления;

    Предлагаем ознакомиться: Договор аренды подлежит государственной регистрации в случае

    Данным категориям госслужащих не запрещено осуществление научной, творческой и преподавательской деятельности. Совместительство, согласно ст.60.1 ТК РФ может быть двух видов:

    • Внешнее – предполагает заключение трудового соглашения с иным нанимателем, за пределами основного места работы.
    • Внутреннее – предполагает трудоустройство на иную должность в рамках одного предприятия.

    Внутреннее и внешнее совместительство также имеет ряд отличительных особенностей.

    Как при увольнении доказать, что работа выполнялась, если работник и работодатель не заключили письменное соглашение о дистанционной работе?

    В деле, рассмотренном Первым кассационным судом общей юрисдикции 6 , работодатель зафиксировал факт отсутствия работника на рабочем месте и уволил его по ст. 81 ТК РФ (грубое нарушение работником трудовых обязанностей – прогул). Суд установил, что по устной договоренности с работодателем сотрудник работал дистанционно, так как в офисе ему не предоставили рабочее место с необходимым оборудованием и программными средствами. Работник добросовестно исполнял свои обязанности, что подтверждается его активным общением с работодателем: он вел переписку в скайпе, в том числе в те дни, которые указаны как дни прогула. Явиться в офис его не просили, отчеты о работе не запрашивали.

    Суды первой и апелляционной инстанций не учли эти обстоятельства и отказали работнику в удовлетворении исковых требований, так как по документам его рабочее место находилось по адресу организации-работодателя. Подтвердить, что место работы было определено за пределами офиса, работнику не удалось.

    Однако кассационный суд принял во внимание доводы работника и указал, что для оценки правомерности увольнения нижестоящие суды должны были выяснить:

    • определил ли работодатель рабочее место на территории офиса;
    • предоставил ли он работнику оборудование и программное обеспечение;
    • где находилось фактическое место исполнения должностных обязанностей;
    • как осуществлялось информационное взаимодействие с работодателем, как работник получал задания и передавал результаты выполненной работы.

    Если работнику удастся подтвердить, что работал он дистанционно, то увольнение необходимо признать незаконным. В данном случае суды первой и апелляционной инстанций не учли обстоятельства, имевшие значение для дела, а потому оно было возвращено на новое рассмотрение. Такой подход продиктован позицией Верховного Суда РФ 7 , который указал, что ненадлежащее оформление соглашения об изменении условий трудового договора может свидетельствовать о допущенных работодателем нарушениях порядка оформления изменений условий труда.

    Читайте также:  Как погасить ипотеку материнским капиталом?

    Нужно ли сообщать работодателю о трудоустройстве в другую организацию?

    автор ответа,

    Вопрос

    Должен ли сотрудник сообщить по основному месту работы информацию о том, что он устраивается в другую организацию по совместительству?

    Ответ

    Законодательством РФ не предусмотрена обязанность работника представлять какие-либо документы (информацию) основному работодателю при приеме на работу по совместительству к другому работодателю.

    Обоснование

    В соответствии со ст. 60.1 Трудового кодекса РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у другого работодателя. Выполнение такой работы является внешним совместительством. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, определяются гл. 44 ТК РФ.

    Законодательством Российской Федерации определены категории работников, для которых установлены запрет или ограничения на работу по совместительству. Например, не допускается работа по совместительству для лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если работа по совместительству связана с такими же условиями (ст. 282 ТК РФ).

    Если работник организации по основному месту работы не имеет ограничений, установленных законодательством и препятствующих выполнению им работы по совместительству, то он может трудиться по совместительству в свободное от основной работы время.

    Законодательством РФ не предусмотрена обязанность работника представлять какие-либо документы основному работодателю при приеме на работу по совместительству к другому работодателю. Однако такому работнику следует помнить о том, что по смыслу ст. ст. 60.1 и ст. 284 ТК РФ режим работы по основному месту работы не должен совпадать или пересекаться с режимом работы по совместительству, и что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день.

    В соответствии со ст. 284 ТК РФ в те дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день.

    Необходимость согласовывать свой режим работы по совместительству с основным работодателем законодательством не предусмотрена. При этом при трудоустройстве на работу по совместительству нужно самостоятельно определить с работодателем время начала и окончания работы по совместительству, чтобы это не привело к несоблюдению или нарушению правил внутреннего трудового распорядка как по основному месту работы, так и по месту работы по совместительству.

    На вопрос отвечала: Ольга Яковлевна Решетова, консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»

    Работа в другом органе власти

    » испытываю материальные трудности, поскольку ращу ребёнка одна, выйти из отпуска представляется возможным лишь с сентября 2009 года (когда ребёнок пойдёт в сад). В связи с этим, а также в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004г.

    Предлагаем ознакомиться Участки на Луне — всего 500 рублей

    , частей 1 и 3 статьи 282 «Трудового кодекса Российской Федерации» № 197-ФЗ от 30. Многие организации используют совместителей как способ экономии средств.

    Но редкие из них правильно оформляют трудоустройство таких сотрудников. Что говорит ТК РФ об оформлении работы по совместительству? При работе на условиях совместительства на работника распространяются все положенные основным сотрудника льготы и гарантии.

    Это касается также компенсационных выплат и предоставления разных видов отпуска .

    Принимая во внимание высокую социальную защищенность людей, работающих в органах власти и относящихся к категории госслужащих или муниципальных служащих, многие наши соотечественники стремятся попасть именно на такую работу.

    В соответствии с положениями закона №79-Ф3 «О Государственной гражданской службе РФ» от 2004 года, человек, занятый на государственной службе, имеет право работать по совместительству.

    Это же касается и муниципальных служащих, деятельность которых регламентируется Законом о муниципальной службе.

    Ознакомиться с текстом указанных документов можно тут: Согласно ст.

    » Соответственно трудовому законодательству гражданин имеет право трудиться по совместительству у неограниченного количества работодателей, в том числе занимать несколько вакансий у одного и того же работодателя.

    Разрешено ли государственным служащим работать по совместительству?

    Здесь сотрудник также имеет право на отдых, оплачиваемый отпуск.

    Перейти Что может проверить Роспотребнадзор к чему предпринимателю нужно быть готовым

    Принимая во внимание высокую социальную защищенность людей, работающих в органах власти и относящихся к категории госслужащих или муниципальных служащих, многие наши соотечественники стремятся попасть именно на такую работу.

    Согласно ст. 14 закона №79-Ф3 «О Государственной гражданской службе РФ», гражданский служащий может выполнять иную работу, не связанную с его основной деятельностью, только в том случае, если это не повлечет за собой конфликт интересов.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *