Об ответственности за разглашение государственной тайны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Об ответственности за разглашение государственной тайны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Понятно, что приведенный выше пример призван показать, что даже ликвидируемым и банкротящимся компаниям не стоит брать и просто уничтожать архивные документы. Но даже для компаний, которые продолжают деятельность, и не собираются вступать в такой конфликтный процесс, как банкротство, могут быть проблемы из-за преждевременного уничтожения документов.

Комментарий к Ст. 284 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются: а) документы, содержащие государственную тайну (официальные документы, содержащие необходимые реквизиты, в том числе гриф секретности); б) предметы, сведения о которых составляют государственную тайну (образцы технических устройств, оружия, ракетного топлива и т.д.).

2. Объективная сторона выражается в форме действия или бездействия: нарушении правил обращения с указанными документами и предметами (например, вынос указанных документов или предметов, их оставление в незакрытом сейфе). Правила обращения с такого рода документами и предметами обычно устанавливаются ведомственными правовыми актами.

3. Преступление признается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий в виде утраты соответствующих документов или предметов и, как следствие, наступления тяжких последствий. При этом необходимо установление причинно-следственной связи между фактом нарушения конкретных правил и наступившими общественно опасными последствиями. Утрата означает выход соответствующего документа или предмета из владения лица, потеря фактического контроля над ними, в результате чего они могли стать достоянием третьих лиц. Понятие тяжких последствий оценочное; к ним может относиться как утечка секретной информации, так и сам факт утраты единственного экземпляра документа.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.

5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, имеющее допуск к государственной тайне.

Другой комментарий к Ст. 284 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются: а) документы, содержащие государственную тайну; б) предметы, сведения о которых составляют государственную тайну (например, опытные и серийные образцы продукции).

2. Объективная сторона преступления характеризуется нарушением правил обращения с указанными предметами (может иметь форму действия или бездействия, например вынос секретных документов из кабинета, неопломбирование сейфа, работа с секретными предметами на дому) и общественно опасными последствиями сложной природы, вытекающими одно из другого: а) утратой соответствующих предметов и б) наступлением тяжких последствий.

3. Правила обращения с секретными предметами и документами устанавливаются значительным числом ведомственных и локальных правовых актов. Обвинение должно содержать указания на конкретные правила, нарушенные виновным, и форму допущенного нарушения.

4. Утратой является выход соответствующих предметов из обладания виновного, потеря фактического контроля над ними (например, по одному из дел виновный, вынеся папку с документами на улицу, забыл их в телефонной будке). Это последствие обусловливает наступление производных тяжких последствий.

Непредвиденные обстоятельства

Не всегда утрата первичных документов происходит в результате халатности руководства или работников организации. Бывает, документы пропадают из-за форс-мажорных обстоятельств: ограбление, затопление, пожар и прочие чрезвычайные происшествия. Если «первичка» утрачена в связи с подобными событиями, стоит запастись подтверждающими документами экстренных служб. Это могут быть такие документы как:

  • справка Госпожнадзора и акт о причинах возгорания;
  • документ следственных органов ОВД о возбуждении дела о краже;
  • справка из эксплуатирующей организации о факте и причинах затопления;
  • документы МЧС о наличии чрезвычайной ситуации;
  • иные подтверждения форс-мажорных обстоятельств.

Первичные документы в любом случае нужно будет восстановить. Но организация может рассчитывать на отсрочку по их восстановлению со стороны проверяющих органов.

По функционально-целевому назначению документы по защите государственной тайны подразделяются на следующие основные классы:

§ правовые;

§ организационно-распорядительные;

§ нормативные;

§ плановые;

§ информационные.

Правовые вопросы защиты государственной тайны закрепляются в самостоятельных (специальных) правовых документах (актах) или отражаются в виде отдельных положений (разделов) правовых документов (актов) более общего характера.

В правовых документах (актах) определяют концептуальные, правовые, организационные и экономические основы защиты государственной тайны, в том числе:Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек, Общество. Государство. -СПб. .2000.

§ основные направления государственной политики в области защиты государственной тайны;

§ основные права и обязанности государства, организаций, предприятий и граждан в области защиты государственной тайны;

§ основные органы государственного управления, ответственные за организацию защиты государственной тайны, сфера их компетентности;

§ основные правила и процедуры аттестации объектов и сертификации средств защиты информации, а также средств контроля состояния защиты информации;

§ основные правила и процедуры лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны;

Читайте также:  Что можно и нельзя делать с долларами и евро. Актуальное руководство

§ виды и формы ответственности организаций, предприятий и граждан за нарушение требований по защите государственной тайны;

§ финансово-экономические основы обеспечения работ по защите государственной тайны.

Правовые документы в области защиты государственной тайны включают:

§ Федеральные законы;

§ указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

§ постановления и распоряжения высших органов исполнительной и судебной властей Российской Федерации.

Преступления, посягающие на сохранность государственной тайны входят в состав преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и доля этих преступлений незначительна. Она не носит массового характера, но обладает высокой общественной опасностью для жизненно важных интересов государства, общества. Данные преступления стоят на одном из последних мест среди других видов преступности, однако с конца ХХ века усиливается нарастание этих преступлений, в основном этот рост происходит за счет разглашение государственной тайны (ст. 283).

Сложный период развития экономики России, а также открытость государства и прозрачность границ, повышенная активность СМИ усиливают разведывательно-подрывную деятельность иностранных спецслужб в адрес нашего государства. После распада СССР было совершено огромное количество преступлений, посягающих на сохранность государственной тайны, по сравнению с предыдущими годами. По статистическим данным в 1995 г. 28 российских граждан были изобличены в проведении шпионской деятельности. За шесть месяцев 1996 г. – 11 российский граждан и предотвращено более 100 попыток передачи важнейших сведений иностранным представителям за вознаграждение.[1]

Органы ФСБ в соответствии с законодательством РФ проводит оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению действий вышесказанных иностранных спецслужб, обеспечения безопасности государства ( ст. 13, 55, 71, 83 Закона о ФСБ). 14 февраля 2013г. на заседании коллегии ФСБ Президент Российской Федерации выступил со словами, что ключевое направление деятельности ФСБ – это контрразведка. «Благодаря операциям наших контрразведывательных подразделений была пресечена работа 34 кадровых сотрудников и 181 агентов зарубежных спецслужб, из них 12 были взяты с поличным». Сложный состав преступлений, посягающих на сохранность государственной тайны, отсутствие систематизированных знаний о государственных преступлениях значительно осложняют решение задач практическим работникам и ставит под угрозу как безопасность государственной тайны так и безопасность всего государства.

Составы данных преступлений в нынешнее время становятся предметом интереса в научно- исследовательской деятельности многих ученых (А.В. Рагулина, С.В. Дьяков, С.В. Игнатьев и др.)

Цель работы: углубить знания в сфере преступлений, посягающих на сохранность государственной тайны, закрепить их теоретическим путем, исследуя уже вынесенные приговоры по данным статьям.

Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:

— определить понятие и юридическую сущность сведений, составляющих государственную тайну

-дать уголовно-правовую характеристику ст. 275, 276, 283, 284

Объектом работы является общественные отношения в сфере применения уголовно-правовых норм, обеспечивающих охрану информации, составляющей государственную тайну.

Предметом работы является:

-нормативно правовые акты, раскрывающие сущность государственной тайны

-нормы УК, раскрывающие сущность и ответственность за преступления, посягающие на сохранность государственной тайны.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских авторов в области права.

Комментарий к Статье 284 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства являются общественные отношения в сфере сохранения и защиты государственной тайны.

2. Объективная сторона состава преступления характеризуется тремя признаками: а) деянием (действием или бездействием), связанным с нарушением конкретных правил обращения с предметами и документами, составляющими государственную тайну; б) последствием (утратой указанных предметов и документов и наступлением тяжких последствий); в) наличием причинной связи между указанным деянием и последствиями.

3. Документ — это текстовые и иные графические материалы официального характера, т.е. облеченные в установленную форму, имеющие регистрационный номер, гриф секретности, особый порядок составления, хранения, выдачи и уничтожения. Предмет — все остальные носители, сведения о которых содержат государственную тайну. К ним могут быть отнесены сырье, оборудование, материалы и изделия, энергоносители, видео-, аудиоматериалы и т.п. Как и документы, такие предметы имеют особый порядок создания, регистрации, хранения и уничтожения.

Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну

[Уголовный кодекс РФ] [Глава 29] [Статья 284]

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ответственность за нарушение гостайны

Автор Владимир в 10.11.2017 . Опубликовано О лицензировании ФСБ

Сегодня ответственность в области защиты государственной тайны охраняется на различных уровнях: уголовном, административном, гражданско-правовом и дисциплинарном.

Гражданско-правовая ответственность в плане защиты гостайны предполагает возмещение материального и морального вреда. На практике трудно себе представить, что государство морально страдает от разглашения гостайны. Доказать материальный вред от нарушения законодательство о государственной тайне также проблематично. Поэтому такая ответственность за гостайну существует лишь формально.

Читайте также:  Как стать специалистом по недвижимости: советы Российской Гильдии Риэлторов

Дисциплинарная ответственность за нарушение режима гостайны теоретически предусматривает выговор, лишение денежной премии или увольнение. На практике в случае разглашения государственной тайны сотрудник компании либо привлекается к уголовной ответственности с назначением реального наказания, либо компания или должностное лицо привлекается к незначительной адм. ответственности. В любом из этих случаев фирма избавляется от сомнительного сотрудника, проходит дополнительную проверку ФСБ и, возможно, лишается лицензии на гостайну.

Поэтому в современных правовых реалиях внимания заслуживают два первых вида: уголовная ответственность за государственную тайну и административная ответственность в плане защиты гостайны.

Государственная тайна: как наказывают за разглашение секретов страны

В отличие от довольно легкомысленного обращения государства с коммерческой тайной сохранности своих секретов оно уделяет особое внимание, жестко наказывая тех, кто осмелится их раскрыть. Перечень сведений, не предназначенных для чужих ушей, составляет весьма внушительный список, а процедура доступа к государственной тайне отличается сложностью и многоступенчатостью. Проверяют все и всех: ближайших родственников, наличие судимостей, визиты за границу и т.д.

Понятие “государственной тайны”

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Такое определение содержится в Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 “О государственной тайне” (далее – Закон).

Сведения, подлежащие защите

Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне”. Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: “особой важности”, “совершенно секретно” и “секретно”.

Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

В соответствии со ст. 7 Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Деяние по ст. 284 УК РФ относится к преступлениям средней тяжести. Конечно, оно мягче, чем за другие преступления против безопасности страны, например, разглашение государственных секретов или покушение на первое лицо государства.

Но и хорошего для растеряхи мало, потому что перспективы следующие:

  • арест на 4 месяца — полгода;
  • ограничение или лишение свободы на срок до 3 лет;
  • лишение права занимать определенные посты и должности, также заниматься определенного вида деятельностью — также максимум на 3 года. Или же бессрочно.

Утрата (порча) документов: необходимость восстановления, налоговые последствия

Существует множество причин утраты документов: это и отсутствие контроля над оформлением документов контрагентами, и потеря документов третьими лицами (например, при отправке по почте или с помощью курьерской доставки), и неправильная организация документооборота, когда факты хозяйственной деятельности своевременно не фиксируются, документы теряются в коридорах компании или на столе у руководства. В этих и многих других случаях необходимо восстанавливать документы.

Требования к наличию и обеспечению сохранности документов прямо предусмотрены как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения законодательно. Причем для бухгалтерского учета срок хранения – 5 лет, для налогового учета – 4 года.

Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ первичные учетные документы подлежат хранению в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. На основании ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. В некоторых случаях нужно хранить документы еще дольше, например, если речь идет об убытках.

Для того чтобы избежать рисков споров с проверяющими, целесообразно установить более длительные сроки хранения документов. Правовая норма, запрещающая более длительный срок хранения, в законодательстве отсутствует (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 № 18АП-5667/2014).

Сроки хранения и порядок обеспечения сохранности документов целесообразно закрепить в следующих документах:

  • учетной политики компании;
  • положении о документообороте;
  • приказе руководителя.
Читайте также:  Маткапитал в 2023 году: размер и условия выплаты

Документы с истекшим сроком хранения могут быть:

  • сданы в архив;
  • уничтожены.

ПЕРВОИСТОЧНИК

Документы, подтверждающие исчисление и уплату сумм страховых взносов во внебюджетные фонды, должны храниться в течение 6 лет.

Пункт 6 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Для того чтобы уничтожить документы, необходимо провести экспертизу ценности документов. Экспертизу ценности документов проводит специально назначенная комиссия. Комиссия формируется компанией самостоятельно, а ее работа регламентируется соответствующим приказом руководителя.

Комиссия отбирает документы с истекшим сроком хранения. Уничтожить документы можно любым из следующих способов:

1) самостоятельно (например, с помощью шредера);

2) передав на уничтожение (утилизацию) в специализированную организацию.

Факт уничтожения документов оформляется актом.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Привлечение налоговым органом организации к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в ходе повторной выездной налоговой проверки запрошенных у организации счетов-фактур, срок хранения которых истек (так как он составил более 4 лет), в результате чего данные документы были уничтожены, является неправомерным.

Комиссия, проводящая экспертизу ценности, также выявляет факты утраты документов.

На практике выявление утраты документов осуществляется тремя основными способами:

1. Утрата документов была выявлена специально созданной комиссией.

2. Утрата документов выявлена ответственным работником (например, обнаружение бухгалтером отсутствия первичных документов по учету основных средств).

3. Обнаружение работником факта утраты своих документов по кадровому учету.

Утрата документов оформляется соответствующим актом, в котором указываются:

  • состав комиссии;
  • причина утраты документов;
  • перечень документов, которые утрачены;
  • сведения о документе, подтверждающем обстоятельства, из-за которых были утрачены документы.

В случае утраты документов необходимо их восстановить.

Требования по обеспечению режима секретности в подразделении

Государственные секреты – защищаемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб национальной безопасности, обороноспособности и жизненно важным интересам Республики Беларусь.

Государственные секреты являются собственностью Республики Беларусь.

Государственные секреты Республики Беларусь подразделяются на две категории: государственная тайна и служебная тайна.

[3]

Государственная тайна – государственные секреты, разглашение или утрата которых может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности, обороноспособности, экономических и политических интересов Республики Беларусь, а также создать реальную угрозу безопасности либо правам и свободам граждан.

Служебная тайна – государственные секреты, разглашение или утрата которых может нанести ущерб национальной безопасности, обороноспособности, политическим и экономическим интересам Республики Беларусь, а также правам и свободам граждан.

Тяжесть последствий разглашения секретов определяются в порядке установленном законодательством Республики Беларусь.

Допуск физического лица к государственным секретам – санкционированное государством право физического лица на доступ к сведениям, составляющем государственные секреты, а также установленная законодательством процедура оформления этого права.

Оформление допуска физического лица к государственным секретам – процедура получения физическим лицом право на доступ к сведениям, составляющим государственные секреты.

Допуск физических лиц к государственным секретам осуществляется на основании заключаемого с ними в добровольном порядке договора о допуске к государственным секретам.

Решение о допуске физического лица к государственным секретам принимает руководитель организации, после согласования допуска с органом государственной безопасности.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Виды ответственности за нарушение государственной тайны

Сегодня ответственность в области защиты государственной тайны охраняется на различных уровнях: уголовном, административном, гражданско-правовом и дисциплинарном.

Гражданско-правовая ответственность в плане защиты гостайны предполагает возмещение материального и морального вреда. На практике трудно себе представить, что государство морально страдает от разглашения гостайны. Доказать материальный вред от нарушения законодательство о государственной тайне также проблематично. Поэтому такая ответственность за гостайну существует лишь формально.

Дисциплинарная ответственность за нарушение режима гостайны теоретически предусматривает выговор, лишение денежной премии или увольнение.

На практике в случае разглашения государственной тайны сотрудник компании либо привлекается к уголовной ответственности с назначением реального наказания, либо компания или должностное лицо привлекается к незначительной адм. ответственности.

В любом из этих случаев фирма избавляется от сомнительного сотрудника, проходит дополнительную проверку ФСБ и, возможно, лишается лицензии на гостайну.

Поэтому в современных правовых реалиях внимания заслуживают два первых вида: уголовная ответственность за государственную тайну и административная ответственность в плане защиты гостайны.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *