Публичные и непубличные общества: понятия и признаки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Публичные и непубличные общества: понятия и признаки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Среди субъектов предпринимательской деятельности особое место занимают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Несмотря на приватизацию государственных и муниципальных предприятий, их роль в экономике страны еще долгое время будет достаточно значительной. Необходимо учитывать, что приватизации государственной собственности, особенно крупных предприятий, процесс длительный. Кроме того, в некоторых сферах деятельности государство и в будущем сохранит за собой ключевые позиции, что предполагает и сохранение важной роли в рыночной экономике государственных и муниципальных предприятий.

Таблица: Сравнительная характеристика ПАО и НАО

Показатели для сравнительного анализа

ПАО

НАО

Наименование

Наличие наименования на русском языке, обязательно упоминание о публичности Наличие наименования на русском языке, с обязательным указанием формы

Минимально допустимый размер уставного капитала

100.000 руб.

10.000 руб.

Допустимое число акционеров

Минимум 1, максимум не ограничен законом

Минимум 1, максимум не ограничен законом

Наличие права проведения открытой подписки для размещения акций

Имеется

Отсутствует

Возможность публичного обращения акций и ценных бумаг

Возможно

Не обладает подобным правом

Наличие совета директоров, либо наблюдательного совета Наличие обязательно

Разрешено не создавать, если акционеров не более 50

При приватизации АО не может быть публичного размещения акций

В соответствии с законодательством о приватизации учредителем открытого акционерного общества, создаваемого на основе государственного или муниципального предприятия, признавалось Госкомимущество России, его территориальное агентство или комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально- или админи­стра­тивно-террито­риального образования.

В случае приватизации применялся специальный способ размещения акций акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации унитарного предприятия — приобретение всех акций единственным акционером общества. Все акции акционерного общества, созданного путем приватизации, размещаются единственному акционеру — государству или муниципальному образованию в лице их уполномоченных органов.

После регистрации акционерного общества (акции считаются размещенными в момент регистрации) комитет по управлению имуществом передавал пакет акций в соответствующий фонд имущества, который начинал их обращение — реализовывал акции, принадлежащие государству или муниципальному образованию.

Часть акций продавалась членам трудового коллектива приватизируемого предприятия на льготных условиях. Другая часть акций вносилась в фонд акционирования работников предприятия и/или обменивалась на акции инвестиционных фондов. Данные сделки не попадают под признаки публичного обращения, поскольку акции реа­лизовывались заранее определенному кругу лиц.

Не реализованные указанными способами акции оставались в распоряжении Российского фонда федерального имущества или фондов имущества национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований. Дальнейшая реализация этих акций могла произойти следующими способами:

  • продажа по номинальной стои­мости должностным лицам администрации приватизированного предприятия;
  • продажа по «закрытой подписке» работникам общества;
  • продажа работникам общества из фонда акционирования работников предприятия;
  • продажа группе работников;
  • продажа на чековых аукцио­нах (были аукционы с ограниченным количеством участников и аукционы без ограниченного числа участников);
  • продажа на инвестиционных торгах;
  • продажа по коммерческому конкурсу (ст. 22 Закона РФ от 03.07.91 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» в ред. 05.06.92).

Признаки публичного обращения возникают при следующих способах продажи акций при приватизации:

  • продажа на чековых аукцио­нах без ограниченного числа участников;
  • продажа на инвестиционных торгах без ограниченного числа участников;
  • продажа по коммерческому конкурсу без ограниченного числа участников.

Образование коллегиального органа управления и ревизионной комиссии

Гражданский кодекс допускает, что образование коллегиального органа управления может быть предусмотрено не только уставом, но и законом.

В соответствии с действующим Федеральным законом от 08.02.98 № 14ФЗ «Об ОО)» в ООО образование совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии происходит по усмотрению участников общества. Учитывая, что новая редакция ГК тоже не требует от непубличных обществ обязательно создавать коллегиальный орган управления, в силу пункта 4 статьи 65.3 ГК РФ этот орган для обществ с ограниченной ответственностью факультативен (по закону его создание не обязательно, но может быть предусмотрено уставом). Что касается ревизионной комиссии (ревизора), то, согласно новой редакции Гражданского кодекса, на общества с ограниченной ответственностью распространяется то же правило, что и на непубличные акционерные общества: в устав можно включить положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом.

По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
— о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
— о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

Эти опции рассчитаны на случай, когда в обществе были созданы одновременно коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет) и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), а затем коллегиальный исполнительный орган ликвидируется. В этом случае возникает вопрос: должна ли его компетенция в полном объеме отойти к единоличному исполнительному органу или ее можно полностью или частично передать коллегиальному органу управления? Новая редакция ГК допускает и тот, и другой вариант. Участники непубличного общества вправе самостоятельно решать, как распределить полномочия ликвидируемого коллегиального исполнительного органа. Очевидно, если такого органа в обществе не было изначально, то и не возникает проблемы распределения его функций и компетенции (соответственно, подпункты 2 и 3 п.3 ст. 66.3 ГК РФ к этим ситуациям не применяются).

Свобода самоорганизации непубличных обществ – результат компромисса всех его участников
Свободе внутрикорпоративной самоорганизации непубличных обществ противостоит принцип единогласия всех участников непубличного общества при реализации предоставленных законодательством диспозиций.
Применение диспозитивных норм влечет за собой потенциальную угрозу, что доминирующие участники общества навяжут более слабым неконтролирующим участникам такие правила внутрикорпоративных отношений, которые повлекут несоблюдение интересов последних. Для предотвращения таких негативных последствий в законодательстве устанавливаются условия применения диспозитивных норм. Одним из них является принцип консенсуса (единогласия всех участников общества) при реализации предусмотренных законом диспозиций. Его суть в том, что отступление от некоторых диспозитивных норм законодательства и закрепление в уставе непубличного общества иного правила возможно, только если соответствующее решение принято всеми участниками общества единогласно. Тем самым неконтролирующие участники могут блокировать введение в обществе невыгодных им правил по желанию доминирующих участников.

Читайте также:  Классную квалификацию военнослужащих определят по новой методике

Этот механизм заимствован из правового регулирования деятельности ООО, так как закон № 14-ФЗ всегда содержал такой ограничитель для навязывания некоторых решений доминирующими участниками неконтролирующим участникам. Для акционерных же обществ это было несвойственно. Но новая редакция унифицирует режим диспозитивного правового регулирования всех непубличных обществ (ООО и непубличных АО), поэтому непубличные акционерные общества тоже смогут отступать от диспозитивных норм только на условиях единогласия.

Использование принципа единогласия при реализации диспозитивных норм имеет свои недостатки. Это создает избыточную защиту интересов неконтролирующих участников (акционеров), сужая возможности внутрикорпоративной самоорганизации. Очевидно, что единогласия всех участников общества можно достичь только при их ограниченном числе и фактическом участии каждого из них в принятии решений. Непубличное общество с несколькими десятками участников (акционеров), особенно если среди них есть «мертвые души», вряд ли сможет воспользоваться свободой внутрикорпоративной самоорганизации просто из-за невозможности достичь единогласия всех участников (акционеров).
В связи с этим стоит вспомнить о еще одном механизме обеспечения баланса интересов контролирующих и неконтролирующих участников, а именно о компенсационных выплатах неконтролирующему меньшинству. Согласно действующим законам № 208-ФЗ и № 14-ФЗ, этот механизм используется при принятии особо значимых решений, изменяющих условия участия в обществе (решений об одобрении крупных сделок, реорганизации общества, внесении в устав изменений, уменьшающих объем прав участников, и т. п.). Для таких мероприятий достаточно решения преобладающего большинства участников (акционеров), поэтому участникам общества, не поддерживающим данное решение (это объективно меньшинство), законодательство предоставляет право предъявить требование о выкупе их акций (долей), то есть покинуть общество.

С учетом этого на случай невозможности достичь единогласного решения по поводу установления в обществе тех или иных отклонений от диспозитивных правил законодательства эффективным выходом из создавшейся проблемы было бы расширение сферы применения компенсационных выплат. Тогда несогласное меньшинство будет вправе требовать у контролирующих участников выкупа их акций (долей), а оставшиеся участники смогут принять необходимое единогласное решение.

Еще одна сфера, к которой применяются разные правила в зависимости от публичности или непубличности общества, – это порядок удостоверения лиц, участвующих в общем собрании участников (акционеров), и принятых собранием решений.

Дальнейшая судьба ЗАО

В связи с делением АО на публичные и непубличные возникает естественный вопрос о судьбе ЗАО. С ними не происходит никакой революции. Хотя такой тип акционерного общества не предусмотрен в новой редакции главы 4 ГК, она не запрещает использовать в непубличном акционерном обществе механизм, который является основным признаком закрытых обществ, а именно контроль персонального состава участников (преимущественное право приобретения акций, отчуждаемых отдельными акционерами третьим лицам). Запрет на использование этого механизма установлен только в отношении публичных обществ, следовательно, непубличных обществ он не касается. Просто если раньше этот механизм был обязательным (императивным) для ЗАО, то теперь в связи с исчезновением из законодательства такого типа акционерного общества этот механизм превращается в право по выбору для непубличных обществ. То есть этот механизм может применяться по усмотрению акционеров непубличных акционерных обществ. Для этого его надо включить в устав, а бывшим ЗАО достаточно сохранить его в уставе.

Устранение из фирменного наименования АО слова «закрытое» не препятствует применению преимущественного права приобретения акций, если общество отвечает признакам непубличного.

Но при этом нужно учитывать следующее обстоятельство. Согласно пункту 9 статьи 3 закона № 99-ФЗ, с 1 сентября 2014 года к ЗАО применяются нормы новой редакции ГК об акционерных обществах. А специальные положения закона № 208-ФЗ о ЗАО применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Это значит, что как только общество уберет из своего фирменного наименования слово «закрытое», оно не сможет опираться на нормы закона № 208-ФЗ, регулирующие деятельность ЗАО. В том числе для него перестанут действовать те положения закона № 208-ФЗ, которые регулируют порядок реализации преимущественного права приобретения акций. Поэтому порядок реализации этого права теперь нужно указать в уставе (если в нем нет соответствующих положений). Для этого не обязательно дублировать в уставе соответствующие нормы закона № 208-ФЗ, учитывая, что они все равно потеряют силу для общества. Можно предусмотреть любой разумный порядок реализации преимущественного права.

Замечание 4

ГК РФ ч. 1 и Федеральным законом от 26.12.1995 г. №203-ФЗ «Об акционерных обществах» является правовой базой для статуса акционерного общества.

Определение 8

Акционерное общество – это форма предприятия, образование капитала которого происходит посредством выпуска и размещения акций, а участники предприятия ответственны ровно настолько, насколько они имеют сумму вклада, которая была уплачена за приобретённые акции.

Общество с ограниченной ответственностью отличается от акционерно общества только тем, что в ООО объединяются предприниматели с целью совместной работы, а в АО объединяются капиталы для совместного использования. Оба случая предполагают, что участники общества ответственны за итоги работы, которая ограничивается суммой их вкладов.

Замечание 5

Только само общество обязано отвечать по обязательствам акционерного общества.

Создание акционерного общества происходит на основе добровольного объединения капиталов юридических и физических лиц для извлечения прибыли посредством удовлетворения общественных потребностей в их товарах или услугах.

Акционерное общество представляет собой юридическое лицо, которое ответственно за имущество перед кредиторами, кроме этого располагает имуществом, в полной мере обособленным от имущества отдельных акционеров, владеет наличным акционерным капиталом, который разделён на акции.

В зависимости от состава учредителей, способа составления уставного капитала и статуса его участников законодательством определяется один из двух типов акционерных обществ: закрытые или открытые.

Определение 9

Закрытое акционерное общество – это общество, чьи акции распределены только среди учредителей, и оно не имеет права проводить открытую переписку и распределение акций.

Акционерам ЗАО принадлежит имущественное право приобретения акций, которые проданы иным акционерам данного общества. У преимущественного права есть свой срок осуществления, который не может быть меньше 30 и не больше 60 дней. Количество участников ОАО не может быть более числа, которое прописано в законе об акционерных обществах.

Определение 10

Открытое акционерное общество – это общество, которое обязано формировать уставный капитал посредством выпуска и свободной публичной продажи акций без согласия иных участников общества.

ОАО обязано регулярно показывать следующие сведения для общего просмотра: годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибылей и убытков. Преобразование государственной или муниципальной собственности сконцентрировано на цели открыть акционирование, которое предоставляет возможность приобретать акции широкой публике, что одновременно означает возможность передавать имущество в собственность предпринимателям для более эффективного применения.

Читайте также:  Учет векселей в бухгалтерском и налоговом учете

Решение об учреждении закрытого или открытого акционерного общества может быть принято исключительно акционерным обществом или учредительным собранием, где количество участников не ограничено. Учредители могут заключить договор в письменном виде, который будет определять правила осуществления ими совместной деятельности, направленной на создание общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и правила их размещения, в том числе и другие условия, которые предусматривает «Закон об акционерных обществах».

Статья 97. Публичное акционерное общество

(по состоянию на 01.07.2018)

Редакция ст. 97 ГК РФ
до 01.09.2014
Редакция ст. 97 ГК РФ с 01.09.2014
(в редакции Закона № 99-ФЗ)
  1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

  2. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

  3. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

  4. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

    К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

  5. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

  1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 663) обязано представить для включения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

  2. Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

    Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

  3. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества (пункт 1 настоящей статьи) влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

  4. В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (пункт 4 статьи 653), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.

  5. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.

  6. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 настоящего Кодекса.

  7. Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

  8. Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.

  9. Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.

НПАО — это непубличное общество акционеров, одна из разрешённых российским законодательством форм ведения бизнеса. Её отличает закрытый характер работы, распределение акций внутри уже действующих акционеров, а возможность продавать или отчуждать акции третей стороне строго регламентируется общим собранием. Число акционеров при этом не ограничивается.

Для открытия достаточно уставного капитала от 10 тысяч рублей. Основная цель НПАО, как и любой другой коммерческой организации, это получение прибыли. Но, в отличие от публичных, члены непубличного объединения не ставят перед собой задачу привлечения новых акционеров и инвесторов.

Они представляют меньше отчётности, а их деятельность менее прозрачна. Например, НПАО не обязаны публиковать ежегодную финансовую отчётность, так как эти документы в первую очередь интересуют инвесторов. Для непубличных АО нет запрещённых отраслей работы, то есть они вправе заниматься любой разрешённой на территории страны коммерческой деятельностью.

ждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК).

Главным отличием учреждения от всех других организационно-правовых форм некоммерческих организаций является то, что оно единственное не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником имущества созданного учреждения является его учредитель, а на закрепленное собственником за учреждением и приобретенное самим учреждением по иным основаниям имущество оно приобретает право оперативного управления (ст. ст. 296, 298 — 300 ГК).

Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом либо публично-правовым образованием. При этом в создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

В организационно-правовой форме учреждения в настоящее время действует большинство организаций образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки, театры и т.п.). Учреждениями также являются органы государственной и муниципальной власти и управления. Особенности правового положения отдельных видов учреждений устанавливаются специальным законодательством.

В зависимости от того, кто является учредителем учреждения, закон выделяет следующие виды учреждений: частные учреждения (когда учреждение создано гражданином или юридическим лицом) и государственные или муниципальные. В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения в зависимости от порядка финансового обеспечения деятельности и объема правоспособности подразделяются на казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (независимо, как и за счет кого оно приобретено).

Частное и казенное учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам таких учреждений несет собственник их имущества.

Читайте также:  Льготная пенсия учителям по выслуге лет, последние новости

Автономное и бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества. Недвижимым имуществом бюджетное учреждение также не вправе распоряжаться без согласия собственника, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено, а автономное — только если оно было приобретено за счет собственника или им закреплено за учреждением. Остальным имуществом, находящимся у бюджетного и автономного учреждений на праве оперативного управления, они по общему правилу вправе распоряжаться самостоятельно (ст. 298 ГК).

В отличие от частного и казенного, бюджетное и автономное учреждения отвечают по обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

По обязательствам бюджетного и автономного учреждений при недостаточности их имущества, которым в соответствии с законом они могут отвечать, субсидиарную ответственность несет собственник, только если обязательство связано с причинением вреда гражданам (п. п. 5, 6 ст. 123.22 ГК).

Управление в учреждении: учредитель назначает его руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем (как это предусмотрено, например, в государственных высших учебных заведениях).

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю.

Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм.

Особенности правового положения казенного, бюджетного учреждений и частного учреждения определены соответственно в нормах БК и Закона о некоммерческих организациях, автономного учреждения — Закона об автономных учреждениях. Кроме того, правовое положение учреждений (особенности создания, структуры органов управления, ликвидации и пр.), в зависимости от осуществляемых ими функций и видов деятельности, определяется в многочисленных федеральных законах, в том числе не являющихся специальными Законами об учреждениях: «Об образовании в Российской Федерации», «О науке и государственной научно-технической политике» и др.

У корпорации может быть 2 генеральных директора

С новыми поправками у корпорации могут произойти серьезные изменения, которые касаются назначения органов управления обществом. В уставе компании можно будет указать на определение полномочий единоличного исполнительного органа одновременно нескольким генеральным директорам. Их полномочия могут состоять в разделении их решений или же объединении и все это можно прописать в уставе. В роли единоличного исполнительного органа могут быть определены юридические лица и также физические лица (ст. 65,3 п. 3).

По принципу двух ключей будут защищаться интересы участников обществ. Суть такой работы состоит в том, что каждый из участников общества имеет право на назначение директора для управления определенной категорией вопросов. Имеется возможность для совместной работы всех директоров в целях одобрения определенного рода сделок. В зарубежной практике существует опыт коллегиального исполнительного органа управления, а в России только еще думают над созданием такой сложной структуры управления. C этой целью Министерством экономического развития в существующие законы об АО И ООО будут вносить изменения.

Удостоверение решения общего собрания общества

В соответствии с новыми поправками в Гражданском кодекс принятое решение участниками общего собрания общества подтверждается следующими способами.

  • Публичное акционерное общество (ПАО) принимает решение общего собрания, которое подтверждается уполномоченным лицом, либо тем, кто ведет реестр акционеров или же лицом, выполняющим функции счетной комиссии.
  • Непубличное акционерное общество (АО) принимает решение общего собрания, которое удостоверяется в нотариальной форме, либо лицом, которое ведет реестр, либо тем, кто выполняет функцию счетной комиссии.
  • В ООО решения общего собрания удостоверяются нотариально либо согласно уставу единогласно решением общего собрания участников.

Для ООО не желающего удостоверять решения собрания нотариальным способом имеется возможность делать это иным способом, который должен быть указан в уставе общества. В качестве способов удостоверения можно использовать следующие виды:

  1. с помощью подписания решения всеми участниками собрания, которые присутствуют, включая секретаря комиссии и председателя;
  2. с помощью большинства участников проголосовавших и обменявшись информацией электронным способом связи.

Юридические признаки АО

Работа таких предприятий регулируется двумя документами:

  • Гражданский кодекс РФ (статья 96-104);
  • ФЗ от 26.12.1995г. №208.

В теории и на практике мы выделяем следующее признаки АО:

  1. Имеет в собственности или управлении отдельное имущество или ликвидный капитал, который можно быстро продать.
  2. Имеет юридический адрес, индивидуальный номер налогового учета, расчетный счет и другие официальные реквизиты, необходимые для осуществления деятельности предприятия.
  3. Уставным фондом и включенным в него имуществом в собственности несет полную материальную ответственность за свои действия. Однако акционер не несет ответственность по долгам АО.
  4. Все участники связаны единой целью, задачами и способами их решения. Через иерархическую структуру предприятие подчинено правилам организационного единства. Вступление в компанию через покупку ее ценных бумаг подтверждает согласие нового участника действовать согласно установленным целям.

Отчетность таких предприятий делится на две составляющие:

  • Обязательные отчеты, установленные законом на регулярной основе;
  • Внутренние отчеты, определенные внутренними документами организации.

Глава 70, положения ЦБ РФ от 30.12.14г. №454-П перечисляет обязательные сведения, которые должны присутствовать в ежегодном отчете о деятельности предприятия. Бухгалтерский отчет необходим для отражения финансового состояния организации.

Ст. 5 ФЗ от 30.12.2008г. №307-ФЗ предусматривает обязательный аудит на бухгалтерскую отчетность, а также накладывает на ПАО обязательство публиковать официальную отчетность в общедоступных источниках (например, на официальном сайте компании). Ежегодные отчеты обязательно должны составляться и размещаться в двух вариантах:

  • Формат, принятый Российским законодательством;
  • Международный формат.

Сокрытие публичной информации наказывается штрафом, в соответствии с КоАП РФ (ст.15.19, п.2).

Регистрация непубличного акционерного общества состоит из таких этапов:

  • подготовительный: выбирается название компании, ее юридический адрес, система налогообложения, состав акционеров;
  • проведение учредительного собрания. На нем принимается официальное решение о создании компании, формируется Устав;
  • подготовка пакета документов для регистрации в ФНС;
  • подача документов, оплата госпошлины за регистрацию;
  • завершение регистрации: получение свидетельства, выпуск акций.

Понадобятся такие документы для ФНС:

  • заявление по форме Р11001;
  • договор об учреждении АО;
  • устав компании в двух экземплярах, одни потом возвращают заявителю;
  • квитанция об оплате госпошлины, 4000 рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *