Актуализация учетной политики на 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Актуализация учетной политики на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Формирование учетной политики для бухучета осуществляется в соответствии с ПБУ 1/2008 и другими стандартами бухучета. Утвердить ее надо до начала года, в котором она будет применяться. Новые юрлица должны утвердить УП в течение 90 дней с даты госрегистрации.

Что такое учетная политика

Бухгалтерская учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, которые выбрала ваша компания (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Налоговая политика — совокупность способов, которые применяете в налоговом учете (абз. 21 п. 2 ст. 11 НК).
В налоговой и бухгалтерской политике вы отражаете не все способы, а лишь те, для которых есть разные варианты учета или расчета налоговой базы.

Читайте также:  Возврат ноутбука: в течении 14 дней, без объяснения причин
  • изменение законодательных требований и стандартов бухучета;
  • разработка или выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте учета;
  • существенное изменение условий деятельности организации.

Что такое налоговая политика и зачем она нужна?

Учетная политика для целей налогообложения – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) установления доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Из этого определения нужно уяснить главное: налоговая политика – сделанный налогоплательщиком выбор. Если права выбора нет, то при исчислении налогов нужно следовать однозначным требованиям НК РФ. Если же ситуация нестандартная и налогообложение ее неоднозначно, то принятое налогоплательщиком решение придется отразить в налоговой политике.

Повторим: в налоговую политику нет необходимости переписывать нормативные акты (НК РФ). Нужно лишь указать моменты, в отношении которых налогоплательщику предоставлено право выбора, описать правила налогового учета в не урегулированных налоговым законодательством ситуациях. Причем описывать нужно именно то, с чем сталкивается налогоплательщик. Так, если говорить об автономном учреждении, то при применении общего режима оно является плательщиком следующих основных налогов: НДС, на прибыль и на имущество организаций.

Рассмотрим, что может указать бухгалтер АУ в налоговой политике по этим налогам.

Может показаться, что при расчете данного налога у плательщика есть право выбора при определении налоговой базы (п. 1, 2 ст. 375 НК РФ): рассчитывать ее исходя из среднегодовой или кадастровой стоимости. На самом деле это совсем не так. В статье 375 нет словосочетания «налогоплательщик вправе», которое подразумевает выбор. Законодатель установил, в отношении каких объектов налоговая база определяется как кадастровая стоимость (несколько видов высокодоходной недвижимости), а в отношении каких объектов – как их среднегодовая стоимость (все иные объекты недвижимости и отдельные виды движимого имущества). Выбора у налогоплательщика нет, а указанные правила применяются независимо от того, обозначены они в налоговой политике или нет.

В главе 30 «Налог на имущество» НК РФ учетная политика упоминается, но в контексте определения налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества. Оно учитывается для «имущественного» налогообложения по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Ясно, что это «бухгалтерская» политика и нет необходимости ее переписывать в налоговом аналоге.

Об изменении и дополнении налоговой политики.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее приказом, распоряжением руководителя. Бухгалтеру нет необходимости каждый год разрабатывать учетную политику для целей налогообложения, достаточно внести изменения в действующий распорядительный документ. В то же время, если компания меняет режим налогообложения, ей лучше написать заново свою налоговую политику. Изменить прописанные в налоговой политике правила налогообложения можно:

  • при изменении применяемых методов учета – с начала нового налогового периода;
  • при изменении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу поправок законодательства и не ранее нового налогового периода.

Понятие учётной политики

Учётная политика представляет собой внутренний нормативный документ организации, который содержит в себе способ ведения учёта, порядок отражения отдельных операций, а также формы первичной документации.

В документе отражается способ начисления амортизации, порядок расчёта резерва для выплаты отпускных, какие первичные документы используются при отгрузке товара и прочие важные аспекты ведения учёта.

Компания должна для себя определить, каких норм придерживаться для целей бухгалтерского или налогового учёта.

Так, например, при расчёте суммы амортизации в налоговом учёте допускается использовать амортизационную премию, которую можно списать на текущие расходы в размере 10%.

Согласно нормам бухгалтерского учёта, любая организация обязана создавать резервы по предстоящим отпускам, исключение составляют только малые предприятия, при этом сама методика расчёта резерва не установлена, поэтому компания может самостоятельно решить: производить расчёт персонально по каждому сотруднику или в целом по подразделениям.

Учетная политика для целей налогообложения (фрагмент). Раздельный учет по НДС

Когда понадобится:

для правильного распределения сумм входного НДС между различными видами деятельности.

Заполненный образец

Общество с ограниченной ответственностью «Производственная »

Учетная политика для целей налогообложения

ООО «Производственная » на 2020 год

Читайте также:  7 практических советов бухгалтеру: как перейти на ЕНС и свериться с налоговой

4. Раздельный учет по НДС

Для правильного распределения сумм входного НДС между различными видами деятельности организация ведет раздельный учет:

  • операций, облагаемых НДС;
  • операций, освобожденных от налогообложения (включая операции, которые не являются объектом обложения НДС) в соответствии со статьями 146 и 149 Налогового кодекса РФ.

В рамках учета операций, облагаемых НДС, организация ведет раздельный учет:

  • операций, облагаемых НДС по ставке 18 (10) процентов;
  • операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов (п. 10 ст. 165 НК РФ).

4.1. Раздельный учет операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения

4.1.2. Раздельный учет выручки и расходов по операциям, облагаемым НДС, и операциям, освобожденным от налогообложения, ведется на счетах 90 и 91. Для обеспечения раздельного учета к указанным счетам открываются субсчета:

  • «Операции, облагаемые НДС»;
  • «Операции, освобожденные от налогообложения»;
  • «Операции, облагаемые НДС по ставке 0 процентов».

4.1.2. К счету 19 открываются субсчета:

  • «НДС к вычету»;
  • «НДС к распределению»;
  • «НДС, вычет которого отложен до момента определения налоговой базы по ставке 0 процентов».

4.1.3. Суммы входного НДС по активам, приобретенным для деятельности, освобожденной от налогообложения, включаются в стоимость активов (учитываются на соответствующих счетах по субсчету «Деятельность, освобожденная от налогообложения») без отражения на счете 19.

4.1.4. Суммы входного НДС по активам, приобретенным для деятельности, облагаемой НДС, и учтенным на соответствующих счетах по субсчету «Деятельность, облагаемая НДС», отражаются на счете 19 субсчет «НДС к вычету».

4.1.5. Суммы входного НДС по активам, приобретенным для деятельности, облагаемой НДС, и для деятельности, освобожденной от налогообложения, отражаются на счете 19 субсчет «НДС к распределению».

Момент определения налоговой базы Понятие "отгрузка" в целях исчисления НДС

С 1 января 2006 г. ст. 167 НК РФ называется "Момент определения налоговой базы", а в п. 4 ст. 166 НК РФ слова "дата реализации" заменены на слова "момент определения налоговой базы". Обязанность исчислить налог возникает у налогоплательщика не с возникновением объекта налогообложения, а в момент определения налоговой базы.

Более того, момент определения налоговой базы для общего случая всегда наступает раньше, чем возникает налоговая база, и оказывается связанным не с юридическим фактом передачи прав собственности (выполнением работ, оказанием услуг), а с фактическими действиями (оплатой или отгрузкой). Налоговая база все меньше характеризует объект налогообложения, который определен ст. 146 НК РФ как реализация, отдаляясь от него во времени.

Отгрузка и переход права собственности

Термин "отгрузка" отождествляется законодателем с термином "передача". Термины "отгрузка" и "передача" налоговым законодательством не определены. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ "институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства".

Поскольку речь идет об операциях, связанных с исполнением сделок, обсуждаемые термины следует искать в гражданском законодательстве.

Термин "отгрузка" специально ГК РФ не определяется, однако так же, как и в налоговом законодательстве, ассоциируется с передачей товара. В ст. 509 ГК РФ указано:

"Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя".

Термин "передача" определяется следующим образом:

"Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором" (ст. 223 ГК РФ).

Согласно ст. 224 ГК РФ передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. Если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, вещь признается переданной ему с этого момента.

Из приведенных норм ГК РФ можно сделать следующие выводы.

Как оформить документ?

Приказ об утверждении учетной политики должен быть составлен в письменной форме. Тип бланка – обычный или фирменный – значения не имеет.

Приказ подписывает руководитель; кроме того, с ним нужно ознакомить под роспись работников, ответственных за его исполнение. Сотрудников, которые будут работать с соблюдением требований утверждаемой учетной политики, с приказом знакомить не нужно – они должны расписаться в листе ознакомления, прилагаемом к самой политике.

Приказ составляется в одном экземпляре и регистрируется в журнале учета распорядительной документации.

Читайте также:  Заявление на выплату единовременного пособия при рождении ребенка

Внести изменения в действующий приказ можно следующими способами:

  • посредством создания приказа о внесении изменений в действующий приказ;
  • путем издания нового приказа, отменяющего действие первоначального документа.

Обновлены правила раскрытия сведений о прекращаемой деятельности

Поправки нужно отразить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Подвергшееся изменению ПБУ 16/02 теперь будут обязаны использовать в работе не только коммерческие, но и некоммерческие компании, за исключением гос- и муниципальных учреждений.

Требование о раскрытии распространилось и на использование долгосрочных активов, которые организация планирует продать. К такой категории активов документ относит:

  • не используемые в деятельности ОС и внеоборотные активы, за исключением финансовых вложений. Факт неиспользования нужно подтвердить решением руководства, заключением соглашения о продаже;
  • ценности, которые остались после выбытия внеоборотных активов или образовались в результате эксплуатации, ремонта или модернизации (кроме запасов).
Минфин раскрывает и нюансы учета и оценки долгосрочных активов для продажи:

  • учет ведется в составе оборотных активов компании отдельно от других их видов;
  • оценка — вместо себестоимости, будет приниматься балансовая стоимость ОС на дату их перехода в категорию долгосрочных активов для продажи. Впоследствии процедуру оценки нужно осуществлять по правилам, аналогичным оценке запасов.
Временное неиспользование внеоборотного актива права его признания долгосрочным не дает.

Какие сведения отразить в бухотчетности:

  • описание долгосрочных активов и предполагаемые обстоятельства их реализации (способ и период);
  • образовавшуюся в результате продажи прибыль (убыток) и статью о финрезультатах, содержащую эту информацию.

Что должно быть в учетной политике по НДС

Учетная политика по НДС может включать:

  • описание синтетических и аналитических счетов учета НДС, применяемых в компании;
  • технологию документооборота по учету НДС;
  • перечень подтверждающих правомерность вычетов по НДС документов и требования к их оформлению, включая формы (счет-фактура, УПД, УКД и др.);
  • формы применяемых бухгалтерских справок-расчетов (по исчислению налоговых вычетов, суммы НДС к восстановлению и др.);
  • порядок нумерации счетов-фактур при наличии обособленных подразделений;
  • формулы и алгоритмы раздельного учета НДС;

Как описать методику ведения раздельного учета по НДС в учетной политике, детально разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • алгоритм подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС (ответственные лица, перечень представляемых налоговикам документов и др.);
  • перечень лиц, уполномоченных подписывать счета-фактуры (УПД, УКД);
  • список ответственных лиц за оформление и отправку по ТКС деклараций по НДС;
  • алгоритмы оформления и подписания документов, связанных с расчетом НДС (книги покупок, книги продаж и др.);
  • иные аспекты (порядок подшивки и хранения счетов-фактур и иных связанных с исчислением НДС документов).

Нужно ли менять учетную политику по НДС на 2021 год?

Согласно действующему законодательству изменения в учетную политику компании вносятся в том числе при изменении нормативных актов, регламентирующих исчисление и уплату налога.

Так, с января 2021 года на территории РФ была повышена ставка НДС до 20%. В этой связи налогоплательщику в приказе на изменение учетной политики следовало прописать порядок исчисления налога, а также алгоритм учета переходных авансов. Т.к. получив аванс в 2018 году и рассчитав с него налог по ставке 18/118, налогоплательщик при отгрузке в 2021 году должен был предъявить покупателю налог, исчисленный по ставке 20%.

Как считать НДС в переходном периоде читайте здесь.

Внести изменения в учетную политику с 2021 года (или с любого нового налогового периода 2020-2021 годов) необходимо, если:

  • компания планирует осуществлять операции, освобожденные от НДС (к примеру, выдавать займы контрагентам) — методику раздельного учета НДС необходимо разработать и включить в учетную политику;

О том, как ведется раздельный учет по НДС — принципы и методика, мы рассказывали в этом материале.

  • в действующей учетной политике детализированы особенности расчета налога или отчетности по НДС, которые со следующего года меняются в связи с законодательными нововведениями (например, если в учетной политике указана применяемая форма декларации по НДС и прописан алгоритм ее заполнения, а форма декларации по НДС меняется);

О том, какие еще законодательные нововведения по НДС нужно учесть в учетной политике, читайте в нашем обзоре изменений НДС.

Образец учетной политики по НДС на 2021 год есть и в «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к К+ и изучите нюансы составления данного документа.


Похожие записи: