Формы предварительного расследования, их соотношение: общее и различия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формы предварительного расследования, их соотношение: общее и различия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Отличия следствия от дознания

Следствие является основной формой предварительного расследования, применяемой для расследования преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью, тогда как дознание представляет собой упрощенную форму предварительного расследования, допустимую лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, не представляющих большой сложности в расследовании. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по тем же правилам, что и следствие, но за исключением ряда процессуальных особенностей (изъятий).

Основное «различие, — отмечал М.С. Строгович, — между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что предварительное следствие есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая по делам о более серьезных преступлениях. Дознание — это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии».

Субъект расследования. Дознание по уголовным делам осуществляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, предусмотренных п. п. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание может проводиться следователем. Следствие по уголовным делам осуществляет следователь. И лишь при необходимости быстрого обнаружения и закрепления следов преступления, незамедлительного собирания доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает также и орган дознания (ч. ч. 1 — 3 ст. 157 УПК РФ). Дознаватель вправе обжаловать любое указание прокурора, но и в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения. Следователю указания может дать руководитель следственного органа. Указания прокурора могут быть адресованы следователю только после рассмотрения последним обвинительного заключения (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Сроки дознания и следствия. Срок дознания меньше, чем срок предварительного следствия. Он составляет 30 суток, а у предварительного следствия первоначальный срок — 2 месяца. Срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, пределов же продления срока предварительного следствия нет. Срок дознания, осуществляемого органом дознания, продлевает прокурор, а срок предварительного следствия — руководитель следственного органа. Имеются отличия и в основаниях продления такового. Таким образом, для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые имеют свои пределы, регламентированные ч. ч. 4 и 5 ст. 223 УПК РФ. Для следствия законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК РФ).

Процессуальное положение лица, подвергающегося уголовному преследованию. Так, в ходе следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем переходит в статус обвиняемого. Вместе с тем лицо может быть привлечено в качестве обвиняемого и без предварительного нахождения в статусе подозреваемого. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, приобретает статус обвиняемого лишь во время окончания предварительного расследования — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта или обвинительного постановления. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя человек пребывает в статусе подозреваемого.

Степень прокурорского надзора и ведомственного контроля. Так, полномочия прокурора по надзору за дознанием весьма широки. Дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого, в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования; дача обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и многие другие. Степень прокурорского надзора за предварительным следствием менее существенна и сводится лишь к некоторым полномочиям, тогда как большая часть вопросов контроля качества следствия находится в полномочиях ведомственного контроля.

Форма окончания предварительного расследования. Для предварительного следствия характерны такие формы окончания расследования, как прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК РФ). Помимо этого, предварительное следствие может оканчиваться еще одной специфической формой — направлением материалов уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК РФ). В свою очередь, дознание может оканчиваться прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и его направлением в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением (ст. ст. 225, 226 и 226.7 УПК РФ). Кроме этого, дознание может быть окончено посредством смены формы предварительного расследования, т.е. путем передачи уголовного дела для дальнейшего производства следствия.

У дознания и предварительного следствия имеются также иные отличия.

Дознание в сокращенной форме не должно превысить срок в 15 дней, со дня вынесения постановления о его производстве в сокращенной форме. Также как и при производстве дознания в общем порядке прокурор легко этот срок продлевает. До 20 дней — когда необходимо пересоставить обвинительное постановление, а в виду большого объема следственных и иных процессуальных действий, в установленный срок это сделать якобы не представляется возможным.

Дознаватель о каждом продлении срока дознания обязан в письменном виде уведомить об этом подозреваемого, его защитника, а также потерпевшего и его представителя. Но этого не происходит, следователи во время предварительного следствия, дознаватели во время производства дознания обычно никогда не уведомляют никого, да и зачем им это?

Наказания за это не предусмотрено, на практике они даже выговор не получат, это в порядке вещей. Дознание в сокращенной форме всегда может быть прекращено и продолжено уже в общем порядке. В этом случае срок дознания в сокращенной форме засчитывается в общий срок предварительного расследования.

Формы предварительного расследования (предварительное следствие и дознание)

В соответствии со ст. 150 УПК РФ формами предварительного расследовании являются предварительное следствие и дознание. Правильное определение того, предварительное следствие или дознание должны проводиться по тому или иному преступлению — важнейшая предпосылка законности дальнейшего производства по уголовному делу.

Предварительное следствие

Предварительное следствие, регламентированное гл. 22 УПК РФ, основная форма предварительного расследования. Это объясняется тем обстоятельством, что оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознание.

Предварительное следствие представляет собой систему процессуальных действий и решений следователя, которые состоят в принятии уголовного дела к производству, выполнении следственных и иных процессуальных действий, предъявлении обвинения, применении мер процессуального принуждения, приостановлении и окончании предварительного следствия, а также исполнении итоговых решений по уголовному делу.

Формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие

Действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает две основные формы (два процессуальных порядка) производства предварительного расследования: дознание (упрощенная форма) и предварительное следствие (основная форма). Подобная дифференциация обусловлена большим количеством как материально-правовых, так и процессуальных предпосылок, например различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.

Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, являясь формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Следовательно, порядок осуществления того и другого очень близок. Это, в частности, выражается в общих условиях предварительного расследования, в единых способах собирания и проверки доказательств, в одинаковых требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц, в идентичных средствах государственного принуждения и т. д. И дознаватель, и следователь наделены иными общими процессуальными полномочиями; деятельность обоих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора. Доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

Приостановление и возобновление предварительного следствия

В процессе предварительного расследования нередко возникают различные объективные обстоятельства, исключающие возможность производства следственных действий и иных процессуальных мероприятий с участием лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, которые, в свою очередь, делают невозможным окончание досудебного производства по уголовному делу и направление его материалов в суд. Такие обстоятельства могут существовать довольно длительный период времени и обусловливают процессуальную пассивность органов предварительного расследования. Поэтому законодатель предусматривает возможность приостановления предварительного расследования.

Приостановление предварительного следствия — это временное прекращение досудебных уголовно-процессуальных отношений, обусловленное объективно сложившимися обстоятельствами, исключающими возможность производства следственных действий и иных процессуальных мероприятий с участием лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности. Таким образом, основания для приостановления предварительного расследования всегда представляют собой объективные, не зависящие от волеизъявления органов дознания или предварительного следствия обстоятельства, сопряженные с отсутствием лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.

Эти основания регламентированы ч. 1 ст. 208 УПК. Условно их можно разделить на две группы:

1) основания, обусловленные процессуальными сроками, по которым приостановление предварительного расследования допускается лишь по истечении установленного по данному уголовному делу срока до знания или предварительного следствия. Эта группа включает два следующих основания: а) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено; б) подозреваемый или обвиняемый скрылся от органов предварительного расследования либо место его нахождения не установлено по иным причинам;

2) основания, не обусловленные процессуальными сроками, по которым предварительное расследование может быть приостановлено и до окончания его срока. В эту группу включены следующие основания: а) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует; б) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях. К подобным заболеваниям относятся психические расстройства и болезни, лечение которых проистекает в медицинских стационарах или при постельном режиме.

При этом вне зависимости от основания предварительное расследование может быть приостановлено только в случае, если по уголовному делу выполнены все остальные следственные действия и иные процессуальные мероприятия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и приняты меры по его установлению либо розыску (ч. 5 ст. 208 УПК).

Читайте также:  XI. Порядок оплаты труда стажеров

Процессуальное решение о приостановлении предварительного расследования оформляется постановлением дознавателя или следователя, копия которого направляется прокурору. О приостановлении предварительного расследования уведомляются потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Одновременно им разъясняется порядок обжалования данного решения руководителю следственного органа, прокурору или в суд. В случае приостановления предварительного следствия по не обусловленным процессуальными сроками основаниям об этом уведомляются также подозреваемый (обвиняемый) и его защитник.

На практике нередко возникает ситуация, когда по уголовному делу, расследуемому в отношении нескольких лиц, основания для приостановления касаются не всех, а только одного или нескольких соучастников. В этом случае в соответствии с ч. 3 ст. 208 УПК уголовное дело в отношении этих лиц может быть приостановлено после выделения в отдельное производство в порядке ст. 154 УПК.

По приостановленному уголовному делу не допускается проведение ни следственных действий, ни иных процессуальных мероприятий, а также вынесение постановлений, направленных на решение задач предварительного расследования.

Вместе с тем в целях завершения досудебного производства и на правления его материалов в суд законодатель обязывает следователя (дознавателя), приостановившего уголовное дело, осуществлять различные непроцессуальные мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, исключивших участие подозреваемого или обвиняемого (ст. 209 УПК). В частности, это может выражаться в направлении в различные органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям запросов, писем, телефонограмм и в истребовании от них различных документов.

Более того, следователь вправе по приостановленному уголовному делу поручать органам дознания проведение различных ОРМ, в том числе организацию розыска скрывшегося подозреваемого или обвиняемого, и контролировать ход их осуществления.

В частности, Председатель Следственного комитета РФ предписывает следователям вверенного ему ведомства не реже одного раза в месяц запрашивать и получать информацию о результатах исполнения поручения из органа, осуществляющего ОРД, а в необходимых случаях обращаться с ходатайством к прокурору о проверке исполнения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по конкретному делу.

Розыск представляет собой систему непроцессуальных мероприятий, направленных на установление места нахождения скрывшегося подозреваемого или обвиняемого в целях его фактического задержания и доставления в органы предварительного расследования (ст. 209 УПК). По территории проведения розыск может быть: местным, федеральным или международным. Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного расследования, так и одновременно с его приостановлением. Поэтому следователь (дознаватель) либо выносит отдельное постановление о розыске лица, либо указывает об этом в постановлении о приостановлении предварительного расследования. В случае обнаружения разыскиваемого он может быть задержан органом дознания по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном гл. 12 УПК. При наличии соответствующих оснований в отношении его может быть избрана мера пресечения, в том числе заключение под стражу.

Возобновление приостановленного предварительного следствия — это процессуальная процедура, которая заключается в восстановлении всех ранее приостановленных правоотношений ввиду устранения обстоятельств, исключающих возможность участия в уголовном деле лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, или ввиду появления новых обстоятельств, требующих производства ряда процессуальных мероприятий без его участия.

Так, согласно ч. 1 ст. 211 УПК предварительное расследование возобновляется в случаях, если: а) отпали основания его приостановления; б) возникла необходимость производства новых следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого или обвиняемого. Решение о возобновлении производства по уголовному делу оформляется соответствующим постановлением следователя (дознавателя). О возобновлении предварительного расследования сообщается подозреваемому, обвиняемому, защитнику, потерпевшему и другим заинтересованным лицам, а так же прокурору.

Уголовное дело может быть также возобновлено на основании постановления прокурора (ч. 11 ст. 211, ч. 31 ст. 223 УПК), руководителя следственного органа — для предварительного следствия (ч. 2 ст. 211 УПК) либо руководителя подразделения дознания — для дознания (ч. 31 ст. 223 УПК) в связи с отменой постановления следователя (руководителя следственного органа) или дознавателя о приостановлении предварительного расследования.

Чем отличается следствие от дознания

Предварительное следствие и дознание — это следственные органы, которые проводят досудебное расследование в разном порядке и с разными полномочиями.

Органы дознания и предварительного следствия в процессе производства расследования решают общие задачи, подчиняются единым нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также единые последствия их работы (информация – материалы по делу рассматриваются в суде). При этом необходимо учесть, что данные органы являются самостоятельными органами расследования, орган предварительного расследования занимает более значимую роль. Любое уголовное дело может быть раскрыто в процессе предварительного расследования.

Органы дознания и предварительного расследования отличаются по следующим критериям:

  1. По уполномоченным органам. Предварительное расследование могут проводить (ст. 125 УПК РФ): следователи органов ФСБ; следователи органов внутренних дел; следователи федеральных органов налоговой полиции; следователи прокуратуры, следователи военной прокуратуры. Процесс дознания могут производить (ст. 117 УПК РФ): милиция; главнокомандующие или ими назначенные должностные лица воинских частей — по всем преступлениям, совершенных военнослужащими и др. подчиненными; органы ФСБ — по делам, которые отнесены законом к их полномочиям; главные должностные лица, следственных изоляторов и исправительных учреждений — по преступлениям, совершенных внутри учреждения сотрудниками; государственные органы государственного МЧС — по делам о нарушении противопожарных правил, о пожарах в целом; пограничная служба РФ и ее органы — по нарушениям пересечения режима государственной Федеральной границы и др. нарушений в зоне таможенного поста; капитаны кораблей или их помощники, находящихся в дальнем плавании, также управляющие лица зимовок в отсутствии транспортных связей с зимовкой; налоговая полиция — по нарушениям норм и правил налогообложения РФ; органы таможни — по делам о преступлениях, предусмотренных УПК.
  2. По срокам производства следствия. В случае, если предварительное следствие необходимо, процесс дознания со дня возбуждения уголовного дела должен быть закрыт в срок до 10 суток. Продлить этот срок нельзя. Тогда, когда предварительное следствие не обязательно, дознаватель должен закончить процесс дознания в течение 30 дней, в ряде обстоятельств возникает необходимость продлить срок дознания. Прокурор или вышестоящий орган может продлить срок ведения процесса дознания еще на 30 дней, но не более.

Отличия дознания от предварительного следствия

Как и предварительное следствие, дознание является процессуальной деятельностью, построенной на общих принципах и требованиях российского уголовно-процессуального законодательства. Принципиальное единство дознания и предварительного следствия в том и заключается, что органы, их осуществляющие, руководствуются едиными принципами процесса, единым процессуальным законодательством, решают единые и общие задачи уголовного судопроизводства. Являясь видами одной стадии процесса – стадии предварительного расследования, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков.

  • 1. Предварительное следствие проводится следователями, т.е. специальными должностными лицами, для которых расследование преступлений является основной и единственной обязанностью. Дознание производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания – только одна из возложенных на эти органы обязанностей при исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни.
  • 2. При выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с ОРМ, которые проводятся с помощью специального подсобного аппарата, оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска. Эти действия дополняют друг друга и обеспечивают своевременное раскрытие преступления, установление лиц, их совершивших, и лиц, уклоняющихся от дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от уголовного наказания.
  • 3. Дознание и предварительное следствие различаются по органам, входящим в разные ведомственные системы. Органов дознания по количеству намного больше органов предварительного следствия и они отражают разнообразие социальных сфер, требующих правового вмешательства силовых структур государства.
  • 4. Дознание и предварительное следствие различаются по подследственности уголовных дел. К компетенции органов дознания отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. Эти преступления являются менее опасными и сложными для расследования, вскрываются при осуществлении административных функций и обеспечении общественного порядка и безопасности. К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании.
  • 5. Дознание отличается от предварительного следствия по процессуальному режиму. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК). По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела.

По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители по ходатайству могут знакомиться с материалами законченного расследования полностью или частично, за исключением документов, указанных в ч. 2 ст. 317.4 УПК, выписывать необходимые сведения и заявлять различного рода ходатайства (ст. 216-218 УПК). По окончании дознания, которым исчерпывается расследование по делу, такими правами наделяются только потерпевший или его представитель по его ходатайству (ч. 3 ст. 225 УПК). По сравнению с предварительным следствием дознание упрощено тем, что с материалами оконченного расследования знакомятся только обвиняемый, его защитник, потерпевший или его представитель по его ходатайству.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). Органы дознания не вправе давать следователю какие-либо указания и поручения, а также не вправе без письменных указаний следователя производить какие-либо процессуальные, следственные действия по делу, находящемуся в производстве следователя. Это свидетельствует о том, что по отношению к органу дознания следователь занимает положение, наделяющее его более широкими полномочиями.

Чем отличается следствие от дознания?

Я так понимаю, Вы о предварительном следствии.
Для начала определение.
Предварительное следствие это регламентированное гл. 22 УПК РФ, основная форма предварительного расследования. Это объясняется тем обстоятельством, что оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознание.
Дознание — форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).
Таким образом, только процессуальная деятельность органа дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, может называться дознанием. Производство неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ не является дознанием.

Читайте также:  Римское право. Приобретение наследства и его последствия. Иски о наследовании

Нельзя не сказать в таком вопросе и некоторых схожествах. Как и предварительное следствие, дознание является процессуальной деятельностью, построенной на общих принципах и требованиях российского уголовно-процессуального законодательства. Принципиальное единство дознания и предварительного следствия в том и заключается, что органы, их осуществляющие, руководствуются едиными принципами процесса, единым процессуальным законодательством, решают единые и общие задачи уголовного судопроизводства. Являясь видами одной стадии процесса – стадии предварительного расследования, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков:

1. Органы, которые проводят эти процессуальные действия:

Предварительное следствие производится:
-следователями Следственного комитета РФ — по уголовным делам о преступлениях, перечисленных п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ;
-следователями органов Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, перечисленных п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, а также в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК РФ;
-следователями органов внутренних дел РФ — по уголовным делам о преступлениях, перечисленных п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ;
-по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 5 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления. В случаях, перечисленных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ оно производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело

Дознание производится:
-дознавателями органов внутренних дел РФ — по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, за исключением уголовных дел, указанных в п. 3-6, 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;
-дознавателями пограничных органов Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 3 ч. 3. ст. 151 УПК РФ;
-дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;
-дознавателями органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 6 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;
-следователями Следственного комитета РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;
-дознавателями таможенных органов РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 9 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

2. Действия, выполняемые при выполнении своей обязанности.

Органы предварительного следствияпри расследованию преступлений используют только следственные (допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, понятого), очная ставка, обыск, выемка, осмотр, освидетельствование, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, опознание, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию) и иные процессуальные действия.

Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с ОРМ (оперативно-розыскные мероприятия), которые проводятся с помощью специальной оперативной техники (информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде ), научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска.

Кто проводит дознание

Дознание проводят дознаватели полиции, противопожарной службы и службы судебных приставов. Они могут вызвать на допрос, провести любое следственное действие (обыск, выемку и т. д.), заключить обвиняемого под стражу. Но, в отличие от следователей, дознаватели не вправе самостоятельно принимать некоторые решения по уголовному делу, например, о заключении под стражу. Решение о применении этой меры пресечения может быть принято только по инициативе начальника органа дознания. Исполнять будет дознаватель, который с согласия прокурора должен обратиться в суд для заключения подозреваемого под стражу.

К органам дознания относят территориальные подразделения полиции, органы по контролю за оборотом наркотиков, противопожарной службы и службы судебных приставов, командиров воинских частей и начальников военных учреждений (ст. 40 УПК РФ). Право выступать от имени органа дознания дано только начальнику отдела (управления) внутренних дел и его заместителям.

Обвинительный акт и знакомство с делом

Закончив расследование, дознаватель составляет обвинительный акт. В нем дознаватель указывает: кто, как и по каким причинам совершил преступление, а также перечисляет доказательства, которые подтверждают виновность обвиняемого. Обвинительный акт утверждают начальник (его заместитель) органа дознания и прокурор.

Составив обвинительный акт, дознаватель обязан ознакомить обвиняемого со всеми материалами уголовного дела. Потерпевший сможет их изучить, если заявит ходатайство об этом (ст. 216, 217, 225 УПК РФ).

Знакомясь с документами, вы можете делать выписки и снимать копии (ст. 217 УПК РФ).

Прежде чем представить материалы дела обвиняемому (потерпевшему), дознаватель составляет специальный график. В нем делают отметки о времени и месте ознакомления, количестве прочитанных листов.

Обращайте внимание на то, чтобы время, указанное в графике ознакомления, соответствовало действительности. В противном случае у дознавателя появится возможность обвинить вас в том, что вы умышленно затягиваете знакомство с делом.

Обычно знакомство с делом происходит в кабинете дознавателя. Если же обвиняемый находится в СИЗО, то ему приносят дело туда, причем раньше, чем обычно, то есть до составления обвинительного акта.

Срок заключения под стражу не может быть больше срока дознания. По окончании этого срока дознаватель обязан вас освободить, даже если вы не успели изучить материалы дела. Знакомство с ними вы продолжите в кабинете дознавателя.

Чем отличается следствие от дознания?

Я так понимаю, Вы о предварительном следствии.
Для начала определение.
Предварительное следствие это регламентированное гл. 22 УПК РФ, основная форма предварительного расследования. Это объясняется тем обстоятельством, что оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознание.
Дознание — форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).
Таким образом, только процессуальная деятельность органа дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, может называться дознанием. Производство неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ не является дознанием.

Дознание как форма предварительного расследования

Действующее уголовно-процессуальное законодательст­во РФ предусматривает в две формы производства предвари­тельного расследования:

    1. дознание;
    2. предварительное следствие.

Подобная дифференциация обусловлена большим количест­вом, как материально-правовых, так и процессуальных предпо­сылок: различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.

Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, яв­ляясь формами одного и тоже же этапа процессуальной дея­тельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных за­дач. Следовательно, порядок их осуществления очень близок другу к другу. Это в частности выражается:

    • в общих условиях предварительного расследования,
    • в единых способах собирания и проверки доказательств,
    • в одинаковых требованиях по обес­печению прав и законных интересов участвующих лиц,
    • в иден­тичных средствах государственного принуждения и т.д.

И доз­наватель, и следователь наделены иными общими процессуаль­ными полномочиями; деятельность обоих этих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного кон­троля, а также прокурорского надзора.

Доказательства, полу­ченные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

Органы оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия

· Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ;

· Главное следственное управление (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов РФ;

· следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и региональных объектах;

· следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

Следственный комитет возглавляет заместитель министра — начальник Следственного комитета при МВД РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; оперативный розыскной следствие дознание

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации – по уголовным делам.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 224-ФЗ, вступающим в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования, в подпункте “а” пункта 1 части второй статьи 151 цифры “185 – 185.5,” будут заменены цифрами “185 – 185.6,”.

Положения части второй статьи 151 в редакции Федерального закона от 29.12.2009 N 393-ФЗ, касающиеся изменения подследственности преступлений, предусмотренных статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, применяются в отношении уголовных дел, возбужденных после 1 января 2011 года (пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2009 N 393-ФЗ).

а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 – 110, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131 – 133, 136 – 149, 198 – 199.2, 170.1, 185 – 185.5, 205, 205.1, 205.2, 208 – 212, 215, 215.1, 216, 217, 227, 237 – 239, 246 – 249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 263, 263.1, 269, 270, 271, 279, 282, 282.1, 282.2, 285 – 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298 – 305, 317, 318, 320, 321, 328, 332 – 354 и 356 – 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Читайте также:  Постановка недвижимости на кадастровый учет: стоимость и сроки в 2023 году

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью.

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

2) следователями органов федеральной службы безопасности – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй – четвертой, 189, 205, 205.1, 205.2, 208, 211, 275 – 281, 283, 284, 322 частью второй, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Положения части второй статьи 151 в редакции Федерального закона от 29.12.2009 N 393-ФЗ, касающиеся изменения подследственности преступлений, предусмотренных статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, применяются в отношении уголовных дел, возбужденных после 1 января 2011 года (пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2009 N 393-ФЗ).

3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой – третьей, 113, 114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частью третьей, 124, 127.1, 127.2, 134, 135, 150 частями второй и третьей, 151 частями второй и третьей, 158 частями второй – четвертой, 159 частями второй – четвертой, 160 частями второй – четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью третьей, 166 частями второй – четвертой, 167 частью второй, 169, 171 частью второй, 171.1 частью второй, 172, 174, 174.1, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частью третьей, 181 частью второй, 183, 184, 186, 187, 188 частями второй – четвертой, 191 – 193, 195 – 197, 201, 202, 204 – 206, 208 – 210, 213 частью второй, 215.2, 215.3, 219 частями второй и третьей, 220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 225 – 227, 228 частью второй, 228.1, 234 частями второй и третьей, 235, 236, 240 частями второй и третьей, 241 частями второй и третьей, 242.1, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частью второй, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 268 частями второй и третьей, 272 – 274, 290 – 293, 304, 313 частями второй и третьей, 322.1 частью второй, 327 частью второй, 327.1 частью второй и 330 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации.

4) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй – четвертой (в части, касающейся контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ), 228 частью второй, 228.1, 229, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

Каждый этап расследования уголовного преступления имеет общие нормы для всех правоохранительных структур, занимающихся делом. Однако они различаются по правилам проведения в каждом конкретном случае. Сегодня в ходе расследования принято следовать общепринятым правилам ведения расследования:

  • соблюдение норм подследственности и мест ведения следственных мероприятий;
  • начало следствия в исходной точке правонарушения;
  • соблюдение границ ведения расследования;
  • следователь должен иметь необходимые права и квалификацию для самостоятельного ведения расследования;
  • обязательное рассмотрение всех относящихся к расследованию ходатайств и удовлетворения значимых из них;
  • запрет на передачу любой информации, касающейся расследования;
  • в случае возникновения необходимости – группировать идентичные дела или выделять те или иные случаи в отдельное дело;
  • привлекать только специалистов, имеющих необходимую квалификацию, и использовать специальную технику или оборудование;
  • своевременно предпринимать необходимые действия для выявления, предотвращения противоправных действий.

Целью правоохранительных структур, проводящих расследования являются:

  • раскрытие преступления;
  • поиск граждан, причастных к противоправным действиям, и оправдание лиц, не причастных к ним;
  • создание полноценной базы доказательств;
  • доставка всех подозреваемых лиц на судебный процесс;
  • обеспечение получения решения суда о взыскании ущерба, полученного в результате противоправных действий.

Участие адвоката в уголовном деле позволяет контролировать полноту и правильность ведения мероприятий, направленных на достижение перечисленных выше действий.

Отличие дознания от предварительного следствия

Дознание и предварительное следствие являются процессуальными процедурами. Они основываются на общих принципах и предписаниях УПК. Уполномоченные органы в своей деятельности реализуют единые задачи. Предварительное следствие и дознание относятся к одной стадии производства — расследованию преступлений. При всей схожести процедур, однако, между ними есть ряд существенных отличий.

К ведению дознавателей относятся дела о преступлениях средней и небольшой тяжести. Как правило, они имеют место в сфере охраны и управления общественным порядком. Такие деяния считаются менее опасными и не такими сложными для изучения. Они раскрываются в процессе выполнения административных функций и обеспечения общественной безопасности и порядка. Предварительное следствие обязательно для преступлений, относящихся к тяжким и особо тяжким. Эти деяния представляют серьезную угрозу для общества, отличаются трудоемкостью и сложностью раскрытия.

Если для преступления предварительное следствие обязательно, неотложные мероприятия проводятся в десятидневный срок. В законодательстве не предусматривается продление этого периода. Если для раскрытия преступления достаточно проведения дознания, то предварительные мероприятия проводятся в 15-дневный срок. Этот период может продлить прокурор, но не больше чем на 10 дней. Предварительное расследование (предварительное следствие) может длиться не больше двух мес. Продлить его может любой прокурор (от районного до генпрокурора).

Предварительное следствие по делу включает в себя выполнение ряда мероприятий, промедление с которыми может привести к:

  1. Утрате/порче следов преступления.
  2. Затруднениям при обнаружении и закреплении признаков деяния.
  3. Появлению у преступника возможности уклониться от преследования.

Действующий в настоящее время УПК не дает полный перечень неотложных действий. На практике к ним традиционно относят:

  • Освидетельствование.
  • Выемку.
  • Осмотр.
  • Допрос потерпевшего.
  • Обыск и пр.

После выполнения неотложных мероприятий, но не позже 10 дней с даты начала преследования, органом дознания материалы должны быть переданы прокурору. С этого момента совершение каких-либо действий для раскрытия преступления должно быть санкционировано. Предварительное следствие и оперативно-розыскные мероприятия выполняются с уведомлением вышестоящих органов об их результатах. В особенности это касается случаев, когда в ходе неотложных действий не была установлена личность подозреваемых.

Предварительное следствие завершается составлением документа, в котором указывается:

  1. Место и дата оформления.
  2. Ф. И. О., должность служащего, составляющего акт.
  3. Сведения о субъекте, привлекаемом к ответственности.
  4. Время и место совершения деяния, мотивы, способы, цели, последствия и прочие обстоятельства, имеющие существенное значение.
  5. Формулировка обвинения со ссылкой на пункт, часть, статью УК.
  6. Список доказательств, подтверждающих виновность привлекаемого лица, перечень фактов, которые указывает сторона защиты.
  7. Смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.
  8. Сведения о потерпевшем, размере и характере вреда, причиненного ему.
  9. Перечень лиц, которые должны быть вызваны в суд.

Утверждение обвинительного акта находится в компетенции начальника органа, проводившего оперативно-розыскные и прочие процессуальные мероприятия. Данный документ вместе с собранными материалами отправляется прокурору. Последний должен изучить их в течение двух дней.

Указанное должностное лицо, исследовав полученный обвинительный акт и материалы, выносит одно из следующих постановлений:

  1. О возвращении дела в случае несоблюдения требований ст. 225 УПК. В этом случае орган, проводивший процессуальные мероприятия, должен составить обвинительный акт надлежащим образом и вновь отправить прокурору. Последний при этом может продлить период дознания не более чем на 3 дня.
  2. Об утверждении акта и направлении материалов в суд для рассмотрения их по существу.
  3. О прекращении преследования по основаниям, установленным в ст. 24-28 УПК.
  4. О направлении материалов на предварительное следствие.

Предварительное расследование производится в форме предваритель-ного следствия либо в форме дознания. Производство предварительно» следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о пре-ступлениях небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по этим делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, самостоятельно, без передачи дела следователю, устанавливает все обстоятельства дела и завершает расследование. Материалы такого дозна-ния являются основанием для рассмотрения уголовного дела в суде. Предварительное следствие производится:

* следователями прокуратуры;

* следователями органов Федеральной службы безопасности;

* следователями органов внутренних дел РФ;

* следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *